Современный свадебный обряд и традиции. В полной готовности: изучаем свадебные традиции и приметы

09.09.2019

Россия - многогранная уникальная страна, история которой насчитывает сотни красивейших обрядов, сопровождающих, в том числе, и свадебное торжество. До сегодняшнего дня сохранились некоторые традиции, исполнение которых скорее дань истории и дополнительная забава для гостей. Собираясь организовать бракосочетание, не лишним будет изучить свадебные обычаи России и найти в них много общего с современными ритуалами.

Благословение молодых

Обязательной традицией, предшествующей таинству брака, было благословение родителей, которое соблюдалось неукоснительно. Дети обращались к родичам со словами: «Благословите батюшка, матушка!». В ответ мать с отцом, держа в руках икону, отвечали — «Бог благословит!» В стародавние времена практически все люди были крещенные. В настоящее же время, получающие благословение с иконой некрещенные молодые, скорее следуют моде, так как божьего благословения как такового они не получают.

Обряды

Наряду с высокой степенью религиозности русской нации народ свято верил и в потусторонние силы. На бракосочетании необходимым было присутствие колдуна, чародея, который оберегал бы молодых от сглаза, отвлекал от них веселыми шутками и игрищами сатанинское зло. На современной свадьбе в России колдуна легко узнать в облике разудалого тамады. Организатор церемонии создает праздничную атмосферу на торжестве, веселит и развлекает гостей.

Сватовство

По старорусским заветам хлопоты со сватовством целиком и полностью лежали на родителях. За ними оставалось решающее слово — быть свадьбе или нет. Именно родители определяли размер приданого, контролировали расходы на торжество. Свадебные традиции России сегодня позволяют детям самим делать выбор, а также решать вопросы, связанные с организацией торжества. Но по-прежнему визит к родителям невесты для официального разрешения на брак считается знаком приличия, уважения.

Выкуп

В русских свадебных традициях было естественным для жениха и его родителей заплатить за свое счастье, то есть осуществить выкуп. На сегодняшний день ритуал выкупа — это веселая забава для молодых, друзей и всех участников празднества. Нетерпеливому новобрачному веселящиеся гости подкидывают задания, придумывают препятствия по дороге к любимой. Обычно жених откупается мелкими суммами денег или сладостями.

Сговор

На Руси после сватовства проходил обычай сговора. Так именовали долгие беседы о совместных вложениях в бюджет свадьбы. Обговаривались размеры приданого невесты, семейного капитала и выкупа. Такое мероприятие напоминает юридическое оформление брачного контракта, которое регламентирует расходы членов семьи и наследство в случае развода.

Застолье

На Руси юным молодым перед торжественным обедом выносили свадебный каравай с солонкой соли. Отведав ритуального хлеба, новобрачные кланялись в пояс гостям, а те в свою очередь символически благословляли их, осыпая зерном, символом достатка и благоденствия. Сейчас при выходе из Дворца бракосочетания жениху и невесте устраивают фейерверк из лепестков прекрасных роз. А в процессе праздника происходит вкушение ритуального каравая.

Обычай кричать «Горько!» раньше происходил несколько иначе. Невеста по очереди подходила к каждому гостю с праздничной стопкой на подносе. Выпив, приглашенный кричал «Горько!», демонстрируя таким образом, что ему поднесли хмельной праздничный напиток. А взамен было принято класть на поднос денежные суммы и подарки.

Современные свадебные традиции России, связанные с застольем, обросли новыми интересными моментами, уже прочно укоренившимися среди населения. Так, свидетели скрепляют две бутылки шампанского для молодой семьи. Первую бутылку игристого напитка новобрачные берегут до первой годовщины свадьбы, вторую полагается открыть в честь рождения первого ребенка.

По свадебным обычаям танцевальный вечер открывают молодые своим первым танцем. Затем плясать выходят все желающие, а следом, как правило, начинается развлекательная часть торжества.

Венчание

Обряд венчания в настоящее время проводится не всегда или откладывается на другое время. После регистрации и посещения церкви новобрачные совершают увеселительную прогулку по городу. Во время такой поездки нередко происходят нововведенные обряды современных свадеб. Например, на мостах вдвоем закрывают замочек на ключ, что символизирует нерушимость брака. Или повязывают голубям на лапки ленточки розового и голубого цвета и отпускают их для определения пола ребенка. С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша.

Девичник и мальчишник

Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся.

Свадебные кольца

Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай. Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами.

Букет невесты

Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених.

Похищение невесты

Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться.

Туфелька невесты

Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам. Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца.

Рушник

Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом.

Свадебный каравай

Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб. Поэтому молодым полагалось вкусить данное лакомство, чтобы их жизнь была без нужды, голода и лишений. Современная интерпретация ритуала преобразовалась в шуточную форму. Откусывая от каравая, жених с невестой норовят отхватить ломтик побольше, чтобы занять лидирующую позицию в паре. В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло. На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат.

Брачная ночь

Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя.

Обычай проводить первую свадебную ночь вне родных стен призывает молодых людей скрыться от злых чар, спрятаться в другом месте. Часто ночлег новобрачным предоставляли родственники, или в качестве экзотического варианта молодых людей отправляли на сеновал, оборудованный сарайчик. Современные молодожены также жаждут приключений и для этого бронируют номер в гостинице, арендуют апартаменты.

В отличие от славянских традиций, второй день банкета стал необязательным. Вместо него юные влюбленные предпочитают свадебное путешествие, медовый месяц в каком-нибудь курортном месте.

Несмотря на то, что культура постоянно меняется и многие традиции утрачивают свою актуальность, свадебное торжество навсегда останется самым великолепным и запоминающимся событием в жизни. А чтобы свадьба стала настоящим праздником любви и веселья, необходимо приложить все усилия и как следует подготовиться.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Современные свадебные обычаи и традиции в России

студентки 4 курса 5 группы

дневного отделения

коммерческой формы обучения

Научный руководитель:

ст. преподаватель Павлова

Иваново,2009

Свадебные традиции……………………………………………………….4

Свадебные приметы………………………………………………………..8

В каком месяце жениться………………………………………………….12

Источники…………………………………………………………………..13

Свадебные традиции

Традиция «выдавать» дочь замуж вместе с приданым родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи влюбилась в простого мельника. Конечно же, родители были против такого брака, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима, и ушла, в чем была, к любимому.

Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто- посуду, кто – постельное белье, кто – деньги. Все хотели, что бы жизнь молодых началась счастливо и длилась долго-долго. С тех самых пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.

Когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Кольцо - это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом. Уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.

Что-то старое, новое, взятое взаймы, голубое . Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое.Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты, мир и мудрость в замужестве. Многие невесты надевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность. Что-то новое символизирует удачу и успехов новой жизни невесты. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится, эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь. Что-то голубое это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Обычно это подвязка.

Большинство считают самым лучшим обычай вносить невесту в дом на руках . Он появился в результате веры в то, что невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Раз она не идет по земле, значит, ее сейчас здесь нет.

Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы . Его можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще, считалось: чем больше осколков, тем больше счастья. Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна расхватать кусочки пирога. Чем больше разбитых кусочков блюда, тем больше счастья будет у молодых.

Обычай украшать свадебные машины лентами . Он пришел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII-XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными бантами на рукавах. Считалось, что тем самым они - гарантия счастливого брака. Невестины банты - это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Позже невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. Стали вешать ленты на автомобили.

Похищение невесты . Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Букет невесты . Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.

Каравай . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом -караваем! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви.

Что представляет собой обряд, когда жених снимает подвязку с ноги невесты ? Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает.

Обычай связывания двух бутылок .Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Поцелуй новобрачных Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.

Свадебный пирог – символ изобилия, удачи в супружестве. Форма чаще всего круглая, как солнце – символ света, радости, счастливой жизни.

Медовый месяц. В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше... Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.

Свадебные приметы

Если один свидетель женат на другом, то брак свидетелей распадется.

Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу пары, вступающей в брак.

Обручальные кольца мерить никому не дают ни до, ни после свадьбы.

И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.

Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой.

При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.

После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.

Любящие не дарят друг другу свои фотографии - иначе расстанутся, разойдутся.

Своим решением связать себя законным браком и отметить это событие свадьбой, молодые берут на себя ответственность за свою зарождающуюся семью не только друг перед другом, но и перед своими близкими родственниками. И весь ритуал свадебной церемонии, даже независимо от желания молодожёнов, как бы подтверждает и закрепляет не только их взаимную любовь, но и взаимную ответственность.

Какой бы ни была свадьба новомодной и современной, ей не избежать свадебных обычаев и традиций , соблюдение некоторых из них, идёт из глубины веков. Мы соблюдаем их, иногда не задумываясь, что они означают и для чего существуют. Конечно, некоторые обычаи вполне современны, но и они имеют старинные корни.

Свадебные обычаи, связанные с избавлением от нечистой силы

Свидетели жениха и невесты

Свадебный обычай - присутствие свидетелей на свадьбе, имеет древние славянские корни. На Руси рядом с женихом и невестой, во время проведения свадьбы, всё время должны были находиться подружка невесты и друг жениха, одетые почти также, как молодые. Это делалось для того, чтобы запутать злых духов, которые могли навредить молодым.

На руках мужа - в дом

Вносить молодую жену в дом на руках, этот свадебный обычай тоже старинный. Славяне считали, что чистая и непорочная невеста представляет большой интерес для нечистой силы, которая может испортить молодую. Чтобы обмануть злую силу молодой муж переносил супругу через порог дома на руках, то есть, входил, как бы, один. За порог освящённой хаты нечистая сила перейти уже не могла.

Наиболее общепринятые свадебные обычаи

Девичник на свадьбу

Свадебный обычай - поездка к загсу жениха и невесты на разных машинах

Этот свадебный обычай тоже старинный. Когда не было никаких автомобилей, жених и невеста добирались к месту венчания в разных средствах передвижения - каретах, колясках, повозках. Смысл этого обычая заключался в том, что пока брак не освящён церковью жених и невеста - чужие люди, и им не стоит находиться вместе.

Свадебный обычай - украшение машины цветами, лентами, бантами

Это старинный обычай, но пришедший к нам не из древней Руси, а из западной Европы. Перед венчанием невеста, отправляясь в церковь, сопровождалась детьми, которые несли в руках ветки с цветами розмарина (цветка невесты), а на их руках были завязаны банты из цветных, узких ленточек (так называемые «банты невесты»).

Такое, украшенное символами невесты сопровождение, считалось залогом счастливой дальнейшей жизни. Постепенно этот свадебный обычай видоизменялся, приспосабливался к местным реалиям. В дореволюционной России колокольчиками, лентами и цветами украшали сбрую лошадей, везущих молодых. В наши дни различными способами украшают свадебные машины.

Свадебный обычай, связанный с букетом невесты и бутоньеркой жениха

Многие считают, что обычай, бросать букет невесты, перекочевал в Россию из Америки. Но он гораздо древнее. У многих славянских народов существовал свадебный обычай, передачи невестой свадебного венка своей ближайшей подружке с наказом, вслед за ней выйти замуж. Теперь этот видоизменённый обычай - бросание свадебного букета в толпу подружек.

Обычай, украшать пиджак жениха бутоньеркой, восходит своими корнями в древнеримскую империю. Там девушка прикалывала к одежде жениха цветы из своего букета в знак верной и нерушимой любви. У славян девушки украшали суженых цветочными венками, сплетёнными своими руками. В более поздние времена впервые бутоньерку к своему свадебному костюму прикрепил английский принц Альберт.

Свадебный обычай - похищение невесты

История этого свадебного обычая тоже старинная. У древних славянских народов был обычай во время праздничных игр, выбирать себе невесту, догонять её, «похищать» и уводить в свой дом. Обычай, претерпев значительные изменения, перекочевал в наши дни.

Свадебный обычай - преподнесение молодожёнам каравая

Хлеб и соль издавна считались на Руси символом достатка и благополучия. Поэтому, родители, встречая молодых хлебным караваем и солью, как бы благословляют их на благополучную и богатую жизнь. А вопрос о главенстве в семье (тот, кто откусит больший кусок, его и право верховодить) считался настолько важным, что его стоило прояснить прямо на пороге дома.

Почему кричат «Горько!» на свадьбе

«Горько!» кричат на любой свадьбе, какой бы современной она не была. Этот свадебный обычай тоже пришёл из старины. Его смысл заключался вовсе не традиционных поцелуях молодых.

Во время свадьбы невеста подходила к каждому гостю, держа в руках поднос с графином водки или другого спиртного напитка и рюмкой. Она угощала каждого гостя, и он в ответ, выкладывал на поднос деньги или подарок. Затем гость выпивал из рюмки, и в знак того, что выпил водку, а не воду, кричал «Горько!». Обычай, молодожёнам при этом целоваться, возник позднее.

Сладкий медовый месяц

Первый месяц супружества назван медовым не случайно. Этот обычай тоже связан со стариной. На Руси для молодых для первого месяца их совместной жизни специально делали слабоалкогольный напиток на меду - медовуху и разрешали пить, в качестве напитка, только её.

Видимо, даже в старину знали, что в первый месяц, когда может произойти зачатие ребёнка, молодым не стоит принимать крепких алкогольных напитков, чтобы потомство было здоровое. И весь первый месяц молодые супруги могли пить только медовуху, вот почему этот месяц получил название медового.

Свадебное путешествие - период познания друг друга

Этот обычай зародился в Европе. Молодые супруги после свадьбы объезжали своих родственников, чтобы познакомить их со своей второй половинкой. Сейчас свадебное путешествие имеет другой смысл: во время его супруги лучше узнают друг друга и постепенно привыкают жить вместе.

Старинные славянские и русские свадебные обычаи, видоизменённые и приспособленные под реалии современной жизни, все равно продолжают жить, как символ преемственности поколений и как доброе напутствие молодым, начинающим совместную жизнь, от наших далёких предков.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

На каждой свадьбе можно увидеть разнообразные традиции, которые пришли нам еще с древних времен, но их все же стараются придерживаться.

Мы знакомы со многими свадебными традициями - это созданной семьи, выкуп невесты, обмен , поедание каравая, белое свадебное платье, осыпание молодых монетами, рисом, конфетами, цветами, бросание женихом подвязки, а невестой букета, переобувание матери невесты в чеботы. Данный список можно продолжать и продолжать, можно в каждой свадебной традиции найти именно то, что более всего нравиться вашей паре. Предлагаем несколько вариантов традиций на свадьбе, которые даже через много веков продолжают быть актуальными.

Каждый народ имеет свои свадебные обряды и традиции

Каждая свадьба - это яркое, насыщенное положительными эмоциями событие.

В европейских странах есть традиция проводить перед свадьбой небольшой ужин. Такой предсвадебный ужин очень часто соблюдают и молодожены в нашей стране. В этот вечер близкие друзья жениха и невесты, их родители, родственники, и, конечно же, сами молодые, собираются вместе для того, чтобы перед днем свадьбы лучше узнать друг друга. Если вам интересна такая традиция, то необходимо перед ее проведением знать такие вещи:

  • Место проведения ужина и время. Так как этот ужин не является официальным событием, то его не обязательно отмечать в кафе или в ресторане. Можно встретиться у кого-то дома (у родителей невесты или жениха), устроить выезд за город, устроить пикник, сварить уху, пожарить шашлычек. Такой ужин лучше всего устраивать за три-четыре дня до даты свадьбы, так как перед самой свадьбой все будут заняты другими, более важными делами.
  • Кто должен заниматься организацией такого ужина? Его могут организовывать и сами молодожены, и их родители, родственники или друзья. Многое зависит от того, кто будет приглашен на ужин. Можно позвать и родственников, и друзей, а можно ограничиться приглашением только самых родных, чтобы они могли поближе познакомиться.
  • Как можно развлечь приглашенных на предсвадебный ужин? Этот вопрос является одним из самых главных. Так как цель этого вечера сблизить родственников, то можно придумывать все, что угодно. Молодожены могут заранее подготовить клятвы друг другу, придумать оригинальное признание в любви, рассказать всем присутствующим историю о том, как они познакомились. Они могут высказать благодарность родителям за помощь в подготовке к свадьбе и вручить им памятные подарки. Родственники или друзья могут с помощью слайдом устроить показ совместных фотографий молодоженов. Можно придумать разнообразные интересные конкурсы. Можно просто провести вечер в общении с близкими людьми. Важно, чтобы организаторы такого вечера обговорили все детали с невестой и женихом.

Есть такие западные страны, в которых свадебный ужин подразумевает полную репетицию церемонии свадьбы, вплоть до застолья.

Традиции и обычаи в день свадьбы

  • Домашний очаг. Еще с древней Руси пришел обычай домашнего очага. На сегодняшний день очаг положено зажигать матерям жениха и невесты. Считается, что таким образом они передают молодой семье опыт, гармонию и традиции. В действительности эта традиция проводиться с помощью зажигания свечей.
  • Белый цвет . Это очень старая традиция. Платье на свадьбу должно быть белым, так как именно этот цвет считается символом невинности, непорочности, гармонии и чистоты. Но в последнее время девушки часто нарушают эту традицию и вносят свои коррективы. Современные невесты часто выбирают такие цвета свадебных платьев, как цвет слоновой кости, кремовый, бледно-розовый. Некоторые предпочитают выходить замуж в платье ярко-красного цвета. У каждого свой стиль и вкус. Но все же белый цвет свадебного платья остается традиционным.
  • Первый танец новоиспеченной семьи. Многим первый танец не кажется похожим на свадебный обычай. Кажется, что с помощью танца, молодые демонстрируют свои танцевальные навыки и красивые наряды. Но это абсолютно не так. Первый танец молодой семьи отображает их чувства, взаимоотношения, гармонию.
  • Бросание подвязки невесты. Это сравнительно новая традиция, но она присутствует уже практически на всех свадьбах. Жениху нужно снять с ножки своей жены подвязку и бросить ее всем присутствующим на свадьбу холостым парням. В чьих руках окажется подвязка, тому и предстоит жениться в скором времени.
  • Бросание свадебного букетика невесты. Эта традиция одна из самых прекрасных и запоминающихся. Бросив свой букетик, невеста дарит возможность кому-либо из присутствующих незамужних девушек выйти в ближайшее время замуж. Некоторые невесты бросают свой праздничный букет в самом конце свадьбы, другие делают это между застольями, некоторые предпочитают бросать букет после окончания церемонии бракосочетания.

Нужно выбирать такие традиции, которые будут нравиться и невесте, и жениху. Этот день должен быть только вашим, он должен подарить вам массу положительных эмоций, красочных впечатления и оставить воспоминания на всю жизнь! Любите друг друга и будьте счастливы!

Свадебные традиции народов мира:

А какие Вы традции или обычая знаете?