Агрессивный ребенок – почему и что делать. Причины агрессивного поведения в школе

14.07.2019

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм (Слайд 2.)

1. Вступительное слово.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

2. Что такое агрессия?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

3. Причины детской агрессии

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. (Слайд 3.) Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

  • врожденные побуждения или задатки;
  • потребности, активизируемые внешними стимулами;
  • познавательные и эмоциональные процессы;
  • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

4. Факторы детской агрессивности

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. (Слад 4.)

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности (Слад 5): расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. (Слайд 6)

Очень значимо для человека и наказание, если:

  1. оно следует немедленно за проступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жесткое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

5. Дети-агрессоры и аутсайдеры.

Для профилактики агрессивного поведения (Слайд 7) необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.(Слайд 8)

Аутсайдер (Слайд 9 )

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (Слайд 10 )

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей). (Слайд 12 )

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне. (Слайд 13 )

3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.

Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.

Я-послания

  • Я думаю, что...
  • Я недоволен тем, что...
  • Мне не нравится, что...
  • Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
  • Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Ты-послания

  • Ты поступил плохо.
  • Ты не смеешь.
  • Ты не должен.
  • Почему ты получил двойку.
  • Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.

4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. (Слайд 14 )

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные. (Слайд 15 )

7. Тест

Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто». (Слайд 16 )

Мой ребенок

1. Выходит из себя

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Спасибо за внимание!

Здоровья и удачи вам и вашим детям! (Слайд 19 )

Терпения и семейного благополучия! (Слайд 20 )

Список используемой литературы:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005. – 97 с.
  2. Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.
  3. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

Почему все чаще появляется агрессия среди школьников, почему процветает , чем вызвано агрессивное поведение детей и что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы снизить накал - рассказывает семейный и детский психолог .

Каждый родитель, имеющий ребенка-школьника, тем или иным образом сталкивался с проявлениями - такое это повсеместное явление. Какая бывает агрессия, чем она может быть спровоцирована и как "подстелить соломки" - читайте в статье.

Околошкольное. Агрессия в школе. И не только. Будет много. На пятом запросе за неделю об агрессии детей в школе я напряглась, на 10 уже заволновалась. С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет соц. запрос на команду модераторов, работающих в школах.

То, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически:

  • Агрессия — в здоровом варианте — направлена на обозначение границ, защиту. «Здоровая агрессия» — это в том числе и целеустремленность, достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит «агрессивным». Здоровая агрессия — в том числе и действовать, что-то менять. «Бери и делай»
  • (!) Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх.
  • Агрессия бывает активной и пассивной. (Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное - это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту фб, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу)
  • Вербальной и тактильной- физической. Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая — драка, любое применение физической силы.
  • Внешней или внутренней. Вешняя — направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя — аутоагрессия — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).
  • Защитной и провоцирующей. Защитная — ответ на чьи-то действия. Реально несущие опасность или воображаемые. Провоцирующая - наносящаяся удар первым. Втягивающая в конфронтацию.
  • Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями. (Травмами мозга, например)
  • Последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков - снижение чувствительности - мы уже не воспринимаем информацию о боли. резкие скачки настроения. И неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия.

Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией — стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе.

Чем тревожнее ребенку в школе. Чем больше он боится совершить ошибку. Чем больше «заточена» школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкурентность, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка — тем больше может быть агрессивности.

Но есть и обратный процесс — в очень излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) — дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.(абсолютно то же можно перенести и на семью)

Агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, — «выращивания яиц», время столкновения как в животном мире — оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.

Жизнь многих подростков - приостановленное возбуждение - которое срывается с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.

Мы сейчас живем в мире с «выученной агрессией» — к сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично — он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к «выдерживанию» все большей агрессии.

Современное поколение — дети с высочайшей чувствительностью, но к сожалению, часто не умеющие эмпатировать. Когда-то Илларион Павлюк приглашал меня к участию в замечательном важном и сложном проекте — Ген Жестокости. Найдите его, пожалуйста.

Суть в том, что эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте… В достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям — почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки.

Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе — группами. Центрам эмпатии «не на чем» активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии — дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей — зачем играть с ребенком — все, что написано выше — один из ответов.

Вопрос, который я часто задаю родителям — учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации?

Освоение, проживание агрессии — контуры нормы — 1 год, 3-4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания «границ личности». в каждом возрасте — своим способом.

Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии — он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. (в этом — единственная польза некоторых мультфильмов), ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые «вместо него» проявляют качества и эмоции).

В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики - дети находят выход своей «агрессивности», а на самом деле - архетипической роли воина - в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не «изъять», а направить энергию ребенка.

Дети, как правило, «ловят» и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления — не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов.

(Параллельно я всю эту неделю наблюдала за войнами в фб, слышала от учителей и от родителей — о их ругани в вайбере. про войны в фб я уже написала — это проявление пассивной агрессии — вместо реальных продуктивных действий. а для групп в вайбере — я бы предложила для тех, кто участвует в таких группах -(понимаю, что для быстрого обмена информацией, это может быть удобно), ввести правило — обмен только информацией. Для эмоций — только личные встречи.)

Агрессия — признак того, что ребенку небезопасно и больно.

У меня был случай в самом начале моей практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, я увидела у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой… Парень в школе «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни.

Часто дети — кумиры семьи — идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении — начинают конкурировать — через обесценивание, провокации, травли.

Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу — «Язык Жизни. Ненасильственное общение." Я не видала ее давно в продаже, но знаю, что ее можно скачать. В книге подробная инструкция — как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.

Но в любом случае, если мы сможем из «заряда» агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам — ребенку будет только легче.

Я постепенно, когда будет появляться время, буду писать о разных методах работы с агрессией.

К сожалению, число детей с агрессивным поведением с течением времени не снижается, а неуклонно растет и является актуальной проблемой не только для педагогов и психологов, но и конечно для родителей.

Это связано с конгломератом целого ряда разнообразных факторов. Причиной агрессивного поведения у детей может быть и определенный тип воспитания, взаимоотношений в семье, индивидуальные особенности ребенка, некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга и т.д.

Неожиданные агрессивные реакции могут также появляться в период возрастного кризиса. Безусловно, «увлечение» телевизором и компьютером тоже вносят свою лепту.

Как правило, распознать агрессивного ребенка не составляет труда. Хотя бы один ребенок-«ежик» есть в каждом классе.

Несмотря на трудности совладения с маленьким агрессором, он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Если Вы не уверены, повышен ли уровень агрессивности у Вашего малыша, воспользуйтесь критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер



Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если хотя бы 4 из 8 признаков проявлялись в поведении ребенка в течение не менее чем 6 месяцев, можно предположить, что Ваш малыш агрессивен.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста.

Как реагировать при агрессивном поведении ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие. Контролируйте свои негативные эмоции.

Легко сказать -- подумаете Вы. Дорогие друзья, если Вы сами будете отвечать агрессией на агрессию ребенка - ничего хорошего не выйдет.

Иногда довольно сложно сдержаться и не ответить ребенку тем же. Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение, даже гнев, а также беспомощность или страх.

Однако наше преимущество заключается в том, что мы - взрослые и уже научились контролировать свое поведение (в том числе и агрессивное), а малыш еще не умеет этого делать.

Наша задача - принять негативные переживания ребенка, постараться понять «откуда ноги растут» и научить ребенка контролировать свои эмоции.

Следует отметить, - именно контролировать, а не подавлять свою агрессию, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить ребенка отстаивать свои интересы, защищать себя адекватным способом, не причиняя вреда окружающим.

Для начала покажите ребенку образец конструктивного поведения. Дети довольно быстро перенимают модель неагрессивного поведения, если, конечно, взрослые ее демонстрируют.

Дети учатся тому, как следует реагировать на поведение окружающих и взаимодействовать с ними, прежде всего, путем наблюдения за собственными родителями.

Итак, первое, что можно сделать, - не выдавать агрессию в ответ. Выдерживаем паузу, переключаем внимание ребенка на деятельность, в общем, успокаиваем себя и ребенка, снимаем напряжение.

Дорогие друзья, пауза - это пауза.

Во время паузы постарайтесь воздержаться от повышения голоса, использования физической силы (подзатыльников и т.д.), угроз наказания, насмешек, требований, высказываний типа «Будет так, как я сказала!» или «Ты как всегда…» и т.д

С ребенком бесполезно разговаривать, пока он не успокоился. Сам по себе период успокоения является эффективным способом изменить плохое поведение.

Не спорю, иногда хорошая встряска помогает и начинает казаться, что и ребенку это пошло на пользу, но не спешите радоваться.

Отрицательные последствия агрессивного поведения родителя в ответ на детскую агрессию не заставят долго ждать. Для ребенка это сигнал - ага, значит можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере, в присутствии того человека, который их наказывал.

Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе.

Они могут выражать агрессию различными способами, например, ябедничая и обзываясь или, поскольку они не могут тягаться с Вами, переключить внимание на кошку, младшего брата, сестру и т.д.

Наша задача в том, чтобы не подкреплять агрессивное поведение ребенка, сохранить хорошие отношения с «агрессором» и продемонстрировать, как с ним можно взаимодействовать.

2. Ребенок должен знать, что Вы любите его в любой ситуации.

Мы неоднократно говорили в разных выпусках о том, что важно заверить ребенка в том, что Вы любите его в любой ситуации, не за что-то, а просто за то, что он есть. А Вы недовольны не им самим, а его действиями, поступками.

Акцентируйте внимание именно на действиях, а не на личности. Ребенок должен понять, что Вы любите его, но против такого поведения.

После того, как ребенок успокоится, спокойно, не обзывая и не оскорбляя ребенка, обсудите с ним его поведение.

При этом не нужно припоминать все его прошлые «заслуги», чтобы не вызвать новую вспышку агрессии или обиды. Не стоит также использовать эмоциональные высказывания типа «Как тебе не стыдно!».

В разговоре постарайтесь показать негативные последствия агрессивного поведения малыша, расскажите, как можно конструктивно отреагировать в конкретной ситуации.

Беседовать с ребенком о проступке лучше без свидетелей. Как мы говорили в предыдущих выпусках, дети очень не любят, когда их публично стыдят.

Не навешивайте на ребенка ярлыки. Публичное осуждение и негативная оценка может закрепить за ребенком ярлык агрессора и впоследствии стать самостоятельной силой для враждебного поведения.

Провожая ребенка в школу, постарайтесь воздержаться от высказываний типа «Только попробуй подраться» и т.д., - этим Вы можете вызвать противоположный результат.

3. Научите ребенка выражать свои чувства.

Подавление или запрет на агрессивное поведение может привести к ее «накоплению», к аутоагрессии (ребенок начнет наносить вред самому себе) или даже нанести серьезный вред здоровью. Мы ведь этого не хотим?

Поэтому нужно научить ребенка выражать негативные переживания социально приемлемым способом.

Нарисуйте, слепите, проиграйте или просто проговорите различные ситуации агрессивного поведения и как с ними можно КОНСТРУКТИВНО справляться.Только делать это нужно в спокойной атмосфере, когда ребенок не нервничает.

Ребенок узнает, что о своих чувствах можно говорить (а не сразу давать в глаз) и постепенно научится это делать, рассказывая Вам, что он расстроен, обижен, разозлен.

Однако, родителям в этом случае не стоит занимать позицию «я лучше знаю, что ты чувствуешь», дайте ребенку высказаться, помогите ему рассказать о СВОИХ чувствах.

4. Обеспечьте ребенку возможность разрядиться.

Частенько бывает так, что ребенок, которому не хватает двигательной активности, начинает злиться. Поэтому побольше играйте в подвижные игры, займитесь спортом.

Найдите в Вашем доме какую-то вещь, которую можно поколотить в случае раздражения. Например, спортивную «грушу» или подушку. Ребенок злится? Пойдем и подубасим «сердитую» подушку.

5. Регулярно играйте с ребенком.

Безусловно, агрессивные дети, также как и тревожные, о которых мы говорили в Выпуске № 10, нуждаются в помощи.

Если Вы осознали, что Ваш ребенок агрессивный, засучите рукава и приступайте. Есть масса несложных упражнений и игр, которые помогут малышу. Главный залог успеха - регулярность.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В одном из выпусков в следующем году мы обязательно расскажем подробнее, как и во что можно и нужно играть с агрессивными детьми.

Если Вы нуждаетесь в помощи прямо сейчас - рекомендую почитать книгу Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.2004. 136 c.

А также книгу Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.

  • Подписаться на новости
  • Введите e-mail адрес:

    С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе , на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

    Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

    Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

    Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).

    Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.

    Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых - младших братьев и сестер или товарищей.

    Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

    Причины возникновения агрессивного поведения

    В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

    Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

    • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
    • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
    • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
    • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.

    Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

    Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

    Основная черта агрессивных детей - это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

    Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

    Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня - наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

    Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

    Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

    • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
    • провоцируют агрессивные фантазии;
    • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
    • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
    • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

    Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

    Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

    Семья

    Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

    Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

    На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

    Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

    Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

    Школа

    Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

    В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

    Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

    Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

    По материалам сайта

    Мы не знаем, насколько болезненной для вас является тема детской агрессии, насколько это касается именно Ваших детей, но мы уверены, что они все равно сталкиваются с агрессией других. И это может быть очень болезненным.

    Если у ваших детей агрессивные друзья или одноклассники, вам нужно вовремя понять, когда это становится опасным. И, как только это случается, следует позаботиться о безопасности своих детей.

    К примеру, на родительском собрании вам говорят, что в этой школе опасно учиться или вы сами это понимаете по обсуждаемым темам. Не сидите, сложа руки. Забирайте отсюда своего ребенка!

    Что делать в других случаях?

    На самом деле, не все так однозначно и просто. Ведь если перевестись в другую школу еще можно, то купить новую квартиру только потому, что во дворе есть агрессивные дети, сложно.

    Тема очень глубокая и актуальная. И здесь очень важны культурные ценности Вашей семьи. Кто-то может сказать: «Дай сдачу, не позволяй себя обижать», а кто-то может учить ребенка договариваться.

    Для мальчиков чаще всего приемлемо давать сдачу. И здесь огромную роль играет физическое развитие. Чем они сильнее, тем увереннее и спокойнее при столкновении с агрессией. И, может быть, важно отвести сына в спортивную секцию.

    Что делать ребенку в конфликтной ситуации?

    Но лучше всего сформировать у детей широкий взгляд на то, как вести себя в конфликте и как реагировать на обиды. Существует очень много моделей поведения в таких ситуациях. Это и нужно показать Вашему ребенку.

    Нужно обсуждать на семейном совете, насколько эффективно давать сдачу, как ребенок с этим справляется, а как можно по-другому вести себя, и как другие дети вообще реагируют на поведение Вашего сына.

    Ведь кроме физической культуры, важно, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал и в плане общения.

    Есть специальные занятия у психологов, которые снижают эффекты от столкновения с агрессией и учат выходить из конфликтных ситуаций без побоев. Вам нужно только выбрать то, что больше нравится.

    Что делать, если ребенок дерется?

    Теперь поговорим об агрессии с той точки зрения, что ее проявляет именно Ваш ребенок. В основном дети становится злыми, когда не умеют общаться или когда видят агрессию в семье и очень этим недовольны.

    Наиболее агрессивными становятся те дети, за которыми очень пристально следят родители (дают хорошие или плохие оценки каждому действию), что просто не возможно спокойно вздохнуть. Они все время чувствуют себя под присмотром.

    За каждым их действием пристально следят: «А как они пишут, с кем дружат, как едят, спят, чем занимаются». Жесткий контроль вызывает очень большое напряжение, и ожесточает ребенка. Это и есть самый часто встречаемый путь к детской агрессии.

    Поэтому создайте детям свободное пространство. Не отслеживайте каждый шаг ребенка, займитесь своей жизнью.

    Среди других причин агрессии – неумение ребенка общаться. Он знает только один способ, который не принимается другими детьми, поэтому он злится. И тогда его модель общения нужно расширить, обеспечив ему разноплановое общение: кружки, друзья, походы, детский лагерь.

    Есть дети, которые агрессивны из-за склонности к самокритике. Когда-то родители ругали их за шалости, и ребенок смирился, что он плохой.

    В подростковом возрасте этот опасный процесс называется аутоагресиия, когда она направлена исключительно на себя и может привести к суицидам. Чтобы предупредить такую реакцию, с самого раннего возраста никогда не критикуйте своих детей, чтобы не сформировать у них чувство вины.

    Агрессия, как механизм общения с миром есть у всех. Когда-то мы все злимся, нападаем, раздражаемся, бываем необъективными и обижаем кого-то. Важно помочь ребенку справиться с этими чувствами и научить управлять ими конструктивно. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова