Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника

26.07.2019

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности - не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию.

При этом доступное и обязательное, по крайней мере среднее, образование - один из наиболее действенных путей сокращения резкого прироста населения («демографического взрыва»). Образование - это своего рода долгосрочное капиталовложение, существенно способствующее развитию «устойчивого общества».

Экологическая нравственность и экологическая этика будущих поколений формируются сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Человек - пусть и выдающийся, но по значимости для биосферы не подавляющий вид.

Осознание проблем в сфере экологического образования на международном уровне завершилось в 1970-х гг., в результате чего ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН провели Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977). В итоговом документе - Тбилисской декларации - впервые сформулированы рекомендации членам международного сообщества по развитию экологического образования.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т.п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, наконец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении - вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. В вузах должны подготавливаться экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными разделами этой науки.

Анализируя современное состояние экологической подготовки людей, профессор Н.Н. Марфенин (2007) привел следующие определения в данной сфере.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание - то же обучение экологическим нормам поведения, но не теоретическим путем, а на практике в процессе развития ребенка на основе подражания жизненным установкам и поведению окружающих взрослых.

Экологическое просвещение - распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры.

Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимосвязи с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Экологическая культура тесно связана с другими составляющими культуры.

Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в Российской Федерации свидетельствуют разделы XII и XIII Закона об охране окружающей среды, где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».

В настоящее время происходит формирование и экологической культуры, которая, по определению Н.Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества.

Древнейшие религии мира основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе - «...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» (Библия, Екк. 3:19).

Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент (элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая культура как новый способ взаимоотношений человека и природы исходит из того, что общественные изменения целиком зависят от современного ресурсного потенциала природы.

Сегодня проблема повышения экологической культуры и образования актуальна как никогда. Эти понятия определяют уровень восприятия людьми окружающего мира и оценку своего положения в природе. Имеется прямая зависимость экологической безопасности общества от уровня экологической культуры людей и обратно пропорциональная - количеству и уровню материального потребления населения.

Экологическое образование и воспитание начинается с раннего возраста и основывается на примерах экологически грамотного поведения взрослых. Существенную роль в формировании экологической грамотности (т.е. знании законов природы и навыков сохранения природной среды) играет школа.

Требование всеобщности и комплексности экологического образования закреплено законодательно. Так, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона об охране окружающей среды начинается ст. 71, в которой указано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

В Российской высшей школе с 1990-х гг. создана и реализуется система экологического образования, сформирован ряд новых экологических направлений специальностей и специализаций. В вузах фундаментальные курсы экологии осваиваются наряду с обязательным изучением математики, информатики, физики и химии.

Руководствуясь современными знаниями о науке и технике, экокультура должна способствовать гармоничному существованию антропогенных и природных экосистем.

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.


Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек ¾ часть природы и сохранение природы ¾ это сохранение полноценной жизни человека.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, ¾ «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого ¾ это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа ¾ единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

В России, странах СНГ уделяется большое внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Рекомендательный законодательный акт об экологическом образовании населения (1996) и другие документы, в том числе и Концепция экологического образования.

Экологическое образование, как указывается в преамбуле Концепции, предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на:

1) экономию природных ресурсов;

2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;

3) повсеместное сохранение естественных экосистем;

4) уважение к принимаемым международным сообществом нормам поведения и сосуществования;

5) формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке;

6) содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществлению единой экологической политики в СНГ.

В настоящее время нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и предназначен для широкого круга студентов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов он должен дать основные представления по главным направлениям теоретической и прикладной экологии и заложить основы экологической культуры будущего специалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценности ¾ гармоничного развития человека и природы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология: электронный учебник. Учебник для ВУЗов

На сайте сайт читайте: "экология: электронный учебник. учебник для вузов"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи экологии
Наиболее распространенным определением экологии как научной дисциплины является следующее:экология ¾ наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношени

Краткий обзор истории развития экологии
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап ¾ зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. ХIХ в.). На этом этапе накапливались дан

Главные уровни организации жизни и экология
Ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество (биоценоз) ¾ главные уровни организации жизни. Экология изучает уровни биологической организации от организма до экосистем. В ее основе, к

Организм как живая целостная система
Организм ¾ любое живое существо. Он отличается от неживой природы определенной совокупностью свойств, присущих только живой материи: клеточная организация; обмен веществ по ведущей роли белк

Общая характеристика биоты Земли
В настоящее время на Земле насчитывается более 2,2 млн видов организмов. Систематика их все более усложняется, хотя основной ее скелет остается почти неизменным со времени ее создания выдающимся шв

Высшие таксоны ситематики империи клеточных организмов
Оказалось, что на Земле существуют две большие группы организмов, различия между которыми намного более глубоки, чем между

О среде обитания и экологических факторах
Среда обитания организма ¾ это совокупность абиотических и биотических уровней его жизни. Свойства среды постоянно меняются и любое существо, чтобы выжить, приспосабливается к этим изменения

Об адаптациях организмов к среде обитания
Адаптация (лат. приспособление) ¾ приспособление организмов к среде. Этот процесс охватывает строение и функции организмов (особей, видов, популяций) и их органов. Адапт

Лимитирующие экологические факторы
Впервые на значение лимитирующих факторов указал немецкий агрохимик Ю. Либих в середине ХIХ в. Он установил закон минимума: урожай (продукция) зависит от фактора, находящегося в ми

Влияние температуры на организмы
Температура ¾ важнейший из ограничивающих (лимитирующих) факторов. Пределами толерантности для любого вида являются максимальная и минимальная летальные те

Свет и его роль в жизни организмов
Свет ¾ это первичный источник энергии, без которого невозможна жизнь на Земле. Он участвует в фотосинтезе, обеспечивая создание органических соединений из неорганических растительностью Земл

Вода в жизни организмов
Вода физиологически необходима любой протоплазме и с экологической точки зрения является лимитирующим фактором как в наземных, так и в водных местообитаниях, если там ее количество подвержен

Совместное действие температуры и влажности
Температура и влажность, действуя в непрерывном единстве, определяют «качество» климата: высокая влажность в течение года сглаживает сезонные колебания температур ¾ это морской климат, высок

Водная среда
Здесь основные экологические факторы ¾ течения и волнения в реках, морях, океанах, действующие практически постоянно. Они могут косвенно вл

Физические факторы воздушной среды
К этим факторам относятся движение воздушных масс и атмосферное давление. Движение воздушных масс может быть в виде их пассивного перемещения конвективной приро

Химические факторы воздушной среды
Химический состав атмосферы весьма однороден: азота 78,8, кислорода ¾ 21, аргона ¾ 0,9, углекислого газа ¾ 0,03% по объему. По современным данным, концентрации диокосида углеро

Биогенные вещества как экологические факторы
Биогенные соли и элементы, как это показал еще Ю. Либих в XIX в., являются лимитирующими факторами и ресурсами среды для организмов. Одни из элементов требуются организмам в относительно больших ко

Биогенные макроэлементы
Первостепенное значение среди них имеют фосфор и азот в доступной для организмов форме. Фосфор ¾ это важнейший и необходимый элемент протоплазмы, а азот входит во все белковые

Биогенные микроэлементы
Входят в состав ферментов и нередко бывают лимитирующими факторами. Для растений в первую очередь необходимы: железо, марганец, медь, цинк, бор, кремний, молибден, хлор, ванадий и кобальт. Если в э

Эдафические экологические факторы в жизни растений и почвенной биоты
Эдафические (от греч. edaphos ¾ почва) факторы¾ почвенные условия произрастания растений. Делятся на: химические ¾ реа

Состав и структура почв
Почва ¾ особое естественно-историческое образование, возникшее в результате изменения поверхностного слоя литосферы совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов. Порода, из котор

Строение почв в вертикальном разрезе
Почвообразование происходит сверху вниз, с постепенным затуханием интенсивности процесса. В умеренной зоне он затухает на глубинах 1,5-2,0 м. Этой величиной и определяется мощность (толщина) почв в

Важнейшие экологические факторы почв
Эти факторы можно разделить на физические и химические. К физическим относятся влажность, температура, структура и пористость. Влажность, а точнее

Экологические индикаторы
Организмы, по которым можно определить тот тип физической среды, где он рос и развивался, являются индикаторами среды. Например, таковыми могут быть галофиты. Адаптируясь к

Естественные геофизические поля как экологические факторы
В земных условиях на организмы, в том числе и на человека, действуют естественные геофизические поля такие, как магнитное, гравитационное, температурное, электромагнитное и радиоактивное. Свойства

Ресурсы живых существ как экологические факторы
«Ресурсы живых существ¾ это по преимуществу вещества, из которых состоят их тела, энергия, вовлекаемая в процессы их жизнедеятельности, а также места, г

Экологическое значение незаменимых ресурсов
В результате морфологических и физиологических адаптаций возникает некое соответствие между организмом и средой, но оно еще не гарантирует выживание организма в этой среде, если он не сможет найти

Экологическое значение пищевых ресурсов
Пищевые ресурсы¾ это сами организмы. Автотрофные (фото- и хемосинтезирующие) организмы становятся ресурсами для гетеротрофов, принимая участие в пищевой цепи, где каждый пре

Ограждение пищевых ресурсов
Потребителю (хищнику) необходимо отыскать, изловить, умертвить и съесть добычу. Но это сделать нелегко, так как пищевые ресурсы нередко ограждены от потребителя. Любой организм стремится о

Пространство как ресурс
Растения и животные конкурируют в занимаемом ими пространстве прежде всего за ресурсы, а не за некую площадь, где они могут размножаться. Пространство может стать и лимитирующим ресурсом

Вступление
«Популяция ¾ любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупност

Статические показатели популяций
Статические показатели характеризуют состояние популяции на данный момент времени. К статическим показателям популяций относятся их численность, плотность и показатели стр

Динамические показатели популяций
Показатели характеризуют процессы, протекающие в популяции за какой-то промежуток (интервал) времени. Основными динамическими показателями (характеристиками) популяций являются рож

Продолжительность жизни вида
Продолжительность жизни вида зависит от условий (факторов) жизни. Различают физиологическую и максимальную продолжительность жизни. Физиологическая продолжительность жизни

Динамика численности популяций
Еще в ХVII в. заметили, что численность популяций растет по закону геометрической прогрессии, а уже в конце ХVIII в. Томас Мальтус (1766-1834) выдвинул свою известную теорию о росте народона

Регуляция плотности популяции
Логистическая модель роста популяции предполагает наличие некой равновесной (асимптотической) численности и плотности. В этом случае рождаемость и смертность должны быть равны, т. е., если b

Экологические стратегии выживания
Экологическая стратегия выживания ¾ стремление организмов к выживанию. Экологических стратегий выживания множество. Например, еще в 30-х гг. А. Г. Роменский (1938) среди растений, различал т

Вступление
Когда речь идет об экосистемах, под биотическим сообществом понимается биоценоз, поскольку сообщество представляет собой население биотопа, а биотоп ¾ это место жизни би

Видовая структура сообществ и способы ее оценки
Для существования сообщества важна не только величина численности организмов, но еще важнее видовое разнообразие, которое является основой биологического разнообразия в живой природе. Согласно конв

Пространственная структура сообществ
Виды в биоценозе образуют и определенную пространственную стуктуру, особенно в его растительной части ¾ фитоценозе. Прежде всего четко определяется вертикальное я

Экологическая ниша и взаимоотношения организмов в сообществе
Экологическая ниша ¾ место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к

Концепция, масштабы и трофическая структура экосистемы
«Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии с

Продуцирование и разложение в природе
Фотосинтезирующие организмы, и лишь отчасти хемосинтезирующие, создают органические вещества на Земле ¾ продукцию¾ в количестве 100 млрд т/г и примерно такое же колич

Гомеостаз экосистемы
Гомеостаз ¾ способность биологических систем ¾ организма, популяции и экосистем ¾ противостоять изменениям и сохранять равновесие. Исходя из кибернетической природы экосистем &

Энергетические потоки
Вся жизнь на Земле существует за счет солнечной энергии. Свет ¾ единственный на Земле пищевой ресурс, энергия которого, в соединении с углекислым газом и водой, рождает проц

Принцип биологического накопления
В круговорот веществ в экосистеме часто добавляются вещества, попадающие сюда извне. Эти вещества концентрируются в трофических цепях и накапливаются в них, т. е. происходит их биологическо

Уровни производства органического вещества
Различают разные уровни продуцирования, на которых создается первичная и вторичная продукция. Органическая масса, создаваемая продуцентами в единицу времени, называется

Экологические пирамиды
Функциональные взаимосвязи, т. е. трофическую структуру, можно изобразить графически, в виде так называемых экологических пирамид. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уров

Цикличность
Суточная, сезонная и многолетняя периодичность внешних условий и проявление внутренних (эндогенных) ритмов организмов, флуктуации популяций достаточно синхронно отражаются в цикличности

Экологическая сукцессия
Ю. Одум (1986) под экологической сукцессией понимает вообще весь процесс развития экосистемы. Более конкретное определение дает этому явлению Н. Ф. Реймерс (1990): «Сукцессия&frac3

Сукцессионные процессы и климакс
Первые переселенцы, которые приживаются на новом участке, ¾ это организмы, толерантные к абиотическим условиям нового для них местообитания. Не встречая особого сопротивления среды они чрезв

Системный подход и моделирование в экологии
Системный подход в экологии обусловил формирование целого направления, ставшего ее самостоятельной отраслью ¾ системной экологией. Системный подход¾ это направ

Место биосферы среди оболочек Земли
Биосфера («сфера жизни») ¾ сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Это одна из важнейших геосфер Земли, являющаяся основ

Соотношение горных пород земной коры
Земная кора ¾ важнейший ресурс для человечества. Она содержит горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, горючие сла

Распределение вод на Земле
Более 98% всех водных ресурсов Земли составляют соленые воды океанов, морей и др. Общий объем пресных вод на Земле равен 28

Состав атмосферы
Атмосфера физически, химически и механически воздействует на литосферу, регулируя распределение тепла и влаги. Погода и кли

Состав биосферы как глобальной экосистемы
Биосфера, являясь глобальной экосистемой (экосферой), как и любая экосистема, состоит из абиотической и биотической частей. Абиотическая часть предста

Круговорот веществ в природе
Основных круговоротов веществ в природе два: большой (геологический) и малый (биогеохимический). Большой круговорот веществ в природе (геологический). Геологический кругов

Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ
Наиболее жизненно важными можно считать вещества, из которых, в основном, состоят белковые молекулы. К ним относятся углерод, азот, кислород, фосфор, сера. Биогеохимические циклы у

Ландшафты и экосистемы
Классификации природных экосистем биосферы базируются на ландшафтном подходе, так как экосистемы ¾ неотъемлемая часть природных географических ландшафтов, образующих географическую (ландш

Типы морских экосистем
Открытый океан (пелагическая). Воды континентального шельфа (прибрежные воды). Районы апвеллинга (плодородные районы с продуктивным рыболовством). Эстуарии (прибрежные бу

Наземные биомы (экосистемы)
Стабильная экосистема характеризуется равновесным состоянием взаимосвязей между живыми организмами и окружающей физической средой. Всеобщий гомеостаз такой системы позволяет ей противостоять внешне

Особенности и факторы пресноводных местообитаний
Пресные воды на поверхности континентов образуют реки, озера, болота. Человек для своих нужд создает искусственные пруды и крупные водохранилища. Значит, пресные воды могут находиться в текучем

Характеристика пресноводных экосистем
Лентические экосистемы в литоральной зоне содержат два типа продуцентов: укрепившиеся в дне цветковые растения и плавающие зеленые растения ¾ водоросли, некоторые выс

Особенности и факторы морской среды
Морская среда занимает более 70% поверхности земного шара. В отличие от суши и пресных вод ¾ она непрерывна. Глубина океана огромна (см. рис. 7.10). Жизнь в океане ¾ во

Характеристика морских экосистем
Область континентального шельфа, неритическая область, если ее площадь ограничить глубиной до 200 м, составляет около восьми процентов площади океана (29 млн км2) и явля

Функциональная целостность биосферы
Целостность любой сложной системы, например, организма, популяции, биотических сообществ, есть обобщенная характеристика этой системы или объекта (см. главу 5). Закон целостности

Основы учения В. И. Вернадского о биосфере
По современным представлениям, биосфера¾ это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном

Эволюция биосферы и ее основных составляющих (по Ф. Рамаду, 1981)
Параллельно развивались и гетеротрофы и, прежде всего ¾ животные. Главными датами их развития являются выход на сушу

Эволюция биосферы и ее биоразнообразие
В относительно короткие промежутки развития экосистем (сукцессий), и в долговременной эволюции таких экосистем, как биосфера, на протекающие в них процессы оказывают влияние: 1) аллогенн

Биотическая регуляция окружающей среды
Эволюция биосферы свидетельствует, что при любом воздействии на биосферу ¾ природном или антропогенном ¾ ее гомеостаз обеспечивается за счет сохранения биологического разнообразия. От

Вступление
Человек ¾ высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И. Т. Фролову (1985), «субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культ

Эволюционные особенности вида
Человек ¾ это составная часть живого и не может существовать в естественных условиях вне биосферы и живого вещества определенного эволюционного типа. Семейство гоминид

Наследственность человека
Созданная в процессе становления вида Homo sapiens генетическая программа определяет его как биологический вид. Она записана в молекулах ДНК, достаточно консервативна и «представляет собой самый

Искусственная среда и эволюция человека
Человек сам создатель и регулятор развития городских (урбанистических) систем. Характер и интенсивность его хозяйственной деятельности и способность поддерживать качество окружающей среды в конечно

Человечество как популяционная система
Популяция человека, т. е. популяция особого вида ¾ Homo sapiens, обладает теми же свойствами, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие де

Рост численности населения
Рост численности населения Земли подчиняется экспоненциальному закону, при этом прирост не постоянный, а в последние десятилетия шел с нарастающим итогом. Исходя из этого, экологи расценивают после

Общие представления
В самом общем виде, применительно к человеку: «Ресурсы¾ это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний» (Миллер, 1993, Т. 1).

О фундаментальных типах экосистем
Человек, в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде, начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. Примерно десять тысяч лет назад он перестал быть «рядовым» консу

Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)
Главная цель создаваемых сельхозсистем ¾ рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека ¾ источники пи

О процессах урбанизации
Урбанизация ¾ это рост и развитие городов, увеличение доли городского населения в стране за счет сельской местности, процесс повышения роли городов в развитии общества. Рост численности насе

Урбанистические системы
Урбанистическая система (урбосистема) ¾ «неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем» (Реймерс,1990

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека
Изначально Homo Sapiens жил в окружающей природной среде, как и все консументы экосистемы, и был практически незащищен от действия ее лимитирующих экологических факторов. Первобытный человек был по

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
Чтобы бороться с действием естественных факторов регуляции экосистемы, человеку пришлось использовать природные ресурсы, в том числе и невосполнимые, и создать искусственную среду для своего выжива

Гигиена и здоровье человека
Сохранение здоровья или возникновение болезни ¾ это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды. Познание этих сложных взаимодействий

Общие положения
Биосфера, весьма динамичная планетарная экосистема, во все периоды своего эволюционного развития постоянно изменялась под воздействием различных природных процессов. В результате длительной эволюци

Вступление
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности &fra

Загрязнение атмосферного воздуха
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние ра

Выброс в атмосферу главных загрязнителей (поллютантов) в мире и в России
Кроме указанных в таблице главных загрязнителей в атмосферу попадает много других очень опасных токсичных веществ: свинец,


В настоящее время основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории России вносят следующие отрасли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котел

Экологические последствия загрязнения атмосферы
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами ¾ от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепен

Токсичность загрязнения воздуха для растений (Бондаренко, 1985)
Особенно опасен для растений диоксид серы (SO2), под воздействием которого гибнут многие деревья, и в первую оче

Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
К важнейшим экологическим последствиям глобального загрязнения атмосферы относятся: 1) возможное потепление климата («парниковый эффект»); 2) нарушение озонового слоя; 3)

Нарушение озонового слоя
Озоновый слой (озоносфера) охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10 до 50 км с максимальной концентрацией озона на высоте 20-25 км. Насыщенность атмосферы озоном

Кислотные дожди
Одна из важнейших экологических проблем, с которой связывают окисление природной среды, ¾ кислотные дожди. Образуются они при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы

Вступление
Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления, оказывая на гидросферу огромное многостороннее воздейст

Загрязнение гидросферы
Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод проявляется в и

Главные загрязнители воды
Основные виды загрязнения. Наиболее часто встречается химическое и бактериальное загрязнение вод. Значител

Приоритетные загрязнители водных экосистем по отраслям промышленности
Следует заметить, что в настоящее время объем сброса промышленных сточных вод во многие водные экосистемы не только не умен

Экологические последствия загрязнения гидросферы
Загрязнение водных экосистем представляет огромную опасность для всех живых организмов и, в частности, для человека. Пресноводные экосистемы. Установлено, что под влиянием

Истощение подземных и поверхностных вод
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверх

Вступление
Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, с каждым годом подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. В эпоху бурного

Деградация почв (земель)
Деградацияпочвы ¾ это постепенное ухудшение ее свойств, которое сопровождается уменьшением содержания гумуса и снижением плодородия. Почва ¾ один из важнейши

Эрозия почв (земель)
Эрозия почв (от лат. erosio ¾ разъедание) ¾ разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром (ветровая эрозия) или потокам

Загрязнение почв
Поверхностные слои почв легко загрязняются. Большие концентрации в почве различных химических соединений ¾ токсикантов пагубно влияют на жизнедеятельность почвенных организмов. При этом теря

Вторичное засоление и заболачивание почв
В процессе хозяйственной деятельности человек может усиливать природное засоление почв. Такое явление носит название вторичного засоления и развивается оно при неумеренном поливе орошаемых з

Опустынивание
Одним из глобальных проявлений деградации почв, да и всей окружающей природной среды в целом, является опустынивание. По Б. Г. Розанову (1984), опустынивание ¾ это процесс необратимог

Отчуждение земель
Почвенный покров агроэкосистем необратимо нарушается при отчуждении земель для нужд несельскохозяйственного пользования: строительства промышленных объектов, городов, поселков, для прокладки линейн

Горные породы
В процессе инженерно-хозяйственной деятельности человека горные породы, слагающие верхнюю часть земной коры, в той или иной степени претерпевают сжатие, растяжение, сдвижение, водонасыщение, осушен

Массивы горных пород
Массивы горных пород и, в первую очередь, их поверхностные толщи, в ходе инженерно-хозяйственного освоения, подвергаются мощному антропогенному воздействию. Возникают (или усиливаются) так

Воздействия на недра
Недрами называют верхнюю часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых. Экологические и некоторые другие функции недр как природного объекта до

Вступление
В современных условиях возросшего антропогенного воздействия идет интенсивная трансформация и изменение не только абиотических составляющих биосферы ¾ гидросферы, атмосферы, верхней части ли

Значение леса в природе и жизни человека
Среди биотических сообществ главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Общая лесопокрытая площадь в стране составляет 1,2 млрд га, или 75% от пло

Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества
Для характеристики нынешнего состояния растительного покрова и в первую очередь лесных экосистем все чаще используется термин ¾ деградация. Леса раньше других компонентов природной

Экологические последствия воздействия человека на растительный мир
Потребительское, а нередко и хищническое отношение человека к растительным сообществам проявилось еще на начальном этапе развития земледелия и скотоводства. В последующем, особенно с началом бурног

Относительная чувствительность растений к воздействию загрязнения воздуха
Примечание: У ¾ устойчивые, Ч ¾ чувствительные, П ¾ промежуточной чувствительности. &n

Исчезновение видов высших растений под воздействием человека за последние 200 лет
В настоящее время в России более тысячи видов находятся на грани исчезновения и нуждаются в срочной охране. Из флоры России

Значение животного мира в биосфере
Животный мир¾ это совокупность всех видов и особей диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, а также насекомых, моллюсков и других беспозвоночны

Воздействие человека на животных и причины их вымирания
Несмотря на огромную ценность животного мира, овладев огнем и оружием, человек еще в ранние периоды своей истории начал истреблять животных, а сейчас, вооружившись современной техникой, развил на н

Загрязнение среды отходами производства и потребления
Одной из наиболее острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления и в первую очередь опасными отходами. Ско

Шумовое воздействие
Шумовое воздействие ¾ одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превыш

Биологическое загрязнение
Под биологическим загрязнением понимают привнесение в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов и др.), уху

Воздействие электромагнитных полей и излучений
Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрены меры по предупреждению и устранению вредных физических воздействий, включая электромагнитные и магнитные поля.

Загрязнение от ракетно-космической деятельности
Эксплуатация ракетно-космической техники связана с глобальным воздействием на природные экосистемы Земли и околоземное космическое пространство. В Законе РФ «О космической деятельности» принцип без

Вступление
Экстремальные разрушительные воздействия на природную окружающую среду могут иметь антропогенный (военные действия, аварии, катастрофы) и природный характер (стихийные бедствия).

Воздействие оружия массового уничтожения
Любые военные действия наносят окружающей природной среде весьма ощутимый ущерб, особенно, если они ведутся на большой территории в течение длительного времени. Однако и при кратковременных военных

Воздействие техногенных экологических катастроф
Техногенная экологическая катастрофа ¾ это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), которая приводит к остронеблагоприятным изменениям в окружающей природной

Стихийные бедствия
К стихийным бедствиям относят явления природы, которые создают катастрофические экологические ситуации и, как правило, сопровождаются огромными людскими и материальными потерями.

Стихийные бедствия эндогенного характера
Землетрясения ¾ одно из наиболее грозных проявлений внутренней энергии Земли. Внезапные сейсмические толчки и колебания земной поверхности могут быть весьма значительными и иметь катастрофич

Стихийные бедствия экзогенного характера
Среди стихийных бедствий экзогенного характера наиболее опасны наводнения, тропические штормы, засуха, оползни, обвалы и сели. Наводнения ¾ временное затопление зна

Основные формы взаимодействия природы и общества
В истории формирования природоохранной деятельности можно выделить следующие основные формы взаимодействия природы и общества: видовая и заповедная охрана природы ¾ поресурсная охрана &frac3

Важнейшие природоохранные принципы и объекты охраны окружающей среды
Всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости, объективно существующие как в самой природе, так и при взаимодействии с обществом, определяют основные принципы охраны окружающей природной среды и рациона

Экологический кризис и пути выхода из него
Экологический кризис ¾ это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности

Принципиальные направления инженерной экологической защиты
Основные направления инженерной экологической защиты от загрязнения и других видов антроогенных воздействий ¾ внедрение ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологии, биотехнолог

Малоотходная и безотходная технологии и их роль в защите среды обитания
Принципиально новый подход к развитию всего промышленного и сельскохозяйственного производства ¾ создание малоотходной и безотходной технологии. Понятие безотходной технологии, в со

Биотехнология в охране окружающей среды
В последние годы в экологической науке все больший интерес проявляется к биотехнологическим процессам, основанным на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроо

Нормирование качества окружающей среды
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип н

Защита атмосферы
Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами используют следующие меры: ¨ экологизацию технологических процессов;

Поверхностная гидросфера
Поверхностные воды охраняют от засорения, загрязнения и истощения. Для предупреждения засорения принимают меры, исключающие попадание в поверхностные водоемы и реки строительного мусора, твердых от

Подземная гидросфера
Основные мероприятия по защите подземных вод, проводимые в настоящее время, заключаются в предотвращении истощения запасов подземных вод и защите их от загрязнения. Как и для поверхностных вод, это

Защита почв (земель)
Защита почв от прогрессирующей деградации и необоснованных потерь ¾ наиболее острые экологические проблемы в земледелии, которые еще далеки от своего решения. В число основных звень

Охрана и рациональное использование недр
Недра подлежат обязательной охране от истощения запасов полезных ископаемых и загрязнения. Необходимо также предупреждать вредное воздействие недр на окружающую природную среду при их освоении.

Рекультивация нарушенных территорий
Рекультивация ¾ комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние. Нарушение тер

Защита массивов горных пород
Стратегическая линия защиты и рационального использования оползневых, селевых, закарстованных и других массивов горных пород может быть представлена следующим образом: ¨ не фетишизиров

Защита растительного мира
Для сохранения численности и популяционно-видового состава растений осуществляется комплекс природоохранных мер, в число которых входят: ¨ борьба с лесными пожарами; ¨ защ

Охрана животного мира
Действие «Закона о животном мире» (1995) распространяется на регулирование, охрану и использование диких животных, т. е. животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Охрана и испо

Красная книга
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, с целью введения режима их особой охраны и воспроизводства.

Особо охраняемые природные территории
К наиболее эффективным формам охраны биотических сообществ, а также всех природных экосистем следует отнести государственную систему особо охраняемых природных территорий. Особо ох

Защита от отходов производства и потребления
В данном разделе используются следующие основные понятия: Утилизация (от лат. utilis ¾ полезный) отходов ¾ извлечение из них и хозяйственное использовани

Защита от шумового воздействия
Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумо

Защита от электромагнитных полей и излучений
Защита от электромагнитных полей и излучений в нашей стране регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также рядом нормативных документов («Временные санитарные но

Защита от негативного биологического воздействия
Предупреждение, своевременное выявление, локализация и устранение биологического загрязнения достигается комплексными мерами, связанными с противоэпидемической защитой насел

Экологичное энергопотребление
По оценке отечественных и зарубежных специалистов, одним из основных направлений улучшения экологической обстановки в мире и сохранения здоровья населения является снижение уровня потребления приро

Основные направления экологичного энергопотребления
Введение новых российских теплотехнических требований поставило перед проектировщиками и строителями ряд сложных задач, требующих безотлагательного их решения. Главным направлением экологичного эне


Следует отметить, что в России на душу населения производится теплоизоляционных материалов в несколько раз меньше, чем в др

Энергосберегающие заглубленные здания
Значительное сбережение энергоресурсов в жилищно-строительной сфере может быть достигнуто и с помощью строительства заглубленных жилых зданий, которые принято называть энергосберегающими

Концепция энергосберегающего экодома
Экодомом называют автономный малоэтажный дом, в котором в максимально возможной степени используются природные процессы для обеспечения его жизнедеятельности, включая энергообеспеч


Понятие устойчивого развития включает в себя как обязательный компонент постепенный переход от энергетики, основанной на сжигании органического топлива (нефть, уголь, газ и др.), к нетрадиционной (

Ресурсосбережение в строительстве
Использование техногенного сырья ¾ мощный экологический ресурс В условиях нарастающей экологической напряженности в мире проблема рационального использования и эффе

Экологическая безопасность техногенного сырья
Одним из важнейших критериев пригодности техногенного сырья для производства строительных материалов и для других целей является токсичность и радиоактивность, т. е. степень его

Экологическое законодательство Российской Федерации
Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) Законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента п

Государственные органы управления в области охраны окружающей среды
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции. К государственным органам

Экологическая стандартизация, сертификация и паспортизация
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые так же как постановления, инструкции и решения относятся к подзаконным пр

Экологическая экспертиза и овос
Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различа

Экологический риск и зоны повышенного экологического риска
Экологический риск ¾ это оценка на всех уровнях ¾ от точечного до глобального, вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенной

Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия в России
В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Всего на терри

Экологический мониторинг
Под мониторингом (от лат. «монитор» ¾ напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга &fra

Экологический контроль
Экологический контроль (контроль в области охраны окружающей среды) ¾ это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в об

Экологические права граждан. общественные экологические движения
Под экологическими правами понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природ

Экологические обязанности граждан
Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готовым к активному ли

Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача ¾ обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном по

Методы экономического регулирования
Одним из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, является развитие и совершенствование экономического природоохранного механизма. До недавнего времени в

Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров. Кадастр (франц. cadastre) ¾ систематизиро

Лицензии, договора и лимиты на природопользование
Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и эк

Новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий
Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Государственное (бюджетное) финансирование напра

Экономическое стимулирование в области охраны окружающей среды
Одним из эффективных способов решения проблем охраны окружающей среды является экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Государство оказывает поддержку любой предпринимат

Понятие о концепции устойчивого эколого-экономического развития
Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). По первоначальному определению, устойчивое разв

Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания
Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, ¾ эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического о

Экологическое образование, воспитание и культура
Экологическое образование ¾ целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом

Роль международных экологических отношений
Гармонизация международных экологических отношений ¾ один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию вых

Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). К национальным (внутригосударственным) объектам относятс

Основные принципы международного экологического сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становлени

Участие России в международном экологическом сотрудничестве
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно -- это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода -- морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста .

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:

  • - природа и родной язык;
  • - общение в семье, в школе, окружающая среда;
  • - его деятельность;
  • - средства массовой информации, искусство, литература;
  • - образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура» . В самом общем виде можно сказать, что экологическая культура это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

  • - иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
  • - знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии.
  • - знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
  • - знать природу своего родного края, а именно:
  • - местные природные условия
  • - природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
  • - местные, охраняемые природные объекты;
  • - животных местной фауны;
  • - местных птиц;
  • - видов рыб местных водоемов;
  • - лекарственные растения местной флоры;
  • - памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов .

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее .

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

непосредственное познание природы;

школьное экологическое воспитание;

средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека .

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Социализация личности - это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению .

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов - профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям, как естественным воспитателям .

Мирошниченко Наталья Петровна

МДОУ центр развития ребёнка - детский сад №34 «Звёздочка»,

Московская область г.Серпухов

Воспитатель

Значение экологического воспитания дошкольников

Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно от-носиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным приме-ром демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.

Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чув-ства, воспитывать уважительное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются ос-новы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Что, безус-ловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического само-сознания.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, па-дающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоя-тельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сфор-мировать реалистические представления - воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней - важнейшие задачи детского сада.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, при-водит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Непра-вильное представление часто служат причиной недоброжелательного отно-шения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насе-комых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно дейст-вует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологиче-ских проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человече-ством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического об-разования. Создавались программы, технологии, учебные и методические по-собия.

С чего же начинается вся экологическая работа с детьми?

С передачи детям знаний о мире природы.

Каков же должен быть конечный результат?

Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практиче-ских действиях по отношению к природной среде. Экологическое образова-ние дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно дея-тельность формирует психику ребенка.

Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследова-тельская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность по-трогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.

с художественной литературой, в играх Особенно помогают игры-превращения направленные на возникнове-ние любви к животным, растениям, объектам неживой природы. Закрепление экологических знаний происходит на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. В целом любая деятельность, любое экологическое занятие включает не только бережное отношение к объектам окружающего мира, умение ви-деть красоту природы, и развивает наблюдательность и внимание, прививает навыки экологически грамотного поведения в природе Элементы экологического воспитания, как правило, присутствуют на заня-тиях по развитию речи, при ознакомлении.