Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности. Физические изменения в подростковом периоде

05.07.2019
Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:

Первый - это период подготовки, второй - непосредственно переходной возраст, третий - постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.

Временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно применять с точностью до года. Но, в общем, психологи указывают такие цифры: от одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не следует забывать о том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого организма и характер протекания их. Половые различия также сказываются в характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару лет и проходит не так остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков пубертатный возраст занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного активнее.

Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а вчерашний мальчик - «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед зеркалом - совсем не минута времени, как это было раньше.

Для подростка становятся весьма актуальными проблемы возвращения прежних страхов - внешний вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий - открытого или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у каждого второго.

Физиологические изменения у девочек

Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков, и оно у них проходит быстрее.

В 8-10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза;

В 9-10 лет околососковый кружок начинает выступать над кожей груди;

В 10-11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез.

В 11-12 лет может наступить первая менструация (чаще всего в 13-14 лет)

В 15-16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год.

В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

Физиологические изменения у мальчиков

Подростковым называется период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его ко взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

В физиологическом плане подростковый период характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Их правильное сочетание и взаимодействие являются залогом своевременного и правильного развития ребенка.

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12-14 лет.

В 10-11 лет отмечается увеличение размера яичек и полового члена;

В 11-12 лет становится заметна пигментация мошонки и начало оволосения лобка;

В 12-13 лет рост волос на лобке увеличивается, происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек;

Подростковый возраст - период бурного и неравномерно­го роста и развития организма, когда происходит интенсив­ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер­ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель­ность желез внутренней секреции часто приводят к некото­рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос­ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под­ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча­сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь­ного возбуждения.
Одним из первых и наиболее заметных телесных измене­ний является резкое ускорение роста.
Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис­ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу­живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж­нее время.
Современные данные показывают, что средний возраст по­лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене­ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де­вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.
На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы­вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо­рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен­ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо­мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по­сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.
Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре­кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос­том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра­щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед­ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос­та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до­стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче­ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав­нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири­ну не менее 60 см.

Подростковый возраст – это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 12 до 20 лет. Основная часть значительных изменений в подростковом организме происходит за первые несколько лет этого периода. Однако важные и глубокие изменения в поведении и в ролевых отношениях имеют место в течение всего этого отрезка жизни. С точки зрения кросскультурных стандартов подростковый период в нашем обществе несколько растянут. Во многих культурах роль взрослого принималась в значительно более раннем возрасте. Ребенок входил во взрослую жизнь с наступлением пубертата, и в жизни человека не было продолжительного периода со статусом ребенка-взрослого.

Пубертат (лат. pubescere – покрываться волосами) – это термин, часто используемый для обозначения периода быстрых физиологических изменений в раннем подростковом возрасте. Механизмы, запускающие череду изменений, до конца не изучены. Вместе с тем известно, что ключевую роль играет гипоталамус.. Если говорить в общих чертах, в возрасте от 8 до 14 лет в гипоталамусе повышается секреция веществ, стимулирующих выработку гипофизом в кровь большего количества гормонов, называемых гонадотропинами. Эти гормоны химически идентичны у мальчиков и девочек. Они стимулируют активность гонад. Но у мужчин они вызывают увеличение выработки тестостерона, а у женщин стимулируют яичники к увеличению уровня эстрогенов. Примерно у 97% мальчиков и девочек первыми признаками пубертата является увеличение яичек (у мальчиков) и молочных желез (у девочек) к 14 годам.

В ответ на повышение уровня мужских и женских гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений (увеличение молочных желез, понижение голоса, рост волос на лице, на теле и на лобке) называются вторичными половыми признаками. Рост лобковых волос у обоих полов и набухание молочных желез (легкое их выступание под соском) у девочек обычно являются самыми ранними признаками пубертата. Затем следует резкое ускорение роста, стимулируемое повышением уровня половых гормонов, гормона роста и еще одного вещества, называемого инсулиноподобным фактором роста I. В дальнейшем рост останавливается, опять-таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Скачок роста у девушек отмечается на два года раньше, чем у мальчиков, отчего первые бывают выше своих сверстников в раннем подростковом возрасте. Увеличиваются и наружные половые органы – пенис и яички у мальчиков, половые губы – у девочек.

Единственным четким различием пубертата у мальчиков и у девочек является рост. Эстроген стимулирует секрецию гормона роста в гипофизе сильнее, чем тестостерон. Поэтому достигнув пубертатного периода, девочки начинают расти быстрее. Хотя величина пубертатного скачка роста примерно одинакова у обоих полов, у девочек он начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Вот почему среднестатистическая 12-летняя девочка значительно выше своего сверстника мужского пола. По мнению одного из авторов, раннее ускорение роста и признаки развития молочных желез – «причина мифа о том, что пубертат наступает у девочек раньше, чем у мальчиков».

Под влиянием гормональной стимуляции во время пубертата у обоих полов происходит дальнейшее развитие внутренних органов. У девочек утолщаются стенки влагалища, увеличиваются размеры и мускулатура матки. В ответ на изменившийся гормональный статус повышается секреция во влагалище и в шейке матки и pH влагалища из щелочной становится кислой. Затем начинаются менструации. Первый менструальный цикл называется менархе. Вначале месячные циклы могут быть нерегулярными и происходить без овуляции. У некоторых девушек месячные остаются нестабильными в течение нескольких лет, прежде чем стать регулярными и предсказуемыми. Поэтому метод контроля рождаемости, основанный на месячном цикле, особенно ненадежен у женщин этой возрастной группы. У большинства девушек менструации начинаются в 12-13 лет, хотя возраст менархе очень варьирует. Исследования говорят о том, что менархе запускается при определенном минимальном запасе жира в организме.. В начале пубертата среднее отношение нежировых тканей к жировой у девочек равно 5/1 (то есть жир составляет около 1/6 общего веса тела), а на момент менархе оно приближается к 3/1 (то есть около четверти веса тела – жир). Есть и другие доказательства связи между жиром в организме и наступлением менархе. Они вытекают из наблюдений за девушками-атлетами и балеринами с продолжительным и напряженным графиком тренировок. У этих подростков нередко отмечается задержка менархе или прерывающиеся менструации. Предположительно это происходит из-за недостаточного количества жира в организме.

У мальчиков в пубертатном возрасте значительно увеличиваются предстательная железа и семенные пузырьки. Хотя мальчики могут испытывать оргазм и в детстве, эякуляция невозможна до тех пор, пока под влиянием повышенного уровня тестостерона не начнут функционировать простата и семенные пузырьки. Как правило, первая эякуляция происходит через год после начала ускорения роста (обычно примерно в 13 лет), но, как и в случае менструаций, эти сроки очень варьируют. Первые сперматозоиды появляются в эякуляте к 14 годам. Примерно у двух третей мальчиков первая эякуляция возникает при мастурбации. После первой менструации или эякуляции у большинства девочек и мальчиков имеет место период раннего подросткового бесплодия. Однако нельзя полагаться на это как на метод контроля рождаемости. У некоторых мальчиков выработка сперматозоидов начинается на ранних стадиях пубертата, и даже первый эякулят может содержать живые сперматозоиды.

Изменение голоса, вызванное ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее драматично это происходит у мальчиков. Последние часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот. Волосы на лице у мальчиков и в подмышечной области у обоих полов появляются примерно через два года после лобковых. Повышенная активность сальных желез может привести к появлению прыщей или угрей на лице.

Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его (ее) семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других:

«У меня раньше всех появились волосы на груди. Сначала я выщипывал их, потому что не хотел отличаться от других в душевой.»

«У всех моих подруг уже давно начались месячные, а у меня их все еще не было. Я стала использовать прокладку раз в месяц, чтобы не так сильно отличаться от других.»

Описанные нами изменения происходят достаточно быстро и интенсивно. Тело, к которому за долгие годы привык человек, подвергается загадочным переменам, которые зачастую смущают и расстраивают.

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменения артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря приводит к неуравновешенности.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка. В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса. На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.

Личностное развитие подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка . Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Эмоционально волевая сфера . Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение кряду явлений жизни делает длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Но при определенных обстоятельствах (конфликты) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Резкий перепад настроения – это свойственная подростку особенность.

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения: производственной, научной, художественной и др.». Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости в подростничестве изучены Т.В. Драгуновой. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и, в основном, неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя. Уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими.

Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями ив будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной.

Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М.И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действий, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости, в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узко ситуативным, снижаются его возможности.