Почему на армянской свадьбе невесте дают деньги. Живые традиции: как проходят национальные свадьбы. Выбор будущей невесты

21.10.2019

Армянские свадебные традиции

Памятка туристу, Культура, Мифы, легенды, истории в Армения, Ехегнадзор; Армения, Армавир

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной заметке.

Хотелось бы отметить, что официальное рождение нашей семьи происходило в два этапа. Первый – регистрация брака перед государственными органами в ЗАГСе города Москвы. Вторая – венчание в армянской церкви города Армавир и торжественное застолье с приглашенными гостями в ресторане.

Поскольку супруг мой русский, то в нашем праздновании присутствовали помимо армянских еще и русские обычаи. Такие как встреча молодоженов караваем с солью, разбивание тарелок перед входом в помещение и т.п. Но многие из армянских обрядов схожи с русскими.

Так, например, в России традиционно мать жениха встречает молодоженов хлебом с солью и с напутствующими словами, а после молодых, остальные гости перед тем, как войти в дом, обязаны отломить краюшку хлеба, макнуть ее в соль и съесть. Согласно армянской традиции мать невесты на обе плечи каждого из молодых укладывает по лавашу. Кроме того, у армян принято угощать молодых ложкой меда в качестве пожелания сладкой жизни. Таким образом, обе хлебные процедуры символизируют пожелания родителей достатка и благополучия молодой семье. Нас же встречали родители со стороны жениха – караваем с солью, со стороны невесты – лавашем и медом.

За столом молодоженов обычно усаживают крестных отца (кавор) и мать (кавор кин) по правую сторону, и незамужнюю девушку (харснакуйр) и неженатого парня (азаббаши) по левую сторону от молодой пары. Нередко кавора назначают тамадой. При этом кавор в армянской семье - это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Но, в отличие от русских православных традиций, где крестный и крестная не должны состоять в официальном браке, в армянской церкви это разрешается. Так, нашими крестными на свадьбе были супруги, которые были крестными при моем крещении.

В старых армянских традициях, стороны до свадьбы обсуждали количество «макаров» (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому макары – это скорее мужественные вооруженные молодые парни (20-50 чел), задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.

Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С течением времени потребность в вооруженных сильных макарах отпала, но традиция шумного шествия к дому невесты осталась.

В день торжества перед домом или во дворе невесты шумной толпой танцуют женщины из близкой родни жениха. Они преподносят «сини» - подносы с подарками невесте. В одном подносе - свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом - подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха.

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Невесту одевают во все, что ей принесли на подносах - сини. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. На нашем торжестве первая часть песен и плясок была опущена, но двоюродный брат школьного возраста настоял на выкупе, придерживая дверь кинжалом, и отпустил всех из дома только после щедрого денежного вознаграждения со стороны крестного.

Армянская свадьба отмечается с большим размахом, и в ней участвуют все родные и близкие. Обычно на свадьбу приглашают всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. В некоторых селах в торжестве могут принять участие абсолютно все жители села. Так, самая скромная по-армянским меркам свадьба состоит из 50-100 человек. На свадьбе моих родителей принимали участие около 300 гостей и размещали их в шатрах, протянутых прямо на проезжей части улиц. Наша свадьба была совсем скромной, поскольку на нее были приглашены лишь 50 человек из числа родственников.

Таинство Венчания совершается Церковью и это теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. В России венчание воспринимается в качестве серьезного шага, и не каждый готов пойти на него. В то время как в Армении ЗАГСу отводят второстепенное место и брак считается заключенным только после венчания в церкви.

Сама процедура венчания очень схожа с православной. Таинство венчания начинается с моментам, когда жених с невестой заходят в храм и становятся в центре зала. Перед ними обычно стоят с зажженными свечами харснакуйр и азаббаши, позади пары встает крестный со своей супругой. Справа от священника должен стоять жених с крестными, а по левую руку – невеста с харснакуйрем и азаббаши.

Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть. Следует также учесть, что как обручальные, так и венчальные кольца молодожены надевают на указательный палец левой руки (в России – правой). Поэтому после ЗАГСа мы носили кольца на правой руке, после венчания – на левой, а в Грузии уже вернули на правую руку (как и в России, в Грузии кольца носят на правой руке).

Когда кольца надеты, батюшка соединяет руки новобрачных, вкладывая правую ладонь невесты в правую ладонь жениха. Далее следует кульминация свадьбы. Священнослужитель задает жениху вопрос: «Сын мой, готов ли ты до конца жизни быть главой семьи и заботиться о своей жене?» Вопрос к невесте звучит несколько по-другому: «Дочь моя, готова ли ты до конца жизни быть покорной твоему мужу?». Если и жених, и невеста дают положительные ответы, то брачный союз состоялся.

Разница в вопросах к жениху и невесте отражает традиционные, патриархальные представления армянской семьи. Мужчина является главой семьи, что и подчеркивает церемония венчания. Сейчас мужчина и женщина в армянской семье полностью равноправны и многие современные армянские женщины успешно работают, занимаются бизнесом, но все-таки традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются.

После заключения брачного союза священник и хор исполняют духовное песнопение «Ура Лер Сурб егехеци»(Радуйся, Святая Церковь). Далее читается молитва, в которой батюшка просит Господа благословить новый брачный союз. Священник читает благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца, который должен держать его над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.

В конце церемонии молодым преподносится бокал вина. Они пьют вино из одного бокала. Наступает самая трогательная процедура венчального обряда: молодая пара, стоя на амвоне, у алтаря, принимает поздравления родных и близких. После завершения венчания молодожены обычно ставят свечи около какой-либо иконы и вместе с родственниками и друзьями покидают храм, чтобы отпраздновать свадьбу.

После выпускания голубей и небольшой фотосессии, проведенной в центральном парке города рядом с церковью, мы направились в ресторан, расположенный в непосредственной близости от церкви и парка, где нас уже ждали гости. Абсолютно весь сценарий ресторанного торжества с совместным дуэтом молодых, свадебным вальсом и прочим составлялся мной в соответствии с принятыми в Армении и России практиками празднования. Среди отличительных армянских особенностей можно выделить кражу туфли невесты и таросики.

Армянские таросики представляют собой небольшие красивые сувениры – корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже. Смысл заключается в том, что в таросике спрятана частичка любовной сладости брачующихся. Что характерно, в таросиках должно находиться нечетное количество конфет, поскольку оно ассоциируется с единым неделимым целым вновь образованной семьи.

Слово таросик сформировалось как уменьшительно-ласкательное от армянского слова «тарос». Обычно говорят: «тароса кез», что переводится как «передаю тебе». Таросики используются на свадьбах и крестинах, а эти праздники являются одними из самых важных и счастливых событий в жизни каждого человека. Армянский народ очень добрый и гостеприимный, вот и было решено в далеком прошлом, передавать частичку своего счастья гостям, разделяющим с Вами радостное событие, в виде таросика.

Чаще всего, таросики вручают незамужним девушкам после бросания букета невесты. Девушка, получившая таросик, должна перед сном съесть конфеты, а сам таросик подложить под подушку. Согласно поверью, в первую брачную ночь молодоженов совершившая указанное девушка увидит во сне своего суженного.

Кроме того, на армянской свадьбе принято щедро благодарить музыкантов, поскольку ни одна свадьба не проходит без зажигательных танцев до упаду. Гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. В нашем случае, да и во многих городах, уже не играет живая музыка, с диджеем договариваются на определенную сумму, а собранные на свадьбе деньги молодожены оставляют себе.

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной за...

Армянская свадьба ассоциируется с веселым шумом и многолюдным торжеством.

Действительно, вне зависимости от страны проживания, социального статуса, уровня обеспеченности армяне всего мира стремятся сохранить свадебные традиции своего народа. Конечно, время привносит изменения в некоторые армянские традиционные обряды, таких как ритуальное закалывание быка для свадебного стола — оно невозможно в крупных мегаполисах, но армянская свадьба всё равно остается одним из самых веселых праздников.

Свадебный цикл у армянского народа

Вообще ранее свадьба в Армении была очень долго готовящимся событием, очень ответственным событием. К созданию молодой семьи родители мальчиков и девочек начинали готовиться буквально с рождения своих детей.

Именно в Армении такая традиция, как сговор родителей о свадьбе, имела место быть. Сейчас, конечно же, традиция упростилась и не всегда между родителями молодых происходит сговор, все чаще молодые выбирают пару себе сами.

В древности армяне очень тщательно следили за тем, чтобы брачными узами связывали себя только те люди, кому можно. Нельзя было жениться кровным родственникам до седьмого колена.

Причём кровным родственниками считались и приемные дети, и кумовья, и молочные дети. Зачастую в провинциях и сейчас ещё следят за родословной для того, чтобы родство не повторилось.

Но вообще сейчас запрещены браки только между кровными братьями и сестрами. Запрещались браки между представителями разных вероисповеданий. Особенно осуждали браки между православными армянами и мусульманами.

Невесту выбирали соответственно статусу семьи, то есть богатые, зажиточные армяне выбирали невесту своему сыну из такой же семьи.

«Нестатусные» браки осуждались. Ранее старались соединить брачными узами молодых, проживающих примерно в одной территории — из близлежащих сел, городов. Сейчас эта традиция совсем не соблюдается.

Брачным возрастом для девочек был возраст от 12 лет. Не вышедшая до 17 лет замуж девочка считалась старой девой. А молодые люди женились не раньше 24 лет.

Это объяснялось тем, что молодой муж должен был содержать свою семью самостоятельно. Принять помощь от родителей либо каких-то родственников считалось позором. Такого мужчину осуждали и позорили.

Армянская свадьба состоит из нескольких ритуалов. Это , сговор, обручение и собственно свадебные ритуалы.

Сватовство, сговор и помолвка

В армянской свадебной традиции было заведено не соглашаться сразу же отдавать свою дочь замуж, потому сваты наведывались к невесте минимум еще один раз.

Сваты не торопились делать предложение, разговаривали с семьей невесты о том о сём, о погоде и о политике; и в иносказательной форме делали предложение.

Например: » Мы хотим, чтобы ваша горлица перелетела в наш дом». Позднее точно также иносказательно отец невесты даст ответ сватам.

Если сватали совсем еще маленькую девочку — даже в двадцатом веке бытовало ещё «люлечное венчание», то на люльку вешали подаренный родственниками жениха слиток золота или серебра.

Традиция такого раннего сговора существовала в Армении очень долго. Прекратилась она только в связи с тем, что святая церковь запретила священникам проводить такое венчание — между несовершеннолетними детьми.

Если священник всё же проводил такое венчание, то его наказывали. Сейчас, конечно же, нигде уже не «сговаривают» маленьких детей.

После сговора проводилась собственно сама помолвка, на которой жених и невеста обменивались . Невесте преподносили украшения в подарок. Застолье начиналось в доме жениха, а затем со сладостями, фруктами и вином вся процессия направлялась в дом невесты и продолжалась там.

Именно к помолвке уже выбирались кавор и каворкин — ею была жена кавора. Крестные играют незаменимую роль, как на самой свадьбе, так и в дальнейшей жизни молодоженов.

Каворкин — это практически духовный руководитель семьи, он будет крестить будущих детей молодоженов.

Если сговор и помолвка проведены, то свадьбы, как правило, уже не расстраивались. Даже если до свадьбы должно было пройти еще 10 лет. Ранее было принято после помолвки не встречаться жениху и невесте — максимум один раз в сопровождении каворкин. Сейчас, конечно же, эта традиция совсем не сохранилась.

Сейчас свадьбы менее многолюдны. Однако всё же меньше 50 гостей не приглашают. Такие свадьбы считаются уже чересчур скромными.

Армянская свадьба насчитывает огромное количество традиций: это и ритуальное закалывание быка на свадьбу и традиция осматривать все, подаренное на свадьбу, традиция первой брачной ночи, осыпание молодых орехами, ягодами, сладостями, буквально каждое слово, каждое действие в свадебной армянской традиции было предписано и строго соблюдалось.

Некоторые традиции и сейчас чтутся. К таковым относятся присутствие на свадьбе подруги невесты, и друга жениха — азаббаши. Он обязательно должен быть не женат, а подруга невесты — незамужняя.

В доме невесты гостей встречают песнями и танцами. Девушки собираются в отдельной комнате, где одевают невесту во все свадебные одежды. В современное время, конечно же, невеста встречает гостей уже в свадебном платье.

Весь процесс сопровождается песнями и шутками. Например, подружка объявляет, что невеста выйти не может, так как у неё украли туфли. И только после денежного выкупа туфли невесты «находятся».

При выходе из дома младший брат невесты, обычно взяв в руки кинжал, не отпускает сестру и требует . После получения выкупа жених и невеста вместе со всеми родными едут в церковь, где проходит обряд венчания.

В армянской свадьбе официальная регистрация брака играет второстепенную роль. В некоторых армянских семьях и до сих пор регистрируют брак официально только после рождения первого ребенка. Если же детей в семье нет, то супруги так и живут без юридического оформления своего брака.

Ритуал венчания в Армении не меняется на протяжении многих уже столетий. И выглядит он примерно таким образом: в середине церкви, у алтаря стоят жених и невеста.

Слева от невесты стоит ее подружка, справа от жениха — его друг, а кавор со своей женой стоят позади молодых. Священник читает «Отче наш» на армянском языке, после чего освящает кольца и молодые обмениваются ими. Обручальные кольца носят в Армении на левой руке.

После венчания молодые едут в ресторан для празднования свадьбы. Раньше для продолжения свадьбы ехали в дом жениха. Их встречала мать жениха, торжественно возлагала лаваш на плечи молодоженов и угощала их медом.

На пороге дома были перевернутые тарелки, которые жених и невеста должны разбить. Их разбивают для того, чтобы отпугнуть злых духов ещё на пороге семейного очага и не впустить их в дом.


Отец жениха открывает праздник: говорит слова благодарности гостям, после чего слово передается крёстному, он тоже благодарит за честь быть крестным, после этого слово передается одному из центральных персонажей армянская свадьбы — тамаде. Раньше обязанности брал на себя один из родственников или из друзей.

Раньше свадебные подарки были очень и очень богаты. Все подарки объявляли и демонстрировали для всех гостей, их рассматривали. Армянин готов последнюю копейку был отдать для счастья молодых.

Сейчас первый подарок невесте вручает мама жениха. Второй подарок вручает крестный, но сами подарки уже не объявляются и не показываются.

Танцуют на празднике все: жених и невеста, старики и молодые, дети. На армянских свадьбах всегда звучат армянские песни и мелодии.

Интересным является тот факт, что на армянских свадьбах «Горько!» не кричат.

Послесвадебные обряды

Передача приданого невесты. сегодня уже не играет такую важную роль, как ранее, тогда это было материальным началом будущего хозяйства семьи.

Приданое перевозилось в дом жениха и рассматривалось всеми родственниками. Сегодня приданое может содержать символичное лишь постельное белье. Хотя некоторые родители дарят в качестве приданого машины или квартиры.


Обряд мытья головы невесты очень специфичен.
Ровно через неделю после свадьбы впервые мать молодой жены приходила в гости к своей дочери и зятю.

Она приносила с собой повседневную одежду невесты, ее расчёску, полотенца и мыльные принадлежности и помогала ей мыть голову.

Этот обычай строго соблюдался: мать не видела дочь всю неделю до этого дня. Сейчас, конечно же, это символический визит в гости к молодым матери невесты.


На сайте "Среда обитания" увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян - молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи... некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку») - мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е - начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. "Cвадьба в с.Ванк". Нагорный Карабах.

Обычаи и традиции армянской свадьбы весьма интересны. Ведь если праздновать создание новой семейной пары, то с размахом, который свойственен армянскому народу. Каждая народность имеет свои особенности, которые показывают их историю и бытность.

Соблюдение исторических традиций имеет важное значение для армянского народа. Конечно, современный век вносит свои коррективы, и многие обряды позабылись, но все равно большинство ритуалов все также актуальны.

Вот основные ритуалы необходимые для счастливой будущей семейной жизни:

  • Сватовство невесты. Очень важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет.
  • Помолвочное обручение или ншанадрутюн.
  • Церковное венчание.

Выполнение всех необходимых обрядов важный момент, потому что старшее поколение обращает внимание, что было сделано, а что нет.

Раньше выбор невесты был привилегией матери жениха. Ведь она брала в дом не только жену своему сыну, но и будущую хозяйку, мать своих внуков. Поэтому внешность при выборе снохи играла последнюю роль, главными качествами служили:

  • Трудолюбие;
  • Хозяйственность;
  • Умение готовить;
  • Ответственность;
  • Высокая нравственность;
  • Скромность;
  • Целомудренность.

Теперь же молодые могут сами выбирать себе спутника жизни.

В армянской семье главой всегда является мужчина и его слово закон. Поэтому в старину, когда о браке договаривались родители, мнение и желание невесты вообще не принималось в расчет. Собственно и сейчас благословение родителей и близких родственников играет весомую роль.

Одним из важнейших пунктов в предсвадебных традициях является выбор свахи, она всегда избирается из родных жениха. Сваху должна знать невеста и ее родственники, она представляет интересы жениха. Ее иначе называют «миджнорд кин».

Когда жених определился с выбором, то сваха регулярно посещает дом невесты, пытаясь получить от родных согласие на союз. Как только взаимопонимание достигнуто, жених может засылать сватов.

Сватовство

Сватовство тоже важный ритуал, который также требует соблюдения определенных правил:

  • В первую очередь договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу.
  • Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов.
  • Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
  • Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте и др. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.

Как только девушка засватана, можно назначить дату помолвки и обговорить все нужные приготовления.

Церемония помолвки

Помолвка является следующим этапом армянской свадьбы. Богатый стол накрывается не только в доме невесты, но и жениха. Перед тем как поехать к дому будущих родственников, родители жениха должны созвать близких и дальних родных, чтобы те преподнесли дары невесте.

Непродолжительное застолье, на котором будут звучать дружеские пожелания и поздравления, плавно перетекает в поездку к невесте, чтобы уже там продолжить празднество. В старые времена в честь радостного события отец жениха посылал родителям невестки мясо теленка или барана.

На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. В качестве подарков для невесты преподносят:

  • Деньги;
  • Украшения;
  • Другие ценные вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Чем дороже дары, тем в более выгодном свете выглядит будущий жених.

Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят. Выводит к гостям невесту главный представитель жениха «кавор», ее сопровождают подруги. Девушку усаживают за стол к жениху, и начинается веселье.

Кавор торжественно объявляет, что помолвка состоялась, и жених надевает будущей супруге на безымянный палец заранее приготовленное кольцо. Мать жениха в качестве дара вручает золотые часы.

Звучат поздравления, и дарятся подарки от родных. Звучат традиционные песни, обычно исполняются грустные мелодии, как бы напоминая, что невеста скоро покинет отчий дом:

  • Узундара. Исполняется в конце застолья, после чего невеста передается жениху и покидает родительский дом.

Во время церемонии обручения обсуждаются между родителями обеих сторон все нюансы будущей свадьбы, а также дата ее проведения. Еще обговаривается приданое, хотя и не прямым текстом, выясняется, что невестка возьмет с собой в дом мужа.

В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.

Обряд венчания

Особенным у армян считается выбор наряда для невесты, традиционно его преподносят родные жениха. После того как помолвка состоялась, назначается день, когда уважаемый представитель жениха кавор приезжает с другими родственниками и друзьями, чтобы забрать невесту для примерки или подбора платья.

Такое событие также сопровождается музыкой и танцами еще до подъезда к дому невесты. Родные девушки щедро одариваются специальными подносами, на которых находятся горы сладостей и иных подарков, «сини». Примерка свадебного наряда проходит под наблюдением жены кавора, а подруги девушки помогают ей облачиться.

Уже после того как все приготовления выполнены, сваты во главе с кавором сопровождают невесту в храм на церемонию венчания. Кавор выполняет роль посаженного отца, и следит за тем, чтобы никто не преграждал путь молодым и не разделял их. Для этого у груди невесты держат свисающий конец от пояса жениха.

Особенной чертой в обряде венчания у армян является, повязывание на руки молодых специальных нитей или шнура. Он связывался из зеленой и красной нитей.

У армян есть традиция, если после свадьбы в дом невесты послан представитель жениха с красным яблоком, значит, новобрачная целомудренна. Это до сих пор является важным ритуалом, который приносит уважение семье невесты.

Современные армянские свадьбы

Издавна армяне праздновали свадьбу в осенний или зимний периоды. Соблюдение этой традиции актуально и сейчас, ведь осенью после сбора урожая столы ломятся от праздничных блюд. А молодые полны сил и энергии, что гарантирует здоровое потомство.

Сохранение старинных традиций в таких важных моментах жизни, помогает помнить о предках, их укладе жизни. Свадебные приметы также являются неотъемлемой частью жизни, помогая добиться счастья и благополучия в будущей семье.

Заключение

Армяне одни из немногих в наше время остаются непреклонными в вопросах выполнения всех положенных предсвадебных обрядов.

Один размах празднества чего стоит, если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, вы ее никогда не забудете. На пиршество приглашаются не только близкие и дальние родственники, но и совершенно посторонние люди. Подобный обычай говорит о щедрости и гостеприимстве армян.

Каждое свадебное пиршество длится не менее трех дней, а бывает дольше, и все это время не умолкает музыка и песни. Стоит особо выделить народные песни, которые традиционно исполняются на свадьбах. Это красивые мелодии, исполняемые на традиционных музыкальных инструментах, а смысл вложенный в текст песни полностью соответствует атмосфере праздника.

Выйти замуж за армянина – это значит следовать всем армянским традициям. Нет ничего красивее, хлебосольнее и веселее армянских свадеб. Сотнями лет, какие бы события не происходили на этой земле, народ бережно сохраняет обычаи и традиционное поведение на большом многочисленном празднике, где приглашают на торжество всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. Армянская свадьба отмечается с большим размахом в течение нескольких дней. Масштабный и самый главный праздник рождения новой семьи требует тщательной подготовки, в ней участвуют все родные и близкие.

Традиции сватовства в Армении

Для ответственной церемонии сватовства выбирают сваху (миджнорд кин), знакомую семье будущей невесты, но из семьи юноши. До дня сватовства сваха посещает дом родителей невесты и старается уговорить их отдать замуж дочку. После утвердительного ответа в дом девушки приходят родственники будущего жениха (сваты). Только после этого невеста может пойти выбирать свадебное платье.

Приходят на серьезный разговор только мужчины и тот, кому родители юноши доверяют кавор, это может быть уважаемый родственник. В ходе сватовства оговаривается повод торжественного прихода и звучит просьба о руке невесты. Традиционно родители невесты сразу не соглашаются на брак, сватам придется прийти вновь и получить одобрение на следующую весьма важную церемонию — обручение.

Обручение армянских новобрачных

Свадебное торжество не обходится без обряда обручения, или как в народе говорят «помолвка». В оговоренный заранее день в доме жениха собираются родные с многочисленными дарами для невесты, часто ювелирные золотые, заранее подготовленные украшения. Накрывается торжественный стол, родные произносят пожелания счастья и крепкой семейной жизни молодоженам. Позже непродолжительного застолья у жениха, они идут в семью невесты, их ждут за празднично накрытым столом.

Церемония помолвки начнется с выведения кавором невесты с подругами за стол к жениху. В ходе застолья у невесты ее одаривают золотыми и серебряными украшениями. Кавор объявляет о состоявшейся помолвке, жених надевает в знак этого кольцо с камнем на безымянный палец невесты. Именно с обручения, как считали издавна, между семьями будущих молодоженов начнутся родственные доверительные отношения.

На церемонии обручения оговаривается день будущей свадьбы и выбирается свадебное платье вместе с другими атрибутами этого праздника. В это время в доме невесты звучат грустные мелодии, один раз звучит музыкальная композиция «Узундара», после танца под которую, будущую жену уводят от отчего дома. В конце церемонии отец невесты отдает руку дочери жениху, как бы соединяет их судьбы и таким образом благословляет.

Приметы на армянскую свадьбу

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Уважаемый кавор, родные жениха, его друзья в назначенный день забирают девушку из дома. Торжественная делегация подходит к дому будущей жены с громкой зажигательной музыкой и неподдельным веселым шумом. С песнями и танцами они преподносят родным невесты «сини», это блюда с горой подарков для невесты и ее родных, свадебное платье и украшения, восточные сладкие лакомства, эксклюзивные вина и фруктовые плоды. Невеста облачается, помогают ей подруги, происходит действо при жене кавора каворкин.

В храме готово все и начинается таинство, священник с молитвами повязывает к рукам молодоженов нити зеленого и красного цветов, сплетенными вдвое, по возвращении к дому, говорят старые легенды, они отгонят злых духов от молодых.

В ходе церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты. В то же время в доме жениха уже готов шикарный праздничный стол, он должен быть великолепным и переполненным деликатесами и напитками, это долг чести. На праздничном застолье в родные и друзья произносят тосты за здоровье молодых, желают им совместной безоблачной жизни и дарят подарки, чаще всего это деньги и золотые ювелирные украшения.

Традиция подтверждения невинности будущей жены

В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком.

За невестой всегда давалось приданое деньгами и необходимыми в хозяйстве вещами. Размер приданого традиционно обсуждали в полушутливых разговорах при сватовстве и обручении. Родители жениха могут отказываться, что никакого приданого им не нужно, только бы состоялась армянская свадьба. Как у многих народов свадьбу справляют осенью после уборки урожая или вначале зимы, закрома в это время заполнены, созревают молодые вина. Пользу осенних бракосочетаний подтверждали это древние трактаты по медицине, написанные на армянском языке, организм насыщен в это время жизненными силами.

Особенности празднования армянской свадьбы

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.