Календарь природы в библиотеке. Значимые даты экологического календаря природы. сентября - Международный день охраны озонового слоя

21.09.2019

Ольга Крохина
Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»

Тип проекта : экологический , исследовательский, долгосрочный

По продолжительности : 2 месяца

Возраст детей : 4 года

Образовательная область : «Познание» . Ребенок открывает мир природы .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Труд» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Безопасность» .

Актуальность проекта :

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе .

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения : сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Цель проекта : пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи :

Сформировать у детей элементарные экологические природе .

Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе ;

Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Развивать интерес к явлениям и объектам природы .

Пополнить развивающую среду в группе .

Организация уголка природы способствует :

развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ;

формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира ;

формированию элементарных экологических представлений ;

воспитанию умения вести себя в природе ;

воспитанию любви к природе и желанию беречь ее .

Ожидаемые результаты :

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе .

Дети знают взаимосвязь в природе , бережно относятся к живым объектам природы : животным, птицам, насекомым и т. д.

У детей развит интерес к явлениям и объектам природы .

Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Пополнена развивающая среда в группе .

Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей .

Пути реализации проекта

проекта Содержание работы с детьми Взаимодействие с родителями

подготовительный 1. Составление плана работы по проекту .

2. Сбор, накопление материала.

3. Включение в план-схему проекта занятий , игр и других видов детской деятельности.

4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

5. Создать проект экологического уголка в группе . - Беседа с родителями «Знакомство с проектом »

-«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

Участие в подборе литературы по проблеме.

основной 1. Подготовка консультаций по теме для родителей «Игры экологического характера » , «Наблюдаем за природой всей семьёй »

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке в средней группе за живой и неживой природой .

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Подбор картинок на тему праздники

8. Картотека бесед экологического характера .

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Подбор экологических сказок для детей . - Участие в подборе дидактического материала.

Развешать кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

Консультация для родителей

«Наблюдаем за природой всей семьёй »

Консультация для родителей

«Игры экологического характера »

заключительный 1. Обобщение материалов проекта .

2. Создание уголка природы в группе .

3. Призентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Презентация уголка природы для родителей

Заключение.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления , прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

В будущем данный проект поможет воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том , что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.

Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы :

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом . Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) .

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы ) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва : ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем) .

Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва : АРКТИ, 2001. - 128с.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество) .

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва : Издательский центр «Академия» , 2002. - 336с.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

16.06.2017 Фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы» собрал в библиотеке-филиале №5 им. В.И.Кривобокова ребят младшего школьного возраста

В библиотеке прошел фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы», посвященный Году экологии в России. На мероприятие собрались ребята младшего школьного возраста.

Ведущая рассказала детям о календарях на основе исторических сведений, о том, что народные календари помогали людям жить в одном ритме с природой. Дети внимательно слушали библиотекаря и задавали интересующие вопросы.

Затем библиотекарь провела игру «Посади – собери». Играли две команды по 5 человек. По сигналу первые номера участников команды раскладывали «сажали» то, что находилось в мешочке, затем вторые номера собирали все предметы. Конечно, в игре просто посадить и собрать урожай, а на самом деле это тяжелый труд.

Библиотекарь рассказала ребятам о русских праздниках и обычаях, о жизни наших предков, как они вели быт, как отдыхали, кому верили и кому поклонялись. Ребятам были показаны книги, в которых об этом можно прочитать.

Потом ведущая провела конкурс «Возьми венок», так как 15 июня отмечался праздник Вьюн зеленый. В этот день на Руси сплетали венки, чтобы было счастье в доме. Под веселую музыку дети вставали в хоровод, а в центре лежали венки. Пока играла музыка, игроки водили хоровод, но как только музыка прекращалась, они надевали венки на головы. Кому не хватило венка, выбывали из игры. Победители получили призы.

Все желающие приняли участие в русской народной игре «Веревочка». На оба конца длинной веревки ведущая привязала палочки. Победителем становился тот, кто быстрее накрутил веревку до метки на палочку.

В завершение, библиотекарь провела конкурс «Нарисуй свой календарь». Участники разделились на две команды. Каждой команде ведущая раздала лист бумаги, клей, цветную бумагу, вырезки из старых журналов. Ребята придумали свои календари, в которые внесли необычные и фантастические праздники. Оригинально и красиво украсили их и мальчики, и девочки.


Детский абонемент центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина продолжает цикл книжно-иллюстративных выставок в рамках Года
экологии. В ноябре наш экологический календарь представляют следующие даты: Синичкин день и День моржа.

"В Синичкин день в лесу так много разных птиц.

Они ждут помощи от нас с надеждой, верой,

что не забудем мы про них, все смотрят вниз —

туда, где сыплем корм им полной мерой….

С.В. Мельникова

"Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит", - говорят в народе. Синичкин день - молодой экологический праздник, который создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. А с давних времен в этот день по народному календарю отмечается праздник Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. На Руси в этот день встречали первых "зимних" птиц: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей и других пернатых. "Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною", - гласит народная мудрость. Люди заготавливали для них подкормку, делали и развешивали кормушки в благодарность за то, что с весны и до поздней осени птицы уничтожали вредителей садов, огородов и лесов, сохраняя тем самым бесценный урожай.

На выставке представлена литература о пернатых виновниках праздника - синицах, об удивительных фактах из жизни синиц, об их видах и средах обитания.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед.

Степанов В.

День моржа - экологический праздник, отмечаемый по инициативе Всемирного фонда дикой природы и Совета морских млекопитающих 24 ноября. Впервые он отмечался в 2008 году на Чукотке, а в последующие годы к празднованию присоединились и другие регионы России. Этот день призван сохранить популяцию моржей, многие из которых записаны в Красную книгу.

Основные факторы, которые приводят к сокращению численности этих животных: браконьерство, таяние льдов в местах обитания, загрязнение среды в результате антропогенного воздействия человека.

Август. Спад лета

Месяц август

Температура воздуха: от +12° C до +22° C;

Световой день: 14 ч. 54 мин;

Погода: Теплое солнце, ночные похолодания;

Живая природа: Желтеет береза, сохнет трава, первый отлет птиц, первые листопады...

Август - время отступа жары к тихим безмятежным теплым денькам. Солнце пригревает уже не столь интенсивно, вечерами становится прохладней, зато погода становится более спокойной, умеренной и комфортной для долгих прогулок.

Календарь природы

I неделя - II неделя: дни продолжаются теплыми и жаркими, мягкими и безветренными, средняя температура постепенно опускается до +17° C, поспевание брусники, отлет стрижей, первые желтые листья на липе

III неделя - IV неделя: солнце становится менее жарким, как только средняя температура опустится ниже +15° C, первые окрашивания листьев на березе, природа начинает готовиться к осени

Наблюдение за природой (август)

Средняя дата

Цветет капуста

1 августа

Уборка пшеницы

4 августа

Уборка овса

9 августа

Засев озимой ржи

20 августа

Первый незаметный листопад

26 августа

Ночами возможны заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания батвы

Сентябрь. Ранняя осень

Месяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц...

Сентябрь - первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало "бабьего лета", иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание "бабьего лета", птицы улетают на юг

Наблюдение за природой (сентябрь)

Средняя дата

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки земли

4 сентября

Последние возможные грозы

12 сентября

Клен начинает терять листья

14 сентября

Роняет листья орешник

15 сентября

Рябина окрашивает листья

18 сентября

Желтеют листья у липы и березы

19 сентября

Начало листопада осины

19 сентября

Меняет окраску листьев клен

20 сентября

Вяз полностью теряет листья

20 сентября

Листопад затрагивает и дуб

20 сентября

Осина и яблоня меняют окраску листьев

21 сентября

Полностью опадают листья у черемухи и липы

24 сентября

Отлет журавлей на юг

27 сентября

Октябрь. Золотая осень

Месяц октябрь

Температура воздуха: от +3° C до +9° C;

Световой день: 10 ч. 30 мин;

Погода: Туман, долгие дожди;

Живая природа: Обильный листопад, отлет последних птиц...

Октябрь - месяц золотой осени, когда лес ненадолго одевается в самые расписные золотые одежды, ветер с шумом кружит листья в листопаде, выстилая лесные дорожки золотым ковром. Листья опадут очень быстро и следущая половина месяца будет не столь красива, а скорее дождлива, грязна и прохладна, тем более, что совсем скоро выпадет первый снег.

Календарь природы

I неделя: сильные листопады, самые яркие контрастные окраски деревьев, несмотря на половину сброшенных листьев, отлет грачей, возможна устойчиво не холодная погода.

II неделя: первые намеки на снежную пыль в воздухе, снег выпадает, но еще не садится на землю, окончание листопада

III неделя: по утрам и вечерам появляется тонкая наледь на лужах, исчезают облака, превращая небо в серую дождевую пленку

IV неделя: первые выпадения снега, снежный покров уже остается на почве, но спустя немного времени тает.

Наблюдение за природой (октябрь)

Средняя дата

Полностью осыпает листья осина

5 октября

Первый снег

14 октября

Полностью теряет листья клен

14 октября

Осыпалась береза

15 октября

Потерял все листья орешник

15 октября

Последние кучевые облака

19 октября

Лужи затягиваются льдом

21 октября

Ложится первый снежный покров

23 октября

Затягиваются льдом пруды

ноябрь - конец осени

Месяц ноябрь

Температура воздуха: от -3° C до +2° C;

Световой день: 8 ч. 24 мин;

Погода: Туманы, заморозки, первый снег, ледоход;

Живая природа: Конец листопада, замирание природы...

Ноябрь - месяц туманов и холодных ветров. Все ближе подступает зима, уже слышно ее холодное дыхание, а как выпадет снег и от осени почти не остается заметных следов, природа укутывается в белоснежное покрывало из еще тонкого льда и мокрого снега.

Календарь природы

I - II неделя: понижение температуры, дневная и ночная температура около 0° C

III - IV неделя: на земле ложится устойчивый покров снега, дожди сменяют моросящие снег с дождем осадки и снегопады

Наблюдение за природой (ноябрь)

Средняя дата

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»