Развить знания. Как развить интеллект взрослому: лучшие способы. Способ тринадцатый – физические нагрузки

13.10.2019

Поймали себя на мысли, что после внеочередных пьяных вечеров, а также бесконечного безделья, которое сопровождается глупейшими поступками в нашей жизни, мы откровенно тупеем. Вот серьезно, такими умными были в 18 лет, а сейчас IQ явно снижен до уровня плинтуса. Почему это происходит? И как, наконец, поумнеть, либо вернуть себя в прежнее «остро интеллектуальное» состояние?

Скажем честно: мы понятия не имеем, что с этим делать. Мы, черт возьми, не специалисты. Но у нас есть один кореш, который шарит в нейропсихологии. Шарит, потому что он сам нейропсихолог. А зовут его Николай Французов. Он работает экспертом научного отдела - это сайт, который призван прокачать твои интеллектуальные способности с помощью различных научных методик. Причем сервис одинаково эффективен не только для тебя, но и для детей или людей пожилого возраста. С помощью него ты легко сможешь повысить свою эффективность, держать мозг в тонусе в течение всего дня, а также забыть об ошибках на работе.

Сама методика Wikium нацелена на то, чтобы повысить число синапсов - контактов между двумя нейронами, которые отвечают за гибкость ума, память, креативность, талант.

Никогда не думай, что ты слишком туп для чего-то

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. В результате в течение всей жизни человек способен к интеллектуальной деятельности.

Как часто ты говоришь себе что-то вроде: «Я слишком глуп для этого!»? Нам кажется, что это происходит постоянно, но дело не в твоем мозге. Если ты здоров, то возможности для развития у тебя ровно такие же, как и у других людей. Но нужно помнить, что нельзя стать умным или более приспособленным к жизни лишь благодаря пассивному существованию. Напротив, ты должен активно вгрызаться в процесс обучения, постоянно пробовать что-то на практике, а не только в теории. Если ты сделаешь это, то станешь действительно умным парнем.

Следи за здоровьем

В нашем современном мире человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих на него негативное воздействие. К примеру, вредная экология и различные заболевания, пониженное количество кислорода и недостаточная физическая активность, повышенные уровень стресса и тревожность, физическое напряжение и нарушенный сон, монотонная деятельность и постоянный информационный шум. И этот список можно продолжать. Все это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Известно, что временные (условные) нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени, или возобновления данные связи могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Да, вряд ли ты думал, что увидишь здесь этот совет, но без него никуда. Твой мозг - это, черт возьми, орган, который надо поддерживать в порядке. Он связан со всем телом. Разумеется, если ты запускаешь организм, дико бухаешь либо нервничаешь, уничтожая свои нейронные связи, то и мозг будет работать плохо. Ты когда-нибудь видел академика-алкаша? Нет, алкаши могут быть только писателями, да и то, утверждение сие с большой натяжкой. В общем, хочешь ловить все на лету? Займись спортом, ешь правильную пищу, перестань волноваться по мелочам, избавься от дурных привычек.

Однако стоит помнить, что физическая сила мало влияет на развитие интеллекта, несмотря на то, что умственные способности человека напрямую зависят от физиологических особенностей. Э.П. Бебриш приводит данные, что по развитию физической силы умственно отсталые дети не уступают нормальным школьникам. Также существует масса примеров людей, чьи выдающиеся интеллектуальные способности никак не связаны с наличием физической силы: Стивен Хокинг, Шопен, Тулуз-Лотрек, Теренс Тао и т.д.

Вместо поглощения информации развивай системный подход

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Здесь мы еще раз процитируем нашего эксперта, который подробно описал несколько простых, но эффективных упражнений для выработки системного мышления. Такое мышление, в свою очередь, поможет тебе правильно обращаться с огромными потоками информации, которые сегодня нас окружают.

1. «Исключите из использования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте осуществить принятие пищи с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и, соответственно, закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Также построению логики между данными образами, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления».

2. «Отличным методом будет развитие амбидекстрии. То есть используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности, например: почистить зубы с утра, расчесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно, или поменяйте местами нож и вилку во время использования их при приеме пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга, в свою очередь это положительно сказывается на работе памяти».

3. «Необходимо тренировать наблюдательность. К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет, или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти (концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание)».

4. «Как можно больше читайте и записывайте. После того, как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз, если у вас на это есть время. Один раз записать - это как дважды прочесть и все организовать в своей голове».

5. «Помимо этого, делайте предполагаемый для заучивания материл доступным именно для вас, то есть, если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме. Важной будет системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком».

А если хочешь затестить свой интеллект, прежде чем начать тренировать его, то обратись к классическим головоломкам вроде кубика Рубика, Танграма и пр. Еще можешь попробовать решить несколько творческих задач типа задачи Карла Дункера или Сэма Глаксберга. В мире есть не только тест IQ, как ты уже понял.

Читай, читай, читай

При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, и представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг.

Теперь ты понял, зачем BroDude заставляет тебя читать? Просто хотим, чтобы ты стал умнее, друг. Причем мы думаем, что читать нужно разную литературу. Не только научно-популярные книги прокачивают твой интеллект. Художественная литература, особенно высокого уровня, тоже помогает развить личность. В книгах содержится масса идей, которые впоследствии можно воплотить в жизнь, - глупо не пользоваться ими. К тому же книги помогают смотреть более объективно на мир. С помощью них ты сможешь принимать взвешенные решения.

И мы описали далеко не всю пользу. Николай Французов, наш эксперт, если ты забыл, говорит следующее: «При чтении прямой речи в мозгу активируются участки слуховой коры. Подключение слуховой коры при чтении прямой речи обуславливает и ее более яркое воздействие: мозгу легче представить то, что говорится «от первого лица». Скорее всего, те же голосовые участки слуховой коры задействуются и при работе внутреннего голоса - скажем, при воображаемых диалогах».

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

У каждого человека существуют свои конкретные способности: у кого-то они проявляются в большей степени, а у кого-то в меньшей. Интеллект определяется не только способностями, полученными с момента рождения. Он представляет собой результат обучения и дальнейшего развития мышления благодаря анализу и синтезу информации, полученной извне.

Разумеется, немаловажная роль отведена и воображению. Но все же, в нем наличествует некоторый набор абстрактных объектов. При увеличении кругозора происходит развитие воображения, а тренировка памяти осуществляется при помощи различных методов.

Интеллект и способы его развития

Часто мы сами себе задаем вопрос: каким образом добиться развития своего интеллекта? Можно развить интеллект упражнениями. Главное — необходимо проводить занятия регулярно.

Ниже описаны способы развития интеллекта:

  • игры и занятия для развития интеллекта;
  • чтение познавательных книг;
  • фиксирование и анализ информации;
  • постоянное обучение.

Остановимся подробнее на каждом из способов и рассмотрим дополнительную информацию.

Интеллектуальные игры

В ходе любой игры у человека происходит развитие определенных способностей. Превосходным инструментом для процесса тренировки мозга, его сосредоточенности, внимательности, а также способности планирования последующих действий являются игры в шахматы и нарды. Благодаря постоянному мыслительному процессу кроме умственных способностей, развивается и способность к интуиции. Также для развития интеллекта существуют специализированные игры онлайн.

С Викиум вы сможете организовать тренировки интеллекта онлайн по индивидуальной программе

Игры для улучшения памяти и внимания, головоломки

Еще один эффективный метод — игры для развития интеллекта и пространственно-логического мышления. В головоломные игры входят: сборка паззлов и кубика-рубика, разгадывание кроссворда, ребусов и загадок. Таким образом, мы видим, что игры на развитие интеллекта у взрослых весьма интересны и увлекательны.

Чтение книг

Такой способ развития является доступным и мощным. Читая регулярно познавательные книги и не делая между чтением большого перерыва, вы не даете возможности мозгу расслабиться, постоянно идет процесс обучения, и вследствие этого он постоянно «растет». Стоит отметить, что начитанные люди не испытывают сложностей при общении на разные темы.

Фиксирование и анализ информации

Ведение анализа любой информации и различных идей следует делать не устно, а письменным способом. Таким образом информация лучше усваивается и запоминается информацию благодаря активизации одновременно нескольких участков мозга. Кроме этого, существенно повышается концентрация текстовой информации (раза в 3 и больше). Итог – глубокий синтез информации с последующим принятием верного решения.

Постоянное обучение

Чтобы подкормить свой интеллект, необходимо придумать совершенно новое для себя занятие, которым ранее вы не занимались. Этому занятию вами должно отводиться определенное время, тем самым благоприятно влияя на активность мозга.

Также установлена положительная корреляция между IQ и музыкальными способностями человека. Начните уделять время изучению музыки для дополнительного развития своих способностей.

Образ жизни

Отдых – важное условие

Если человек испытывает дефицит сна, то его организм и мозг не может сконцентрировать внимание на чем-либо, и поэтому оно рассеивается. Согласно результатам проведенных исследований, ученым удалось установить, что усталость способствует многократному снижению уровня IQ у человека. Для активирования умственных способностей перед важными событиями достаточно всего лишь раньше лечь спать и больше времени уделить сну.

Разрываем стандарты

Изменяя ежедневные однообразные, зазубренные и доведенные до автоматизма действия мы не способствуем напряжению мозга, поскольку он в подобных ситуациях работает «на автомате», познавательный процесс сведен к минимуму. Это говорит о том, что необходимо изменить свои повседневные привычки и поведение. Допустим, чтобы активизировать мозговую деятельность и дать толчок новой связки между нейронами мозга, пробуйте открывать двери с закрытыми глазами, переставляйте мебель с одного места на другое и смените свой маршрут из дома на работу и обратно.

Физкультура

Благодаря физическим нагрузкам в организме человека происходит формирование белка (нейротропный фактор мозга). Именно белок отвечает за развитие нейронов, являющихся базисом интеллектуальных способностей.

Оздоровительная физкультура будет полезна не только для мозга, но и для всего организма.

Есть еще много факторов, влияющих на интеллект, и способов его развития. Мы лишь коснулись некоторых из них. Однозначно можно сказать: активная жизненная позиция и здоровый образ жизни помогут вам как в развитии интеллекта, так и для достижении жизненных целей.

— Виды интеллекта и их свойства
— Что такое IQ?
— Упражнения для мозга для повышения IQ
— 7 универсальных советов по повышению умственных способностей от Стива Дентона
— Как повысить свой интеллект: 5 простых способов
-Заключение

Способности интеллекта бывают следующие:

1) Аналитические.
Умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации

2) Логические.
Логическое ядро рассудка, включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы

3) Дедуктивные.
Качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности

4) Критические.
Способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению

5) Прогностические.
Умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив

Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи(как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы

Способности к образному мышлению: способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов

Способность концентрироваться, удерживать внимание: наверное в большей степени относиться к проявлению воли чем к работе разума, но тут считаю необходимым упомянуть, так как это во-многом определяет эффективную работу интеллекта.

Также наш рассудок обладает некоторыми свойствами:

1) Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)

2) Глубина и широта ума: то, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный. Задает возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи

3) Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и насколько быстро решаем задачи

4) Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии, так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.

Поддерживает во всем этом нас наша память. На ней не буду останавливаться, думаю итак понятно какую функцию она несет, но считаю нужным выделить один из типов памяти, важных для работы рассудка

Оперативная память: умение удерживать в уме одновременно несколько промежуточных операций и находить их решение. (попробуйте перемножить в голове в столбик несколько двузначных чисел: вам придется удерживать в памяти промежуточный результат умножения (то что учителя в школе называли «в уме») для того чтобы получить результат конечный).

— Что такое IQ?

IQ определяется и количественно выражается при помощи тестов, это показатель способностей человека мыслить. Половина людей показывает в среднем iq от 90 до 110, четвертая часть – свыше 110, а показатель ниже 70 баллов свидетельствует об умственной отсталости.

Термин пришел из Англии и подразумевает работу мысли, живость ума, интеллектуальное искусство. Разработаны тесты для определения iq человека. Учитывается возраст и пол. Интеллектуальные способности тест не показывает. Задача теста - определение способности к решению задач, относящихся к ряду областей.

Если углубиться в процесс исследования вопроса, еще с 30-х годов прошлого столетия ученые пытались найти закономерности в развитии умственных способностей, соотнося вес и объем головного мозга. Изучали реакцию, связанную с нервными процессами, определяли уровень интеллекта, связывая с уровнем социального положения, возрастом или полом.

Сегодня ученые выяснили, что на уровень iq влияет наследственность и он подлежит увеличению посредством упражнений и тестов. На уровень интеллекта влияют не способности, а настойчивость, терпение, упорство и мотивация. Эти качества нужны врачам, археологам, диджеям. Доказано, что в критических и сложных жизненных ситуациях человеку с высоким iq легче справиться с трудностями, но решающими остаются индивидуальные качества:

1) честолюбие;
2) решительность;
3) темперамент.

Постепенно тесты усложнялись. Если изначально они состояли из лексических упражнений, сегодня встречаются тесты на решение логических задач с использованием геометрических фигур, упражнения на запоминание или же манипуляцию буквами в предложенных словах.

— 7 универсальных советов по повышению умственных способностей от Стива Дентона

Стив Дентон — обладатель научной степени в области теоретической физики.

1) Мозгу нужны интеллектуальные вызовы
В ходе решения сложных задач, таких как изучение нового языка, области математики или освоение незнакомого музыкального инструмента, мозг становится более пластичным и гибким.

По мнению Дентона, одним из беспроигрышных вариантов является изучение различных областей математики - эта наука открывает широкие возможности для развития мозга. Занятия математикой позволяют тренировать логическое, численное и визуальное абстрактное мышление, одновременно улучшая навыки концентрации и «умственной выносливости».

2) Следует общаться с хорошо образованными людьми.
Встречи и разговоры с высокоинтеллектуальными людьми позволяют улучшить работу собственного мозга. В ходе таких бесед можно узнать много нового, кроме того, понимать ход мыслей умных людей очень полезно.

3) Компьютерные игры могут использоваться для тренировки интеллекта
Дентон рекомендует выбирать игры, в ходе которых необходимо решение сложных задач и принятие многочисленных решений. Сам физик является поклонником игры EVE - по его мнению, она является наиболее сложной и разносторонней из всех компьютерных игр.

4) Нужно читать минимум одну серьезную книгу в неделю.
Дентон советует не только регулярно читать серьезные книги, но и выбирать авторов из разных жанров. Чтение позволяет расширить словарный запас и положительно влияет на вербальный интеллект, а также способствует развитию эрудиции.

5) Тренировка мозга с помощью специального софта.
Дентон советует использовать специальный софт для развития мозга, с единственной оговоркой - необходимо применять только подтвердившие свою эффективность сервисы. Проект Dual N-Back смог доказать свою эффективность. Еще один положительный момент - игру можно скачать совершенно бесплатно.

6) Важен здоровый образ жизни.
Занятия спортом положительно сказываются на работе мозга, здоровый и не слишком короткий сон также повышает продуктивность. Важно с умом подходить к потреблению алкоголя. Помимо этого, для наиболее эффективной работы мозгу нужно правильное питание. Получить необходимое количество питательных веществ организм может только при сбалансированной диете - человек должен есть фрукты, овощи, рыбу и мясо.

7) Необходимо избавиться от ограничивающих представлений о собственном интеллектуальном уровне.

Многие люди на самом деле умнее, чем сами о себе думают. Часто такое скромное отношение к своим умственным способностям не позволяет им добиться в жизни большего. Данное явление получило название «эффекта Даннинга-Крюгера» - согласно ему, люди, обладающие уровнем интеллекта ниже среднего, часто переоценивают свой интеллект, в то время как обладатели интеллекта уровня выше среднего, чаще недооценивают свои способности.

Дентон приводит в качестве примера свою знакомую - девушка всегда очень скромно оценивала свой интеллектуальный уровень и работала обычной секретаршей, но однажды прошла тест IQ организации «Менса», которая объединяет людей с крайне высоким уровнем интеллекта. В дальнейшем она получила степень профессора астрофизики и зажила куда более счастливой жизнью.

— Как повысить свой интеллект: 5 простых способов

1) Сведите к минимуму время на просмотр телевизора
Проблема в том, что когда мы смотрим ящик, мы не используем ресурсы мозга и не даем ему отдохнуть. Это как будто энергия мышц затрачивается, а пользы для здоровья нет.

2) Займитесь физическими упражнениями.
После физической нагрузки продуктивность работы мозга значительно увеличивается. Голова становится ясной, возникает волна энергии. Вы чувствуете воодушевление, вам проще сконцентрироваться.

3) Читайте стимулирующие книги.
Если вы хотите улучшить способность мыслить или писать, нужно читать книги, которые заставляют сосредоточиться. Чтение классической литературы может изменить ваш взгляд на мир, вы научитесь излагать свои мысли красивым литературным языком. Не смущайтесь, если вам придется посмотреть в словаре слово, не бойтесь больших параграфов. Если нужно, перечитайте абзац, и вскоре вы освоите стиль автора.

4) Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт.
Чтобы не чувствовать усталости, нужно ложиться пораньше и спать не менее 8 часов. Если вы поздно встанете и потом засидитесь допоздна, то вы будете рассеянным весь день, не сможете сконцентрироваться. Большинство людей работают очень продуктивно в утренние часы. Чем раньше вы проснетесь, тем больше продуктивных часов будет у вас в запасе. Если у вас есть возможность, поспите 10-20 минут, когда вдруг почувствуете усталость. Поспите дольше - будете вялыми, а короткий сон освежит вас.

5) Выберите время, чтобы подумать.
Часто наша жизнь становится настолько суматошной, что у нас не остается времени даже на то, чтобы это осознать. Чтобы не допустить этого, отводите время на то, чтобы посидеть одному и подумать, организовать мысли и выделить приоритеты. Можно заниматься чем угодно, лишь бы вы остались в одиночестве на некоторое время. Можно просто ненадолго прогуляться. Поэкспериментируйте, и вы поймете сами, что для вас лучше.

-Заключение

Все согласятся, что гораздо интереснее общаться с интеллектуально подкованным человеком, чем с тем, кто и двух слов связать не может. К тому же человек с высоким интеллектом имеет больше возможностей в плане своего дальнейшего развития. И добиться успеха таким людям гораздо легче. Было бы желание и уверенность в своих силах.

Существует много способов повысить свой интеллект в этой статье даны несколько из них. Если вас не устраивает не один из них, вы всегда можете найти полно других в интернете. Главное начать действовать, а не сидеть на месте и ничего не делать.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Инструкция

Легких и универсальных путей для развития интеллекта не существует. Единственный способ развить способности – регулярно нагружать их, причем не одним и тем же упражнением, а разными, направленными на тренировку различных областей ума. В качестве бонуса в таком случае развиваются и волевые качества, самодисциплина, формируется твердый характер.

Среди интеллектуальных способностей можно выделить аналитические (умение сопоставлять между собой фрагменты информации), логические (способность мыслить, рассуждать, делать выводы), дедуктивные (умение находить общую идею из массива информации), критические (способность отметать неправильные выводы и идеи), прогностические (умение формировать модель будущих событий). Кроме этого, к интеллектуальным относятся способности к абстрактному и образному мышлению, умение концентрироваться и удерживать внимание.

Замечательно тренируют умственные качества интеллектуальные и логические игры. К ним относятся: шахматы, шашки, нарды, преферанс, покер, развивающие компьютерные игры, логические головоломки. Настольные игры, такие как шахматы, с древних времен считаются привилегией лучших умов – правителей, военачальников. Они развивают не только интеллект, но и память, а также способность концентрироваться.

Улучшают умственные способности занятия различными науками. Любое обучение способствует развитию памяти и умению концентрировать внимание. Математика тренирует практически все интеллектуальные способности, организует и структурирует мышление. Чтение художественной литературы развивает кругозор, эрудицию, формирует хороший вкус, учит работать с большим количеством информации, анализировать ее и находить ей применение.

Тренировать аналитические и прогностические способности помогает ведение дневника. Записывайте значительные события дня, стройте планы на будущее, анализируйте сбывшиеся и не сбывшиеся прогнозы.

Развитию интеллекта способствует рисование, заучивание стихов, фотографирование, игра на музыкальных инструментах. Тренируют интеллект и бальные танцы, занятия аэробикой и любые упражнения, требующие координации движений, поддержания определенного ритма.

Обратите внимание

Одно из заблуждений относительно интеллекта человека касается существующих качеств ума. Некоторые полагают, что если у индивида очень хорошо развита одна из интеллектуальных способностей, например, умение хорошо складывать в уме или формулировать сложные концепции, развивать интеллект дальше ему не нужно - он уже достиг высшего уровня. Однако это не так. Ум должен развиваться гармонично, поэтому в таких случаях необходимо тренировать более слабые способности.