Взаимодействие воспитателя с работниками доу. Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

20.07.2019

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: " Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Главное - донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педаго­га с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия . Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. Традиции и обычаи нашей семьи.
8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения детского сада мы начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.

Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, необижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему понадобится ваша помощь»; « Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите вот ее работы». Или « Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него навык культурного поведения»; « Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда « для вас родители».

Серьезное внимание мы уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение Барто «Бычок». Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают его Юля, Алеша, Ирина, Оля. Попросите детей дома прочитать это стихотворение, Или «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте. Пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе».

Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но об отрицательном в семейном воспитании детей.

Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении. Чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

В результате всей работы контакт с родителями у нас наладится, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями. Так мама Юли, приходя в детский сад, видела, как с охотой усердием ее дочь убирала игрушки в группе, что вызывало у нее недоумение: «А дома Юля ничего не хочет делать!» Мы посоветовали, прежде всего, быть настойчивой в своих требованиях, сначала совместно с дочерью убирать игрушки, затем поручать дочке самой, после занятий и игр ставить все на место, подчеркнув, как приятно смотреть на убранный уголок. Теперь Юля охотно и умело помогает маме убирать комнату. У девочки появилось желание, «сделать как мама».

В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.

Наташа после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была, как можно лучше одета, берегла свою одежду, игрушки. Разговор с родителями Наташи мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что неумение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Наташи с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда по нашему предложению она дежурила в группе и могла наблюдать свою дочь в детском коллективе длительное время.

Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимые в детском саду в целях педагогического просвещения, мы стремимся удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствуем содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье мы добились положительных результатов в воспитании детей.

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В данной статье нами будет подробно рассмотрен данный процесс, на примере дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б Филичева, Т.В. Туманова и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных детских садов обнаруживает необходимость взаимодействия логопедов не только с воспитателями, но и с другими специалистами внутри детского сада, а именно с музыкальным руководителем, психологом и инструктором по физкультуре.

Большой вклад в изучение проблемы взаимодействия специалистов внесла М.А.Поваляева. Она разработала моделькоррекционно-развивающей деятельности в образовательном учреждении, которая включала :

· создание команды единомышленников, повышение профессионального уровня педагогов, родителей и медицинского персонала;
· организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
· разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики;
· непосредственную коррекцию всех компонентов речи детей;
· подбор лингвистического материала с учетом этапа работы и компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Данная модель взаимодействия специалистов в дошкольном учреждении способствует эффективным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, расширению границ познания родителей в области коррекционной педагогики. В образовательном процессе любого ребенка важна его своевременная ранняя поддержка педагогами и врачами, которая предупреждает большинство и позволяет быстро и вовремя исправить их.

Должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи

Рассмотрим должностные инструкции работников специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Согласно должностным инструкциям, на музыкального руководителя любого дошкольного учреждения возлагается основнаяфункция по обеспечению выполнения программы эстетического развития и музыкального воспитания детей с учетом возраста воспитанников.

Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения

Для этого музыкальный руководитель обязан:

1. Контролировать работу педагогов образовательного учреждения и родителей по вопросам музыкально-эстетического развития;

2. Проводить интегрированные занятия с воспитанниками дошкольного учреждения, совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами;

3. Активно участвовать в деятельности Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения и методических объединений;

4. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам музыкального и эстетического воспитания детей;

5. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности музыкального руководителя:

Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения

На инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом их психофизических и возрастных особенностей;

2. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

3. Формирование у детей на своих занятиях:

А) основ и понятий здорового образа жизни человека;
б) двигательных умений и навыков;
в) двигательной активности в самостоятельных и коллективных видах деятельности;
г) культуры здорового образа жизни;
д) максимально осознанного освоения образовательной программы.

В своей деятельности инструктор по физической культуре обязан:

1. Грамотно и поэтапно выполнять работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

2. Обеспечивать совместно с медицинским персоналом контроль состояния здоровья детей и их физического развития;

3. Обеспечивать индивидуальный подход к комплектованию подгрупп детей для проведения занятий физической культурой;

4. Проводить оздоровительные мероприятия;

5. Обеспечивать безопасность детей;

6. Осуществлять охрану здоровья детей;

7. Следить за эмоциональным комфортом в период занятий физическими упражнениями;

8. Проводить физическую реабилитацию воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

9. Активно участвовать в деятельности методических объединений и Совета педагогов дошкольного учреждения;

10. Проводить консультации для родителей и педагогов по вопросам физического воспитания детей;

11. Представлять свой опыт работы на конкурсах, фестивалях, праздниках и в рамках дошкольного образовательного учреждения

Взаимоотношения и связи по должности и нструктора по физической культуре:

1. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией дошкольного учреждения к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;

2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного учреждения;

3. Подотчетен руководителю дошкольного учреждения и Совету педагогов.

Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения

На педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении возлагаются следующие функции :

1. Обеспечение психического, соматического и социального благополучия и комфорта воспитанников учреждения;

2. Оказание психологической помощи нуждающимся воспитанникам учреждения, их родителям (лицам, их заменяющим) в вопросах поведения, обучения и воспитания ребенка, педагогическому коллективу.

Педагог-психолог обязан:

1. Осуществляя свою деятельность, педагог-психолог обязан проводить :

· Анализ работы педагогов дошкольного образовательного учреждения, оказывать помощь при возникших затруднениях, которые связанны с особенностями индивидуального развития некоторых детей;

· Развивающие занятия и игры для детей дошкольного возраста;

· Тренинги для педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

2. Педагог психолог должен уметь выявлять причины и степень отклонений в развитии детей (интеллектуальном, эмоциональном, личностном, социальном плане), проводить психолого-педагогическую коррекцию;

3. В случаях особой необходимости направлять детей на консультацию в медицинские, психологические и медико-педагогические Центры;

4. Уметь составлять психолого-педагогические заключения и составлять беседы с родителями и педагогами с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника;

6. Педагог психолог должен осуществлять :

· помощь детям, родителям и педагогам на протяжении всего адаптационного периода к дошкольному учреждению;

· психологическую помощь и поддержку одаренным детям и детям с определенными трудностями;

7. Развивать психологическую культуру в дошкольном учреждении у воспитанников, педагогов, специалистов и родителей;

8. Проводить консультации для участников образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты);

9. Педагог психолог должен участвовать :

· в заседании Педагогического совета дошкольного учреждения;
· в заседании совета психолого-педагогической службы дошкольного учреждения;
· осуществлять «психологизацию» воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, осуществляя научные эксперименты;
· в собраниях для родителей и круглых столах для педагогов;

10. Участвовать в работе Совета педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Взаимоотношения и связи по должности п едагога-психолога:

1. Педагог психолог должен уметь самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие, помесячно. Все разработанные планы согласуются и утверждаются руководителем дошкольного учреждения, согласуются с
психолого-педагогической службой.

2. Педагог психолог должен обменивается полученной информацией с работниками психолого-педагогической службы и педагогическим коллективом учреждения.

3. Педагог психолог должен информировать руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникающих трудностях в работе с детьми, родителями, различными социальными службами.

4. Педагог психолог должен передавать своим руководителям информацию, полученную на совещаниях и семинарах.

Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения

На учителя-логопеда возлагаются следующие функции :

1. Активное участие в образовательном процессе детей дошкольного возраста, направленном на диагностику,
предупреждение, компенсацию, коррекцию отклонений в развитии воспитанников учреждения.

2. Охрана прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

3. Проведение логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3до 7лет.

4. Использование в работе детьми дошкольного возраста только апробированных методик по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных речевых функций.

5. Проведение консультаций для родителей (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам учреждения, по возникающим вопросам диагностики речевых нарушений детей, применению методик.

Для выполнения возложенных на него функций учитель-логопед обязан

1. Проводить :

·Ежегодное обследование воспитанников с целью определения структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов речи;

·Комплектование подгрупп для логопедических занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

·Подгрупповые, групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста по исправлению речевых нарушений;

2. Выявлять причины и степень отклонений в интеллектуальном, нервно-психическом и речевом развитии детей;

3. В случаях особой необходимости направлять воспитанников на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры;

4. Составлять заключения по результатам логопедического обследования;

5. Доводить до сведения педагогов и родителей результаты обследования с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.

6. Разрабатывать и использовать в своей деятельности :
· коррекционные программы, циклы занятий, которые направлены на устранение речевых расстройств детей дошкольного возраста;

· рекомендации для педагогов, специалистов учреждения и родителей, касающихся особенности работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии; консультации при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе; по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению; по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи;

7. Осуществлять взаимодействие с воспитателями и педагогами дополнительного образования по закреплению результатов;

8. Формировать у воспитанников навыки речевой культуры;

9. Проводить консультации для всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений;

10. Осуществлять выбор технологий логопедической помощи детям.

11. Участвовать :

·в заседаниях Педагогического совета дошкольного учреждения;
·в заседаниях совета психолого-педагогической службы;
·экспериментальной деятельности дошкольного учреждения;
·в родительских собраниях для родителей и круглых столах для педагогов учреждения;

5. В своем вооружении иметь наглядные пособия, материалы и инструменты для обследования и проведения коррекционно-развивающей работыс детьми дошкольного возраста.

Взаимоотношения и связи по должности учителя-логопеда:

1. Учитель логопед самостоятельно планирует свою деятельность на год, полугодие и помесячно. Все планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются руководителем дошкольного учреждения.

2. Обменивается информацией входящим в свою компетенцию с работниками службы и педагогическим коллективом по вопросам;

3. Информирует руководителя психолого-педагогической службы и руководителя дошкольного образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями, детьми и различными социальными службами;

4. Передает выше стоящим руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах;

5. Подотчетен Совету педагогов.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

На воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников;
2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
3. Воспитание, обучение, развитие детей дошкольного возраста;
4. Оказание помощи социализации воспитанников;
5. Взаимодействие с семьями детей;
6. Проведение консультаций и оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

1. Способствовать созданию и закреплению благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для каждого воспитанника.

2. Осуществлять :

· индивидуальную образовательную и оздоровительную работу с детьми;
· изучать особенности развития каждого ребенка;
· следить за состоянием здоровья каждого ребенка;
· быть чутким к эмоциональному самочувствию малыша;
· проводить в мониторинг;
· оперативно извещать руководителя о несчастных случаях;
· уметь оказывать первую доврачебную помощь;
· проводить оздоровительные мероприятия, рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;
· осуществлять текущее и перспективное тематическое планирование работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотизма и гражданской позиции, обучению основам безопасности жизнедеятельности, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности,формированию понятий здорового образа жизни ребенка;
· выполнять подготовку и проведение родительских собраний. С периодичностью 1раз в квартал;
· проводить консультации для родителей;
· оформление тематических стендов для родителей;

3. Обеспечивать :
· совместно с медицинским работником укрепление и сохранение здоровья детей;
· подготовку воспитанников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
· регулярно информировать родителей детей о состоянии здоровья малыша;
· выполнять требования медперсонала;
· осуществлять работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ЛФК и ФТО;
· осуществлять выполнение режима дня детей и учреждения;
· соблюдать двигательную нагрузку детей;
· информирование медицинской службы и родителей об изменениях в состоянии здоровья воспитанников;
· информирование о плановых профилактических прививках родителей или лиц их заменяющих.

4. Контролировать зрительную нагрузку детей;

5. Принимать активное участие в подготовке и проведении детских утренников, праздников, спортивных мероприятий, развлечений, посещений музеев. экскурсий, открытых занятий, родительских гостиных.

Взаимоотношения и связи по должности воспитателя:

Воспитатель передает заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Таким образом, несмотря на то, что все специалисты дошкольного учреждения наделены специфическими функциями и должностными обязанностями, в рамках коррекционно-воспитательного процесса их функции пересекаются, все педагоги должны работать в тесном контакте друг с другом.

Ирина Беленко
Взаимодействие воспитателей с узкими специалистами

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей . Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи :

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей , музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Были определены формы взаимодействия специалистов : открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят : праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями : готовит консультации по просьбе воспитателя , рекомендации, памятки.

В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде : консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями , посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности выявляет и развивает творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают индивидуальные особенности воспитанников , планируют в ходе занятия задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед, наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок, рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей с воспитателями и родителями воспитанников .

Педагог хореограф с воспитателем проводят мониторинг развития танцевальных способностей дошкольников, а также влияния занятий по хореографии на улучшение состояния здоровья детей. Вместе обучают детей музыкально-ритмическим движениям, танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Воспитатель вместе с хореографом составляют сценарии, намеченные по плану танцы, развлечения, праздники, отвечают за их подготовку и проведение. Обсуждают костюмы, атрибуты к танцам, придумывают новые танцы. Совместно идет подготовка детей к участию как в поселковых мероприятиях, так и на уровне района, готовят детей к фестивалям.

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем . Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель . В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты . Т. е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны :

Тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы .

По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены :

Индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития) . Т. е.

На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень) . На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по художественно-эстетическому направлению с этими детьми. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения художественно-творческой деятельности.

На конец учебного года в результате запланированной работы (разработки индивидуального маршрута) с детьми по повышению требований уровня освоения программы художественно-эстетического направления уровень знаний у детей вырос. Значит необходимо продолжить осуществлять дифференцированный подход к данным детям на НОД в следующем учебном году.

Мы все активно взаимодействуем со специалистами . Но хочется отметить отдельные группы, отдельных педагогов, которые особенно тесно и углубленно взаимодействуют со специалистами по направлению своего опыта работы :

Алгунова Л. М. и Голикова Н. Г. с педагогом изостудии по теме «Приобщение к истокам русской народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через фольклор»;

Евдокимова Н. С. и Ярошевич М. С. также с музыкальным руководителем и педагогом изостудии по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»;

Шабашова Е. Н. и Беленко И. Н. с инструктором по физической культуре по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста».

Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Подготовила

Криночкина Светлана Андреевна

Воспитатель МАДОУ 50

Свердловская область

Город РЕВДА

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

    контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

    соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

    обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

    учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;

    производится совместный ежедневный утренний прием детей;

    участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

    санитарно-просветительская работа родителей;

    соблюдением графика получения пищи группой;

    ведение табелей на питание детей по группе;

    организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

    участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

    создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

    совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

    организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

    участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

    несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

    одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

    обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

    выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

    обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

    совместная работа с детьми;

    взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.