Естествознание старшая гр занятие наше тело. Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и естествознанию в старшей группе «Органы чувств человека. Конспект открытого занятия в старшей группе

23.06.2020

Ольга Альканова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Знакомство с организмом человека»

МДОУ «Лямбирсикий Д/С №3 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Знакомство с организмом человека »

Составила воспитатель :

Альканова О. И.

2011-2012 уч. год

Программные задачи :

1. Дать детям представления о строение собственного тела, расширять представления о своем организме , о его строение.

2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

5. Закреплять знания детей о полезных продуктах питания посредством художественно-творческой деятельности :

Словарный работа.

Уточнять и закреплять.

Существительные : легкие, сердце, кишечник, желудок, пищевод, организм , объем легких, грудная клетка, шея, туловище.

Прилагательные : внутренние (органы , важный (орган ) .

Глаголы : перегоняет (кровь) .

Методические приемы : беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание.

Материалы : схема тела человека , схема строения тела человека с внутренними органами , муляжи продуктов питания, фланелеграф, корзинки, пластилин, дощечки для лепки.

Ход занятия:

(Дети заходят и встают возле стульчиков)

Воспитатель : Ребятки, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот» . Я вам буду бросать мячик, и называть слово, а вы в ответ, бросаете мне мяч и называете слово с противоположным значением.

Д/И «Скажи наоборот»

(использование антонимов)

Воспитатель Дети

маленький большой

молодой старый

худой толстый

медленный быстрый

злой добрый

грустный веселый

родной чужой

высокий низкий

волос короткий длинный

волос светлый темный

Воспитатель : молодцы! А сейчас ребятки, садитесь на стульчики.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, о ком сейчас мы говорили?

Дети : О людях.

Воспитатель : Правильно. Вот сейчас мы с вами и поговорим об этом.

Воспитатель : Все люди вроде бы разные на вид, но что-то у них есть общее. Что же общего у всех людей?

Дети : У каждого есть - руки, ноги, голова, два уха, два глаза, нос и рот.

Воспитатель : Верно, ребятки. И вот какими бы вы не были разными, все равно вы похожи своим телосложением. Вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека .

Воспитатель : Я вам загадаю загадки. А вы внимательно слушайте и отвечайте.

Д/И «Дополни предложение»

(Дети выходят, называют отгадку и показывают на схеме человека части тела ).

Воспитатель : Быть у каждого должна «очень умной»

Ребята : Голова.

Воспитатель : Я верчу ей, как умею, голова сидит…

Ребята : на шее.

Воспитатель : Животик, спинка, грудь их вместе все зовут…

Ребята : Туловище.

Воспитатель : На прогулке не забудь закрывать от ветра…

Ребята : Грудь

Воспитатель : Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться, нужны

Ребята : Руки

Воспитатель : на руке сидят мальчики, очень дружные…

Ребята : Пальчики

Воспитатель : Бегут по дорожке, резвые…

Ребята : Ножки.

Воспитатель : Спотыкнулся через Генку, и ушиб себе…

Ребята : Коленку.

Воспитатель : Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела.

А сейчас послушайте и запомните все то, что я вам скажу.

Д/И «четыре помощника» .

Есть четыре помощника на службе у тебя, не замечая их, используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Воспитатель : Все внимательно слушали?

Ребята : Да.

Воспитатель : А теперь расскажите, что для чего служит?

Воспитатель : Для чего нужны глаза?

(отвечают с места)

Ребята : Глаза нужны, чтобы видеть.

Воспитатель : Для чего нужны уши?

Ребята : уши нужны, чтобы слышать.

Воспитатель : Для чего нужен язык?

Ребята : Язык нужен, чтобы вкус понять.

Воспитатель : Для чего нужен носик?

Ребята : Нос нужен, чтобы запах различать.

Воспитатель : Молодцы! С эти заданием вы тоже справились.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнем

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель : А теперь, все садитесь на стульчики. Продолжим наше занятие .

Беседа «Органы » .

Воспитатель : Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы , которые помогают человеку , расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит?

Ребята : Да

Воспитатель : Что же это такое?

Дети : Это сердце.

Воспитатель : Сердце очень важный орган . Увидеть его мы можем, но можете услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Воспитатель : Как выглядит сердце?

Ребята : (Выходит и показывает на схеме орган – сердце )

Это сердце.

Воспитатель : молодец! Правильно.

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце.

Воспитатель : Ребята, скажите, как работает сердце?

Ребята : сердце работает и днем и ночью без отдыха.

Воспитатель : А для чего оно служит?

Ребята : Она как насос перегоняет кровь по всему организму .

Воспитатель : А теперь замрем и прислушаемся к своему организму . Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет?

Ребята : мы слышим свое дыхание.

Воспитатель : У человека есть еще один важный орган , который. Как и сердце работает без перерыва. Что это за орган ? Назовите и покажите.

Ребята : (Показывает на схеме) .

Это легкие.

Воспитатель : Сколько их?

Ребята : Их два.

Воспитатель : Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание.

Не получается?

Ребята : нет.

Воспитатель : Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться.

Воспитатель : Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас?

Ребята : Да.

Воспитатель : «Дыхательная гимнастика» .

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легких, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу же зажмите.

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель : Молодцы!

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Воспитатель : Скажите, что нужно делать, чтобы легкие были здоровыми и хорошо работали?

Ребята : Хорошо питаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель : Чтобы организм человека хорошо работал , все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу . Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто расскажет об этом путешествии?

Дети : Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок.

Воспитатель : Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи.

Воспитатель : А как выглядит желудок?

Ребята : (Показывает на схеме – желудок) .

Это желудок.

Воспитатель : Молодец! Правильно.

В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму . Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Воспитатель : Что нужно организму человека , чтобы он был здоров и развивался?

Ребята : Человек должен употреблять полезные продукты. В которых содержатся разные витамины.

Воспитатель : Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму ?

Воспитатель : Для чего нужны овощи и фрукты?

Ребята : Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды .

Воспитатель : Для чего нужны молочные продукты?

Ребята : Они укрепляют наши косточки.

Воспитатель : Для чего нужны каши и хлеб?

Ребята : Они укрепляют весь организм и дают энергию .

Воспитатель : Для чего нужны мясо и рыба?

Ребята : Они укрепляют наши мышцы.

Воспитатель : для чего нужны жиры и масло?

Ребята : Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими.

Воспитатель : Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам.

Воспитатель : Ребятки, но есть еще и вредная еда. Которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты.

Ребята : Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты.

Воспитатель : молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете.

А теперь скажите, что происходит с нашим организмом . Когда мы употребляем вредные продукты?

Ребята : начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия.

Воспитатель : Молодцы! Совершенно верно.

Воспитатель : А сейчас давайте распределим эти продукты в корзинки, в зеленую положим полезные продукты, а в красную вредные. А я буду за вами наблюдать, правильно ли вы это делаете?

Д/И «Полезные и вредные продукты»

(Выходят два человека и раскладывают продукты) .

Воспитатель : Молодцы! Вы справились с эти заданием. Вы очень много знаете. Но у меня есть к вам просьба. Дети, которые ходят в ясельную группу очень маленькие и они еще многого не знают. Помогите им, чтобы они тоже знали, что можно есть, а что нельзя.

Сейчас мы с вами слепим из пластилина полезные продукты и отнесем им в группу . Пусть они с ними познакомятся .

Воспитатель : Пройдите за столы ребятки. Прежде чем приступить к работе разработаем наши ручки.

«Пальчиковая гимнастика»

«Наши пальчики»

Воспитатель : А теперь засучите рукава и садитесь. Приступайте к работе, пластилин перед вами.

Если вам нужно вспомнить, как выглядят полезные продукты, они выставлены по полочках у доски. Можете посмотреть и работать.

(Дети начинают лепить под музыку) .

Воспитатель : Кто закончил свою работу, поднимите руку.

(собираю работы и выставляю на полочки, для анализа работ) .

Воспитатель : Что вы вылепили ребятки?

Дети : Овощи, фрукты.

Воспитатель : А почему?

Дети : Потому что это полезные продукты и в них очень много витаминов.

Воспитатель : Правильно, ребята.

Сейчас мы все эти продукты положим на поднос и отнесем маленьким деткам.

Воспитатель : А вас я благодарю за хорошие ответы. А чтобы вы никогда не болели, я вам принесла фруктовый сок. Пейте и будьте здоровы. В соке очень много витаминов «С» .

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Части тела человека»

Задачи:

Закрепить и расширить знания детей о внешнем строении тела человека;

Дать понятие «части тела», их значения в жизни человека;

Формировать основы здорового образа жизни;

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто, К.Чуковский «Мойдодыр», Федорино горе», В. Осеева «Пуговица», Воронкова Л. «Маша-растеряша», беседы о строении человека, рассматривание картинок «тело человека», дидактические игры, разучивание потешек, чтение загадок про части тела и здоровье человека.

Демонстрационный материал.

Девочка Маша, круги, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, доска, мел.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? Ответ детей.

Чем мы все похожи? Ответы детей.

А чем различаемся? Ответы детей.

Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом.

Стук в дверь. Ребята к нам в гости пришла Маша.

Маша: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали, меня раньше называли Маша – растеряша, но я исправилась, меня сейчас зовут просто Маша!

Дети: Здравствуй, Маша.

Маша: Ребята, чем вы занимаетесь?

Воспитатель: Мы сегодня будем рассматривать, и изучать части тела человека. А ты, Маша знаешь части тела человека?

Маша: Да, я знаю нос и руки, их надо мыть.

Воспитатель. :Ребята, я думаю Маше надо остаться с нами, чтобы она узнала всё о частях тела человека и для чего они нужны.

Маша: Спасибо, ребята, я очень рада что смогу узнать что-то новое о человеке, и буду внимательно слушать вас.

На самом верху стоит шелков клуб, семь дыр вокруг. (голова).

Воспитатель. Почему? Объясните.

Предполагаемый ответ: клуб - это голова круглая, дыры - это уши, глаза, рот, нос с ноздрями.

Воспитатель: Правильно, на голове сосредоточены все органы чувств и в ней расположен головной мозг. Подойдите к доске и нарисуйте голову. Зачем голова нужна?

Предполагаемый ответ: чтобы думать, есть, дышать, кушать и т. д.

Воспитатель: Следующая загадка.

Брат с братом через дорогу живут,

А друг друга не видят. Предполагаемый ответ: глаза

Воспитатель: Для чего нужны глаза? чтобы видеть.

Воспитатель: Внимательно слушайте следующую загадку:

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Предполагаемый ответ (нос).

Воспитатель: Для чего нужен нос? чтобы дышать.

Воспитатель: Слушаем загадку.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки).

Воспитатель: Правильно. Дети слушайте внимательно следующую загадку.

Что за обедом всего нужнее?

Предполагаемый ответ (рот).

Воспитатель: Правильно. Читаю ещё загадку.

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает.

Предполагаемый ответ (зубы, язык).

Воспитатель: Где они расположены? (во рту; чтобы говорить, жевать пищу).

Воспитатель: На голове у человека есть ещё части, которые я буду называть, а вы показывать: лоб, щёчки, губы, борода, брови, волосы, темя, виски, мочки.

Молодцы, ребята правильно показали. Нарисуйте голову глаза, уши, рот, нос, брови. А вот ещё загадка:

У Алёшки – копной,

У Алёнки – волной.

Предполагаемый ответ (волосы).

Воспитатель: Нарисуйте волосы. Ребята, а для чего нужны волосы? (чтобы согревать голову и защищать от солнца).

Воспитатель: Дети, а на чём сидит голова? Какая ещё часть тела есть у человека? (на шее).

Воспитатель: Нарисуйте шею. Зачем нужна шея? (чтобы поворачиваться и смотреть в стороны).

Воспитатель. Дети, скажите, шея на чём расположена? (на туловище).

Воспитатель: Правильно. Ребята, а сейчас встанем и разомнёмся.

Физкультминутка

Начинаем по порядку, необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрём свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрём мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками, как расчёской, все поправим мы причёску.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим.

Наконец погладим ножки, чтобы быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, чтобы было всё в порядке.

Воспитатель: Присаживайтесь. Нарисуйте туловище. Дети, задняя часть туловища называется – спина, верхняя часть туловища называется грудь, там находится мотор человека.

Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (бьётся сердечко).

Воспитатель: Покажите. Положите голову соседу на левую сторону груди и послушайте. Что слышите? (тук – тук).

Воспитатель: Правильно - это сердечко стучит. Нижняя часть туловища называется животик, покажите, в нём переваривается пища. Верхняя часть туловища слева и справа называются плечи, покажите.

А теперь загадка:

У двух матерей по пять сыновей, и одно имя всем. (руки и пальцы).

Воспитатель: Для чего руки и пальцы нужны? ( чтобы трудиться, что-то держать).

Воспитатель: Правильно. К верхней части туловища – к плечам прикреплены руки. Нарисуйте руки. А к нижней части туловища прикреплены (читаю загадку):

Всю жизнь друг друга догоняют, а обогнать не могут. (ноги).

Воспитатель: Для чего ноги нужны? (чтобы передвигаться)

Воспитатель: Правильно. Нарисуйте ноги. А вот ещё загадка:

Стоят два кола,

На колах - бочка,

На бочке – кочка,

На кочке лес дремучий. (человек).

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, вот и получился человек. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Найди ошибку». Я буду говорить предложения, а вы будете исправлять ошибки.

Воспитатель:

Колени нужны рукам (ногам).

Локти нужны ногам (рукам).

Мочки нужны рту (ушам).

Ногти нужны зубам (пальцам).

Язык нужен глазам (рту).

Ресницы нужны щекам (глазам).

Ноздри нужны шеи (носу).

Стопы нужны ушам (ногам).

Подвижная игра «Собери человечка».

Воспитатель. Дети, перед вами на полу домики - круги, в кругах набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Надо стать около домика. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. Дети меняют домики. Игра повторяется.

Воспитатель: Наше тело покрыто кожей. Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение. Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).

Воспитатель: А сейчас тихонечко вас ущипну. Что вы чувствуете? (боль).

Воспитатель: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

Воспитатель: Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела необходимы человеку).

Воспитатель: Правильно, ребята. Маша, а ты, что нового узнала.

Маша: Ребята, мне очень понравилось ваше занятие, теперь я знаю, какие части тела у человека есть, как они называются и для чего они нужны. Было очень интересно, до свидания.

Воспитатель: Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Дети вы должны заботиться о своём теле, чтобы всегда быть здоровыми и весёлыми. Вы молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями. А вот Маша оставила вам в подарок угощения.

Цель: расширять представления детей о строении тела человека, развивать пространственные представления о строении человека.

Задачи:

1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении; закрепить знания о потребности человека в дыхании, питании, росте.

2. Развивать любознательность, стремление узнавать о строении, работе органов еще больше; стремление бережно относиться к своему организму.

3. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми, вызывать интерес к дальнейшему самопознанию.

Словарная работа:

плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Оборудование: схема тела человека; схема строения тела человека с внутренними органами; пластилин (белый, красный, зелёный, бежевый) игра «Часть – целое», воздушные шарики по количеству детей; Дидактическая игра: «что на что похоже?».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «организм человека» (В.И. Гарькавая «Человек», Г.Юдин «Главное чудо света»), чтение детской энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, и постарайтесь угадать, о ком оно?

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

— Ребята, а как вы считаете, о ком это стихотворение? (о человеке). Верно, люди, живущие на нашей планете, отличаются друг от друга. Да и вы, живёте в одном городе, ходите в одну группу, и у нас нет двух одинаковых ребят. У нас в группе есть мальчики и девочки, высокие и низкие, голубоглазые и кареглазые. Давайте каждый попробует найти в себе то, чего нет больше ни у кого в группе, я начну. Например, я выше всех.

— Посмотрите, ребята, все мы совершенно разные, но у всех нас есть что-то общее. Как вы думаете, чем люди похожи между собой? (варианты ответов детей)

— Все вроде разные на вид, но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, два уха, два глаза и нос… Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением.

— Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте их и покажите на схеме отгадки.

Вот загадка, милый друг,
Легкая — послушай:
Ею ложку я беру,
Кашу буду кушать!
(ответ: руки)
Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.
(ответ: человек)

Молочко уже попил,
А теперь ложись и спи! —
На неё — не на живот,
И хороший сон придёт!
(ответ: спина)

Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично!
(ответ: уши)

Не снимают на пороге
Вместе с сапогами…

(ответ: ноги)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.

(ответ: волосы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(ответ: нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Дети отгадывают загадки и показывают названную часть туловища на схеме «Тело человека».

Воспитатель. Молодцы, хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

Воспитатель. Ребята, мы с вами выяснили, что все люди внешне и похожи и различаются одновременно, а как вы считаете, внутри все люди одинаковые или разные? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей). Знать строение нашего тела — значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Мы сами сейчас попробуем сами собрать человечка, а заодно и посмотрим, что же у нас есть внутри. (воспитатель с помощью детей из пластилина лепит «скелет» (Г.Юдин стр.110))

Воспитатель : Ребята, а что такое скелет? (варианты ответов детей)

Из чего состоит скелет?

Для чего человеку скелет?

— Скелет – это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похоже на бесформенный студенистый мешок. Давайте мы с вами проведём небольшой опыт.

Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит из пластилина скатать «колбаску». Воспитатель объясняет, что это – рука, и просит согнуть «руку» из пластилина, но она непрочная, пластилин лопается в месте сгиба. Затем ребёнок заворачивает в пластилин проволоку и проделывает то же самое.

Вывод: скелет помогает совершать движения, делает более устойчивым. Чтобы наш скелет был всегда подвижным обязательно нужно делать зарядку, и в течение дня разминать своё тело. Вот сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

— Кости, из которых состоит скелет, легко можно прощупать через кожу, бывают кости, помогающие совершать движения, а бывают, защищающие важные органы. А какие у человека есть важные органы? (ответы детей)

— Один из важнейших органов человеческого организма – это легкие. Как вы думаете, сколько человек может прожить без дыхания? А это мы сейчас проверим. (дети набирают воздух и зажимают пальцами нос). Без дыхания нельзя прожить больше 1 минуты. А весь воздух, который мы вдыхаем, накапливается в лёгких как в воздушном шарике.

Воспитатель с детьми лепят лёгкие и устанавливают их на макет.

Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох и надуть воздушный шарик, чтобы посмотреть какое количество воздуха было в лёгких.

Воспитатель: Конечно, не менее важным органом является – это сердце. А зачем человеку сердце? (Сердце перекачивает кровь, как насос) а какого размера наше сердце? (дети высказывают свои предположения) . Сердце человека такое же, как его кулак. Сожмите кулачок, вот такое же и ваше сердце.

Воспитатель лепит из красного пластилина сердце, затем дети пытаются при помощи воспитателя поставить его на место.

— И сердце и лёгкое бережно сохраняет грудная клетка. (дети лепят из белого пластилина кости грудной клетки и крепят при помощи воспитателя). Но если прощупать рёбра они заканчиваются там, где начинается живот. А что у нас в животе, как вы думаете? (варианты ответов детей) . Здесь, в области живота, находятся желудок и кишечник, которые переваривают всю пищу, которую мы едим. Здесь нет костей, и для того, чтобы пища лучше переваривалась и живот на болел, я научу вас делать специальный массаж для живота. (дети с воспитателем выполняют самомассаж живота по часовой стрелке 6 раз).

Затем воспитатель с детьми из зелёного пластилина лепят желудок и кишечник и укладывают органы на место на макете. Далее дети заворачивают человечка в тонкую пластилиновую кожу.

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился человечек. А теперь давайте еще раз вспомним, что же находится у нас внутри. У меня есть карточки с изображением органов человека, про которые я вам сегодня рассказывала. Ещё есть карточки, на которых изображены предметы, которые могут делать то же самое что и настоящие органы человека. Вам нужно будет подобрать соответствующие картинки, и объяснить свой выбор. (карточки: сердце-насос, лёгкие – шарик, желудок – кастрюля, кости – палочка и т.д.)

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу, желаю вам быть здоровыми.

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработчик:

воспитатель

Кобец Ольга Григорьевна

2015 г.

Цель : - обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Образовательные задачи:

Сформировать у детей анатомо - физиологические представления о строении носа, глаз их функциях.

Дать понятие об особенностях обоняния у животных, птиц, рыб.

Развивающие задачи:

Развивать устойчивое внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Используемые методы, технологии обучения:

1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, рассматривание, экспериментирование.

2. Информационно-коммуникационные технологии: (применение мультимедиа техники).

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор, установка, презентация.

Материал: картинки-схемы строения органов дыхания, большое зеркало, полиэтиленовые пакетики на каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

У детей сформированы элементарные знания о строении и функциях носа, глаза.

Дети имеют представления о необходимых факторах сохранения и укрепления здоровья.

Воспитатель: Дети заходят в зал под музыку.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того чтобы человек всегда был в радостном настроении?

Дети: Необходимо, чтобы он был здоров.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.

Воспитатель: Скажите, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье? Что вы можете сами сделать для своего здоровья?

Дети: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Сегодня ребята, мы с вами отправимся на экскурсию в страну «Познай себя», где узнаем много нового о своём теле, и о том, как его беречь.

(Присаживайтесь, пожалуйста.)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Каких частей тела у человека по два?

Дети: Две ноги, две руки, два уха, две брови….

Воспитатель: А каких частей по одной?

Дети: Одна голова, один рот, один нос, одно сердце

Воспитатель: А чего у человека много?

Дети: Много костей, много волос, много пальцев, много зубов.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам загадку.

Загадка: Без него не учуять запах роз, что же это? (Нос)

Воспитатель: А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать.

  1. Строение носа.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.

Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. - А что это за извилины? Это носовые ходы.

Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.

А что же это за волоски в носу? Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в лёгкие.

Воспитатель: Совершенно верно.

А что же ещё есть у нас в носу? – слизь или липучки.

Для чего они нужны? – К ним приклеиваются пыль и микробы и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.

Воспитатель: А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? – воздух.

А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)

Давайте с вами вдохнём – куда попал воздух? (в нос)

А затем куда он опустился? (в горло ) – Да, а дальше? (в лёгкие)

  1. Как мы дышим.

Воспитатель:

Как называется воздух, который мы вдыхаем? (кислород ), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ )

Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.

А сейчас мы узнаем, сколько помещается воздуха в ваши легкие при вдохе (раздаю шарики ) – давайте представим, что это наши лёгкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в шарик.

Воспитатель: А теперь аккуратно закройте нос и рот, и не дышите (5 сек) - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)

  1. Воздух для человека.

Воспитатель: А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении, где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А как можно изменить эту ситуацию?

(Проветрить помещение )

  1. Обоняние.

Воспитатель: Ребята, нос нужен для того, чтобы дышать, а как вы думаете, для чего ещё нужен нос? (различать запахи, нюхать ). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем ).

Воспитатель: Есть запахи, которые нам нравятся, а есть, которые не нравятся. (Приятные и неприятные)

Назовите мне запахи, которые вам нравятся? (называем) .

А теперь те, которые не нравятся, вредные для нашего здоровья? (называем, в том числе – дым ).

Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.

Воспитатель :

В народе придумано много различных выражений о носе.

Скажите когда употребляют выражение?:

«Нос повесил».

«Водит за нос».

«Не суй нос в чужой огород».

Воспитатель : А теперь скажите, какие правила гигиены и безопасности вы знаете, чтобы не болел нос?

Правила ухода за носом.

  • Каждое утро нужно очистить нос после сна: высморкать и вымыть.
  • Не ковырять в носу острыми предметами.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • Нельзя сильно сморкаться.
  • Нужно пользоваться своим носовым платком.
  • При чихании закрывать рот.
  • Беречь нос от ушибов (При падении руки выставлять вперед, уклоняться от ударов в нос, запрещено бить друг друга в нос)

Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (Можем). А чем? (Можно сделать массаж) . Ребята, от того как дышит наш нос, зависит работа наших внутренних органов. Желудок и кишечник будет в порядке, если помассировать наш нос.

Самомассаж:

1. Нажимаем на кончик носа

2. Сгибаем носик вправо, влево, вверх, вниз.

3. Вращаем носик по часовой стрелки.

4. Ведём от основания носа к кончику.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в гости к обитателям природы.

  • Как вы думаете, есть у птиц нос?

У птиц есть ноздри, расположены они с двух сторон надклювья.

  • Скажите, зачем животным чувствовать запахи?

Чтобы чувствовать приближение добычи, опасности.

  • Чувствуют ли рыбы запахи?

Да у них тоже есть ноздри, с помощью которых рыбы различают пищу, находят свою стаю, обнаруживают хищников. А знаете ли вы, что у осьминога нос находится на щупальцах, у морской звезды на кончиках лучей. Самый чувствительный нос у моли, а вот дельфины не различают запахи.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу экскурсию. Послушаем еще загадку.

Загадка: На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются

Дети : Глаза.

Ребёнок:

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно. (Н. С. Орлова)

Воспитатель: для чего нам нужны глаза? (для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают передвигаться в нужном направлении.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Закройте все глаза и скажите, что вы сейчас видите? Почему вы ничего не видите?

Воспитатель : Есть люди, которые ничего не видят или видят очень плохо, их называют слепыми и слабовидящими.

Как думаете, им хорошо живется. (Ответы детей). Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах.

Воспитатель:

Дети, обратите внимание на изображение глаза. Какую форму имеет глаз? (Круглую )

Посмотрите друг другу в глаза, внутри глаза находится маленький кружочек, что это? (Смотрят друг другу в глаза)

Это зрачок. Он всегда чёрного цвета. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим.

Воспитатель : Как называется большой круг вокруг зрачка, что это?

Дети : Это радужная оболочка, она бывает разного цвета (посмотрите у кого какого цвета глаза голубые, коричневые, зелёные)

Воспитатель:

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах-домиках. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием - веко. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга быстро закрываются. Когда отдыхают, тоже закрываются.

Воспитатель : Что ещё есть на веках.

Дети : Ресницы.

Воспитатель :

Для чего они? (Для защиты глаза)

Воспитатель :

На веках есть волоски и называются они ресницы, реснички-сестрички. Они защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза.

Воспитатель: Наши глаза всё видят, всё воспринимают и переживают.

Ребята, ведь недаром говорят, что «Глаза – зеркало души». В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека добрый он или злой, правду он говорит или нет, передают эмоции человека.

Встаньте, пожалуйста, и подойдите к зеркалу, покажите

  1. Радость
  2. Грусть
  3. Злость
  4. Страх
  5. Интерес
  6. Стыд, вину

РАЗМИНКА ТАНЕЦ

Воспитатель : Ребята, мы с вами много говорили о глазах и об их значении. А как вы думаете, что нужно делать и какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были всегда здоровы?

Смотреть на яркий свет

Тереть глаза грязными руками

Нужно оберегать глаза от ударов и острых предметов

Для глаз полезно умываться чистой водой

Смотреть телевизор не более 1 часа в день

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец, черника)

«Гимнастика для глаз».

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз, для этого Вам необходимо следить глазками за движущимся шаром.

Итак, сядьте удобно, внимание на экран.

Воспитатель : Замечательно, и в заключении наши ребята ещё раз напомнят нам о том, как нужно себя вести, чтобы быть здоровым, а значит успешным человеком.

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить


Программное содержание:

  • Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  • Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
  • Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  • Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.
  • Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  • Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Коррекционная работа: Ориентировка на плоскости и собственном теле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

Тема:

  1. Беседа об организме человека
    в игровой форме

  2. Чтение стихов С.Михалкова и В. Новичкова.

Составила воспитатель старшей группы:

Камышенцева О.Ю.

Программное содержание:

  1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  2. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
  3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  4. Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.
  5. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  6. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Коррекционная работа: Ориентировка на плоскости и собственном теле.

Оборудование: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка) , предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия: 1ч. – чтение стихотворения: - Высокие, низкие, далекие, близкие, Гиганты, гномы, малыши, Слабыши и крепыши, Блондины, брюнеты, шатены, И всякие аборигены, И папы, и мамы, и дети – Роднее их нет на свете. – Ребята, о ком это стихотворение? - Все люди вроде разные на вид. Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. 2ч. Ребенок показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека»,читаю стихотворение по ходупоказа: - Есть четыре помощника на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик – запах различать. - Быть у каждого должна очень "умной" голова. Я верчу ею как умею голова сидит на шее. Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище. Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот. На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь. Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться. На руке сидят мальчики очень дружные пальчики Бегут по дорожке резвые ножки. Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку . - Ребята, какие части тела мы не назвали и не показали? Дети: Плечи, таз, бедро, стопа. - Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела? 3ч. Игра «Найди на ощупь названную часть тела». Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились. 4ч. Физминутка. Живут мальчики – веселые пальчики. Озорные ножки ходят по дорожке. Шея крутит головою, Повторяйте все за мною. Вправо, влево оборотик, Покажите мне животик. Наше тело подтянулось И вперед слегка нагнулось. Как березонька стройна Стала ровною спина. А теперь все подтянулись И друг другу улыбнулись. Повторить 2 раза. 5ч. Игра «Часть и целое». Целое – лицо человека (в кругу) . Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз) , выкладывают в виде цветка. 6ч. - Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Дети . - Да. - Что же это такое? Дети. Это сердце. - Правильно. Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали. - Как выглядит сердце? (ребенок показывает на схеме орган – сердце) - Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. - Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. - Тук, тук, тук стучит сердечко, точно также, как мотор. Если так стучит сердечко, значит, человек здоров. - А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите . Дети. Мы слышим свое дыхание. - У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме) - Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких. 7ч. - Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи, вот посмотрите и послушайте: - Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок. Вот как выглядит желудок (показ на схеме орган – желудок) В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу. Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки. (показ органа – почки) У человека две почки. Почки очищают кровь. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано. 8ч. Гимнастика для глаз: 9ч.- Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался. Дети: Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины. -Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д – они содержатся в полезных продуктах:

Помни истину простую – лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую или сок черничный пьет. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам, и не только по утрам. Рыбий жир всего полезней хоть противный – надо пить Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить! От простуды и ангины помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он. Никогда не унываю и улыбка на лице Потому что принимаю витамины А, В, С, Д. - Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять. 10ч. Имитационная игра "Обжора"
- Один пузатый здоровяк
(Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак
(Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком,
(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском.
(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил
(Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил
(Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар,
(Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар.
(Ударить слегка ладонью по лбу).

11ч. Итог занятия:

  1. О каких важных органах человеческого организма мы говорили?
  2. Назовите главные витамины для нашего здоровья?
  3. Полезно ли переедать? Почему нет?