Дошкольное воспитание. Воспитание детей - методы, программы. Дошкольное воспитание журнал читать Дошкольное воспитание 4

24.09.2019

«Дошкольное воспитание» № 4 — 6 2016 г.

Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

  1. Показатели и виды доступности дошкольного образования.

Аннотация. В статье рассматриваются индикаторы доступности образования детям младшего (дошкольного) возраста, принятые в практике управления системой образования России.

55 лет НИИ дошкольного воспитания

Их архива ДВ

Ф. Сохин. О задачах развития речи. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1975.№9

Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

У детей двух-трех лет появляются игры, в которых заметно стремление подражать взрослым. Действия людей отражаются схематично, поверхностно. Играя, дети действуют с предметами – игрушками однообразно, подолгу задерживаются на манипулировании. На этой ступени, когда ребенок исследует предмет и посредством ряда повторных действий пытается его опробовать, такие действия закономерны.

Социально коммуникативное развитие

Е. Гусева. «Облака». Эмоциональное развитие дошкольников младшего и среднего возраста.

Цель. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: знакомство с четырьмя основными эмоциями (радость, грусть, злость, любопытство), их узнавание и понимание.

Познавательное развитие

  1. Н Миронова. «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книг ребенок может познавать мир.

Аннотация. В статье речь идет о том, как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле. Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие.

  1. И. Иванкова. Кто обитает в живом уголке? Экскурсия в экологическую комнату для детей 5-6 лет.

Цели . Формировать знания о животных. Улучшать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать экологическую грамотность, добрые чувства (эмпатию, сострадание, сопереживание). Развивать коммуникативные способности; умение делать выводы; называть слова в уменьшительно-ласкательной форме. Формировать правильное произношение сложных слов.

  1. Т. Горобец.«О чем рассказывают камни ». Игровая образовательная ситуация для детей 5-8 лет.

Цели : Расширение кругозора; формирование познавательных действий. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах. Знакомство с профессией геолога

Год российского кино

Н. Герасимова. Киностудии: много хороших и разных

Речевое развитие

  1. Л. Тертищева. Театрализованная игра «Непридуманная сказка». Для детей 5-8 лет

Театрализованная игра помогает детям становиться более раскрепощенными, общительными, у них формируются сопереживание, сочувствие, интенсивнее развивается речь.

  1. Н. Солдатова, О. Покровская. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника.

Дошкольное детство – очень важный период человеческой жизни, от его качества зависит не только каким станет человек, но и каким будет все человечество, мир в целом.

  1. О.Коротких. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином.

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты обучения детей технике работы с пластилином. Как показывает опыт исследования в практике ДОО, это является одним из эффективных средств активизации и развития всех творческих способностей ребенка.

  1. Н. Дунаева, М. Петухова — Левицкая. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр .

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Художественно-творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им разных видов деятельности.

Физическое развитие

К. Борчанинова, В. Бортовская, Н. Еропкина. Как Незримка искал в лесу домашних животных. Физкультурно-игровой досуг.

Физкультурно – игровой досуг — форма работа с детьми, в которой тесно переплетаются особенности досуга и возможности развивающих игр. В Ходе совместного времяпровождения дети, занимаясь развивающими играми, отдыхают, развлекаются, думают и творят, при этом свободно общаются со взрослыми и сверстниками, имеют возможность выбора игр и игрового материала для расширения познавательно-творческих задач.

Ранний возраст

Н. Насибуллина, Л. Колоярская. Приобщаем к искусству. Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет.

Потешки, русские народные песенки, загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаемые произведения, могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники еще не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

Методическая картотека

А. Пронин. «Гонка мечей». В. Исаев «Лапта»

Предметно — пространственная среда

  1. Н. Филюшкина . Физкультурно-игровое оборудование своими руками.
  2. Н. Ямурзина . «Пластиковый мир».

Специалисту детского сада

Т. Федосова. «Три бабочки». Театрализованный досуг для младших школьников.

Театрализованный досуг также может быть использован как представление для родителей, для детей средней и старших групп детского сада.

Профессия – педагог

  1. В. Евдокимова. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ

Актуальность ИКТ в ДОО обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в использовании современных компьютерных программ и мультимедийного оборудования. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов.

  1. Т. Бакулина. Круглый стол как форма взаимодействия с педагогами и родителями

Цель. Актуализовать и поддерживать у воспитателей чувство удовлетворения своей профессией.

Задачи. Способствовать педагогической рефлексии воспитателей, Напомнить им о самоценности детства, способствовать пониманию мировосприятия ребенка. Дать педагогам возможность проявить доброжелательное отношение друг к другу. Поддерживать самооценку воспитателей на высоком уровне, побуждать опираться в работе на свои сильные профессиональные и личностные качества. Профилактика эмоционального выгорания воспитателей.

Научный поиск

А. Закрепина. Интеграция педагогических технологий в медицинскую реабилитацию.

Аннотация. Статья посвящена детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ), находящимся на стационарном этапе лечения. В специальной литературе недостаточно исследований, отражающих роль и значимость педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы, а также направленных на изучение психических возможностей и динамики восстановления этих детей в период ранней реабилитации. Показана специфика работы педагога-дефектолога в уникальном опыте междисциплинарной команды отделения реабилитации и восстановительного лечения при нейрохирургическом стационаре.

Готовимся к празднику

Л. Королева. Тула – арсенал и щит России. Праздник, посвященный Дню Победы

Цели. Приобщать к истории родного края, воспитывать доброту, взаимовыручку. Формировать понятия гражданственности, чувство любви к Родине, родному городу на основе ознакомления с историей Отечества. Создать условия для формирования личности будущего гражданина.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова.

Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 №4.

Показатели территориальной доступности дошкольного образования

Познавательное развитие

  1. Л. Сидоркевич. Развитие познавательных способностей детей 5-8 лет (с использованием даров Ф. Фрёбеля)
  • Развитие творчества . Учить детей понимать значение процесса работы с пособиями, развивать у них навыки свободного комбинирования, стимулировать стремление к развитию способностей.
  • Развитие концепции правил и порядка . Приучать дошкольников к порядку (вынимать материалы из ящиков, убирать их обратно).
  • Понимание концепции форм . Пособия помогают понять значение части и целого. Научившись распознавать куб и ромб, дети смогут понять другие формы (как из двух квадратов сложить прямоугольник и т.д.)
  1. Н. Афонина. Для чего человеку нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5-8 лет.

Цель. Содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством усвоения базовых представлений о строении человеческого тела, принципов функционирования органов чувств.

  1. О. Бобрик, С. Попова. «Лента времени». Мини-музей в детском саду

Важную роль среди факторов, определяющих развитие ребенка, играет природная и культурная среда родного края. Неповторимы природное окружение, достопримечательности, народное творчество. Это позволяет формировать с детских лет представление о малой Родине.

Мини – музей – это возможность для детей и взрослых стать соавторами и создателями экспозиций, способ творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  1. Л. Алибаева. Летательные аппараты . Интегрированная научно-образовательная деятельность для детей 6-8 лет

Задачи. Продолжать учить детей создавать модели из конструктора Лего по собственному замыслу (летательные аппараты). Закреплять умение создавать конструкции из крупного строительного материала, объединенные общей темой (ангар для летательных аппаратов). Определять, какие детали подходят для постройки. Закреплять знания о воздушном транспорте, частях, из которых он состоит. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; располагать изображения геометрических фигур нужного цвета в указанном направлении. Закреплять знания о цифрах. Развивать двигательную активность детей. Поощрять инициативу, активность, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.

Год российского кино

  1. К. Зурабова, Е. Долгая. Картинки под музыку . О роли музыки и кино
  2. Т. Сусленникова. Кино в детском саду . Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1939. №7

Речевое развитие

  1. З. Гриценко. Реальность и вымысел в «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина. К 185-летию создания
  2. О. Михайлова, Н. Белолаптикова. «Там, на неведомых дорожках…» Праздник по сказкам А.С. Пушкина для детей 4-6 лет

Цели. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина; любовь к книге, чтению.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Н. Шекина, Н. Михеева. Архитектор Н.А. Львов: знакомит с наследием . Проект для детей 6-8 лет

Цель . Знакомство детей с исторической и художественной ценностью зданий, построенных архитектором Н.А. Львовым в Торжке; воспитание бережного отношения к культуре родного края, и его историческому наследию.

  1. От редакции . Н. Герасимова. Человек многих талантов

Физическое развитие

И. Агафонова, Н. Князева, Е. Цветкова, И. Семёнова, С. Вахрина. Взаимодействие старших дошкольников в паре и в группе на занятиях по физическому развитию

В статье авторы, во-первых отвечают на вопрос, приносит ли ФГОС ДО что-либо новое в понимание и реализацию принципа интеграции в образовательную деятельность ДОО; во – вторых, знакомит с опытом интеграции двух образовательных областей – «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»; в – третьих, определяют основные компоненты развития у дошкольников умения взаимодействовать в паре и в группе сверстников.

Взаимодействие с семьей

  1. О. Зверева. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей

Аннотация. В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольников. Дается характеристика термина «взаимодействие» педагогов с родителями, отличие его от просвещения, освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО в соответствии со Стандартом дошкольного образования.

  1. Н. Антоненко, Н. Бирюкова, М. Жиличкина. «Этот удивительный мир» . Викторина для детей и родителей

Задачи. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Дать родителям информацию для содержательного обучения детей. Сплотить коллектив родителей.

Коррекционная работа

  1. Е. Гавришова, О. Берёзка, С. Звягинцева, В. Миленко. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе

Использование квестов в образовательной деятельности детей в коррекционной группе помогает часть сложной работы по устранению проблем недоразвития речи превратить в увлекательную игру. Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного и физического развития воспитанников, эффективно выравнивать их речевое и психологическое развитие.

  1. М.Браткова. Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания

В статье раскрываются особенности детей с умственной отсталостью осложненной формы (расстройства аутистического спектра – РАС); рассматриваются рекомендации по проведению коррекционно – педагогических занятий с детьми; представлен вариант занятия с ребенком со сложной структурой нарушения.

Специалисту детского сада

Е.Антипина. «Старуха, дверь закрой!». Шуточная сценка для детей 6-8 лет по одноименному произведению С.Я.Маршака

Профессия – педагог

С. Потапенко. Использование сайта ДОО в речевом развитии дошкольников.

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования готовности родителей дошкольников, получающих логопедическую поддержку в дошкольной организации, к взаимодействию со специалистами ДОО через веб-сайт учреждения. Приводятся положительные примеры размещения информации по формированию звуковой культуры речи на конкретных сайтах.

Методическая картотека

  1. Г. Трунова, Т. Шапошник.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем. В процессе обучения детей одна из значимых задач – научить их ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, в тетради, на фланеграфе, поверхности стола, магнитной доске). См. продолжение в журнале ДВ 2016г.№6

  1. Подвижные игры народов России. И. Моськова «Пастух и стадо». Русская народная игра. Возраст детей 6-7 лет

Цели. Совершенствовать технику выполнения основных движений: перепрыгивание через скамейку разными способами (на двух ногах, на одной правой или на одной левой). Воспитывать выдержку, самоконтроль, дисциплинированность. Развивать умение ориентироваться в пространстве, совершенствовать координационное чувство, внимание.

История российского образования

  1. В.Щипин. «Акела дошкольного дела»: жизнь и деятельность Анны Васильевны Суровцевой.
  2. Из архива ДВ . А.Суровцева. О воспитании воли. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1944. № 8-9

Мастер – класс

Т.Попова, Т.Гризик. Лебедь.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 № 4,5

Показатели экономической доступности дошкольного образования

Программы и технологии

Е. Коротаева. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника

Аннотация. В статье раскрыта актуальность разработанной регионально ориентированной программы «Грани Урала» для системы дошкольного образования. Обозначены характеристики (наличие краеведческого материала, активная позиция детей, социальная включенность в жизнь региона и др.) и примеры познавательных маршрутов для детей как деятельностной основы регионально ориентированной программы. Обоснована взаимосвязь познавательных маршрутов с процессом позитивной социализации дошкольников в формате регионально ориентированной программы.

Познавательное развитие

  1. С. Кожокарь. «Играющий в прятки». Как комнатные растения получили свои бытовые названия.

Аннотация. В статье представлен оригинальный подход к ознакомлению дошкольников с бытовыми названиями комнатных растений.

  1. Н. Королева. Почему надо любить своё собственное платье? Занятия по сказке В. Степанова «Бабочка – капустница» для детей 4-5 лет

Цели. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к художественному произведению. Расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи. Способствовать образному восприятию действительности средствами художественного слова, правильной оценке поступков героев. Пробуждать интерес к миру природы. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной активности.

  1. Н. Петрова, Е. Стрельцова. Камень и глина. Экспериментальная деятельность с детьми 4-5 лет.

Цель. Выявить свойства глины и камня.

Задачи . Познакомить с вариантами использования камня и глины. Развить мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

  1. Т. Демина. Лучики для солнышка. Математическое развитие детей 3-4 лет

Предлагаемое занятие состоит из четырех частей – игровых ситуаций, объединенных общей темой «Весну провожаем, лето встречаем». Каждая ситуации предполагает постановку образовательно- игровых, обеспечивается игровым материалом, у нее есть название, сюжет, его развитие и развязка.

Задачи. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, по форме и цвету. Закрепить представления о сезонных явлениях. Обогатить словарь детей. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь.

Год российского кино

О. Клейменова. «Союзмультфильму» — 80 лет!

Речевое развитие

  1. Л. Зиман. Знакомые персонажи в незнакомых обстоятельствах. О сказках современной английской писательницы Джулии Дональдсон
  2. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.

Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки.

Физическое развитие

  1. С. Коломыченко, С. Ермакова. Обогащение двигательного опыта дошкольников в играх со скакалками.

В статье раскрываются возможности обогащения двигательного опыта детей, повышения их активности при использовании разнообразных игр со скакалками.

  1. А. Одинцова, А. Астапенко. Военно-патриотическая игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.

Цели . Воспитывать чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Способствовать развитию воли, смелости, находчивости, выносливости.

Задачи. Закреплять умения и навыки в ориентировании на местности. Прививать практические умения (изготовление атрибутов для игр, оказание первой медицинской помощи)

Взаимодействие с семьей

  1. С. Емченко. Дошкольник… и технические устройства . Информационно — просветительская работа с родителями.
  2. Е. Бычкова. «Я – взрослый, ты – ребенок». Досуг для детей и родителей.

Цели. Помочь детям открыть для себя мир взрослых, а взрослым — лучше понять мир современного ребенка.

Коррекционная работа

М. Браткова. Коррекционно — педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания.

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития интеллектуальной активности детей раннего возраста в процессе игровой самостоятельной деятельности.

Методическая картотека

Г. Трунова, Т. Шапошник. Развитие пространственной ориентировки

Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание.2016 №5

Предметно-пространственная среда

  1. Н. Афонина. « Devar Kids »: как оживают рисунки

Приложение Devar Kids , в котором с помощью технологии дополненной реальности можно создать свой мультфильм! Раскрасить персонажа так, как хочется именно тебе! Оживить свою картинку!

  1. А. Семизорова., Л. Минина. Модульные конструкции . Развиваем игровую деятельность
  2. Г. Леонова, О. Симонова. Экологическая тропа

Экологическая тропа ДОО – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящий через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию.

  1. С. Сергуткина. «Мы играем и танцуем». Игра

Цели. Способствовать развитию музыкальной памяти, координации слухового восприятия и двигательной активности.

Профессия – педагог

Н. Ежкова. Проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

Готовимся к празднику

Предлагаем вашему вниманию несколько досугов разной направленности: двигательной, спортивной, театрализованной, познавательной.

  1. С. Корчажинская. Досуг «Короб смеха»
  2. Е. Русакова. День смеха
  3. Т. Суборова. По следам Золушки . Досуг для детей 5-8 лет
  4. И. Елманова, Н. Андриевская. Путешествие в Королевство шашек . Досуг для детей 6-8 лет

Мастер – класс

Чудесные превращения. Т. Попова, Т. Гризик. Земляника. Делаем землянику своими руками.

Подготовила педагог-библиотекарь Чекмасова В.И.

Кодекс

С 2007 по 2011 годы Содержание Перечень использованных... опубликован ... журнал ... семьи обязанностей по воспитанию и содержанию... 2012 -2014 гг. предусмотрено поэтапное введение судопроизводства с участием присяжных заседателей. Статья ... дошкольного образования...

  • Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за февраль 2012 года

    Документ

    Главный редактор журнала «Литература». А... что в дошкольном и школьном воспитании детей принимают... как СМИ в 2007 году , и брошюра... услуги в 2012 году ... По "горячей линии" ... статье "Россия и меняющийся мир", опубликованной сегодня... в перечень номинаций...

  • УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад

    ... по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2012 годы» ... осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста (заведующих дошкольными учреждениями... в опубликованный перечень организаций, которые по судебному...

  • Информационный бюллетень

    ... воспитанию будущих моряков. По ... дошкольного возраста. Здание дошкольного ... перечень 2012 году ... 2012 года Статья ... опубликования 2012 года ...

  • Информационный бюллетень № 38 (789) от 8 октября 2012 г

    Информационный бюллетень

    ... воспитанию будущих моряков. По ... дошкольного возраста. Здание дошкольного ... перечень объектов для проведения реконструкции. Также в 2012 году ... 2012 года Статья ... опубликования . Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко Санкт-Петербург 20 сентября 2012 года ...

  • Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, АД. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что мо объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

    Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Еще бы - ведь подготовка к спектаклю, и сам он так похожи на игру!

    Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого. Прав на практике оно часто перерастает полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

    «Дошкольное воспитание» № 4 - 6 2016 г.

    Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

    1. Показатели и виды доступности дошкольного образования.

    Аннотация. В статье рассматриваются индикаторы доступности образования детям младшего (дошкольного) возраста, принятые в практике управления системой образования России.

    55 лет НИИ дошкольного воспитания

    Их архива ДВ

    Ф. Сохин. О задачах развития речи. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1975.№9

    Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

    Р Жуковская Возникновение сюжетной игры у детей третьего года. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1963.№2

    У детей двух-трех лет появляются игры, в которых заметно стремление подражать взрослым. Действия людей отражаются схематично, поверхностно. Играя, дети действуют с предметами – игрушками однообразно, подолгу задерживаются на манипулировании. На этой ступени, когда ребенок исследует предмет и посредством ряда повторных действий пытается его опробовать, такие действия закономерны.

    Социально коммуникативное развитие

    Е. Гусева. «Облака». Эмоциональное развитие дошкольников младшего и среднего возраста.

    Цель. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: знакомство с четырьмя основными эмоциями (радость, грусть, злость, любопытство), их узнавание и понимание.

    Познавательное развитие

    1. Н Миронова. «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книг ребенок может познавать мир.

    Аннотация. В статье речь идет о том, как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле. Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие.

    1. И. Иванкова. Кто обитает в живом уголке? Экскурсия в экологическую комнату для детей 5-6 лет.

    Цели . Формировать знания о животных. Улучшать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать экологическую грамотность, добрые чувства (эмпатию, сострадание, сопереживание). Развивать коммуникативные способности; умение делать выводы; называть слова в уменьшительно-ласкательной форме. Формировать правильное произношение сложных слов.

    1. Т. Горобец.«О чем рассказывают камни ». Игровая образовательная ситуация для детей 5-8 лет.

    Цели : Расширение кругозора; формирование познавательных действий. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах. Знакомство с профессией геолога

    Год российского кино

    Н. Герасимова. Киностудии: много хороших и разных

    Речевое развитие

    1. Л. Тертищева. Театрализованная игра «Непридуманная сказка». Для детей 5-8 лет

    Театрализованная игра помогает детям становиться более раскрепощенными, общительными, у них формируются сопереживание, сочувствие, интенсивнее развивается речь.

    1. Н. Солдатова, О. Покровская. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника.

    Дошкольное детство – очень важный период человеческой жизни, от его качества зависит не только каким станет человек, но и каким будет все человечество, мир в целом.

    1. О.Коротких. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином.

    Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты обучения детей технике работы с пластилином. Как показывает опыт исследования в практике ДОО, это является одним из эффективных средств активизации и развития всех творческих способностей ребенка.

    1. Н. Дунаева, М. Петухова - Левицкая. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр .

    Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Художественно-творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им разных видов деятельности.

    Физическое развитие

    К. Борчанинова, В. Бортовская, Н. Еропкина. Как Незримка искал в лесу домашних животных. Физкультурно-игровой досуг.

    Физкультурно – игровой досуг - форма работа с детьми, в которой тесно переплетаются особенности досуга и возможности развивающих игр. В Ходе совместного времяпровождения дети, занимаясь развивающими играми, отдыхают, развлекаются, думают и творят, при этом свободно общаются со взрослыми и сверстниками, имеют возможность выбора игр и игрового материала для расширения познавательно-творческих задач.

    Ранний возраст

    Н. Насибуллина, Л. Колоярская. Приобщаем к искусству. Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет.

    Потешки, русские народные песенки, загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаемые произведения, могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники еще не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

    Методическая картотека

    А. Пронин. «Гонка мечей». В. Исаев «Лапта»

    Предметно - пространственная среда

    1. Н. Филюшкина . Физкультурно-игровое оборудование своими руками.
    2. Н. Ямурзина . «Пластиковый мир».

    Специалисту детского сада

    Т. Федосова. «Три бабочки». Театрализованный досуг для младших школьников.

    Театрализованный досуг также может быть использован как представление для родителей, для детей средней и старших групп детского сада.

    Профессия – педагог

    1. В. Евдокимова. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ

    Актуальность ИКТ в ДОО обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в использовании современных компьютерных программ и мультимедийного оборудования. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов.

    1. Т. Бакулина. Круглый стол как форма взаимодействия с педагогами и родителями

    Цель. Актуализовать и поддерживать у воспитателей чувство удовлетворения своей профессией.

    Задачи. Способствовать педагогической рефлексии воспитателей, Напомнить им о самоценности детства, способствовать пониманию мировосприятия ребенка. Дать педагогам возможность проявить доброжелательное отношение друг к другу. Поддерживать самооценку воспитателей на высоком уровне, побуждать опираться в работе на свои сильные профессиональные и личностные качества. Профилактика эмоционального выгорания воспитателей.

    Научный поиск

    А. Закрепина. Интеграция педагогических технологий в медицинскую реабилитацию.

    Аннотация. Статья посвящена детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ), находящимся на стационарном этапе лечения. В специальной литературе недостаточно исследований, отражающих роль и значимость педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы, а также направленных на изучение психических возможностей и динамики восстановления этих детей в период ранней реабилитации. Показана специфика работы педагога-дефектолога в уникальном опыте междисциплинарной команды отделения реабилитации и восстановительного лечения при нейрохирургическом стационаре.

    Готовимся к празднику

    Л. Королева. Тула – арсенал и щит России. Праздник, посвященный Дню Победы

    Цели. Приобщать к истории родного края, воспитывать доброту, взаимовыручку. Формировать понятия гражданственности, чувство любви к Родине, родному городу на основе ознакомления с историей Отечества. Создать условия для формирования личности будущего гражданина.

    Доступность дошкольного образования

    Е. Комарова.

    Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 №4.

    Показатели территориальной доступности дошкольного образования

    Познавательное развитие

    1. Л. Сидоркевич. Развитие познавательных способностей детей 5-8 лет (с использованием даров Ф. Фрёбеля)
    • Развитие творчества . Учить детей понимать значение процесса работы с пособиями, развивать у них навыки свободного комбинирования, стимулировать стремление к развитию способностей.
    • Развитие концепции правил и порядка . Приучать дошкольников к порядку (вынимать материалы из ящиков, убирать их обратно).
    • Понимание концепции форм . Пособия помогают понять значение части и целого. Научившись распознавать куб и ромб, дети смогут понять другие формы (как из двух квадратов сложить прямоугольник и т.д.)
    1. Н. Афонина. Для чего человеку нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5-8 лет.

    Цель. Содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством усвоения базовых представлений о строении человеческого тела, принципов функционирования органов чувств.

    1. О. Бобрик, С. Попова. «Лента времени». Мини-музей в детском саду

    Важную роль среди факторов, определяющих развитие ребенка, играет природная и культурная среда родного края. Неповторимы природное окружение, достопримечательности, народное творчество. Это позволяет формировать с детских лет представление о малой Родине.

    Мини – музей – это возможность для детей и взрослых стать соавторами и создателями экспозиций, способ творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

    1. Л. Алибаева. Летательные аппараты . Интегрированная научно-образовательная деятельность для детей 6-8 лет

    Задачи. Продолжать учить детей создавать модели из конструктора Лего по собственному замыслу (летательные аппараты). Закреплять умение создавать конструкции из крупного строительного материала, объединенные общей темой (ангар для летательных аппаратов). Определять, какие детали подходят для постройки. Закреплять знания о воздушном транспорте, частях, из которых он состоит. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; располагать изображения геометрических фигур нужного цвета в указанном направлении. Закреплять знания о цифрах. Развивать двигательную активность детей. Поощрять инициативу, активность, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.

    Год российского кино

    1. К. Зурабова, Е. Долгая. Картинки под музыку . О роли музыки и кино
    2. Т. Сусленникова. Кино в детском саду . Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1939. №7

    Речевое развитие

    1. З. Гриценко. Реальность и вымысел в «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина. К 185-летию создания
    2. О. Михайлова, Н. Белолаптикова. «Там, на неведомых дорожках…» Праздник по сказкам А.С. Пушкина для детей 4-6 лет

    Цели. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина; любовь к книге, чтению.

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Н. Шекина, Н. Михеева. Архитектор Н.А. Львов: знакомит с наследием . Проект для детей 6-8 лет

    Цель . Знакомство детей с исторической и художественной ценностью зданий, построенных архитектором Н.А. Львовым в Торжке; воспитание бережного отношения к культуре родного края, и его историческому наследию.

    1. От редакции . Н. Герасимова. Человек многих талантов

    Физическое развитие

    И. Агафонова, Н. Князева, Е. Цветкова, И. Семёнова, С. Вахрина. Взаимодействие старших дошкольников в паре и в группе на занятиях по физическому развитию

    В статье авторы, во-первых отвечают на вопрос, приносит ли ФГОС ДО что-либо новое в понимание и реализацию принципа интеграции в образовательную деятельность ДОО; во – вторых, знакомит с опытом интеграции двух образовательных областей – «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»; в – третьих, определяют основные компоненты развития у дошкольников умения взаимодействовать в паре и в группе сверстников.

    Взаимодействие с семьей

    1. О. Зверева. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей

    Аннотация. В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольников. Дается характеристика термина «взаимодействие» педагогов с родителями, отличие его от просвещения, освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО в соответствии со Стандартом дошкольного образования.

    1. Н. Антоненко, Н. Бирюкова, М. Жиличкина. «Этот удивительный мир» . Викторина для детей и родителей

    Задачи. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Дать родителям информацию для содержательного обучения детей. Сплотить коллектив родителей.

    Коррекционная работа

    1. Е. Гавришова, О. Берёзка, С. Звягинцева, В. Миленко. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе

    Использование квестов в образовательной деятельности детей в коррекционной группе помогает часть сложной работы по устранению проблем недоразвития речи превратить в увлекательную игру. Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного и физического развития воспитанников, эффективно выравнивать их речевое и психологическое развитие.

    1. М.Браткова. Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания

    В статье раскрываются особенности детей с умственной отсталостью осложненной формы (расстройства аутистического спектра – РАС); рассматриваются рекомендации по проведению коррекционно – педагогических занятий с детьми; представлен вариант занятия с ребенком со сложной структурой нарушения.

    Специалисту детского сада

    Е.Антипина. «Старуха, дверь закрой!». Шуточная сценка для детей 6-8 лет по одноименному произведению С.Я.Маршака

    Профессия – педагог

    С. Потапенко. Использование сайта ДОО в речевом развитии дошкольников.

    Аннотация. В статье анализируются результаты исследования готовности родителей дошкольников, получающих логопедическую поддержку в дошкольной организации, к взаимодействию со специалистами ДОО через веб-сайт учреждения. Приводятся положительные примеры размещения информации по формированию звуковой культуры речи на конкретных сайтах.

    Методическая картотека

    1. Г. Трунова, Т. Шапошник.

    Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем. В процессе обучения детей одна из значимых задач – научить их ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, в тетради, на фланеграфе, поверхности стола, магнитной доске). См. продолжение в журнале ДВ 2016г.№6

    1. Подвижные игры народов России. И. Моськова «Пастух и стадо». Русская народная игра. Возраст детей 6-7 лет

    Цели. Совершенствовать технику выполнения основных движений: перепрыгивание через скамейку разными способами (на двух ногах, на одной правой или на одной левой). Воспитывать выдержку, самоконтроль, дисциплинированность. Развивать умение ориентироваться в пространстве, совершенствовать координационное чувство, внимание.

    История российского образования

    1. В.Щипин. «Акела дошкольного дела»: жизнь и деятельность Анны Васильевны Суровцевой.
    2. Из архива ДВ . А.Суровцева. О воспитании воли. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1944. № 8-9

    Мастер – класс

    Т.Попова, Т.Гризик. Лебедь.

    Доступность дошкольного образования

    Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

    Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 № 4,5

    Показатели экономической доступности дошкольного образования

    Программы и технологии

    Е. Коротаева. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника

    Аннотация. В статье раскрыта актуальность разработанной регионально ориентированной программы «Грани Урала» для системы дошкольного образования. Обозначены характеристики (наличие краеведческого материала, активная позиция детей, социальная включенность в жизнь региона и др.) и примеры познавательных маршрутов для детей как деятельностной основы регионально ориентированной программы. Обоснована взаимосвязь познавательных маршрутов с процессом позитивной социализации дошкольников в формате регионально ориентированной программы.

    Познавательное развитие

    1. С. Кожокарь. «Играющий в прятки». Как комнатные растения получили свои бытовые названия.

    Аннотация. В статье представлен оригинальный подход к ознакомлению дошкольников с бытовыми названиями комнатных растений.

    1. Н. Королева. Почему надо любить своё собственное платье? Занятия по сказке В. Степанова «Бабочка – капустница» для детей 4-5 лет

    Цели. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к художественному произведению. Расширить знания детей об окружающем мире.

    Задачи. Способствовать образному восприятию действительности средствами художественного слова, правильной оценке поступков героев. Пробуждать интерес к миру природы. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной активности.

    1. Н. Петрова, Е. Стрельцова. Камень и глина. Экспериментальная деятельность с детьми 4-5 лет.

    Цель. Выявить свойства глины и камня.

    Задачи . Познакомить с вариантами использования камня и глины. Развить мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

    1. Т. Демина. Лучики для солнышка. Математическое развитие детей 3-4 лет

    Предлагаемое занятие состоит из четырех частей – игровых ситуаций, объединенных общей темой «Весну провожаем, лето встречаем». Каждая ситуации предполагает постановку образовательно- игровых, обеспечивается игровым материалом, у нее есть название, сюжет, его развитие и развязка.

    Задачи. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, по форме и цвету. Закрепить представления о сезонных явлениях. Обогатить словарь детей. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь.

    Год российского кино

    О. Клейменова. «Союзмультфильму» - 80 лет!

    Речевое развитие

    1. Л. Зиман. Знакомые персонажи в незнакомых обстоятельствах. О сказках современной английской писательницы Джулии Дональдсон
    2. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.

    Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки.

    Физическое развитие

    1. С. Коломыченко, С. Ермакова. Обогащение двигательного опыта дошкольников в играх со скакалками.

    В статье раскрываются возможности обогащения двигательного опыта детей, повышения их активности при использовании разнообразных игр со скакалками.

    1. А. Одинцова, А. Астапенко. Военно-патриотическая игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.

    Цели . Воспитывать чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Способствовать развитию воли, смелости, находчивости, выносливости.

    Задачи. Закреплять умения и навыки в ориентировании на местности. Прививать практические умения (изготовление атрибутов для игр, оказание первой медицинской помощи)

    Взаимодействие с семьей

    1. С. Емченко. Дошкольник… и технические устройства . Информационно - просветительская работа с родителями.
    2. Е. Бычкова. «Я – взрослый, ты – ребенок». Досуг для детей и родителей.

    Цели. Помочь детям открыть для себя мир взрослых, а взрослым - лучше понять мир современного ребенка.

    Коррекционная работа

    М. Браткова. Коррекционно - педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания.

    Аннотация. Статья посвящена вопросу развития интеллектуальной активности детей раннего возраста в процессе игровой самостоятельной деятельности.

    Методическая картотека

    Г. Трунова, Т. Шапошник. Развитие пространственной ориентировки

    Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание.2016 №5

    Предметно-пространственная среда

    1. Н. Афонина. « Devar Kids »: как оживают рисунки

    Приложение Devar Kids , в котором с помощью технологии дополненной реальности можно создать свой мультфильм! Раскрасить персонажа так, как хочется именно тебе! Оживить свою картинку!

    1. А. Семизорова., Л. Минина. Модульные конструкции . Развиваем игровую деятельность
    2. Г. Леонова, О. Симонова. Экологическая тропа

    Экологическая тропа ДОО – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящий через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию.

    1. С. Сергуткина. «Мы играем и танцуем». Игра

    Цели. Способствовать развитию музыкальной памяти, координации слухового восприятия и двигательной активности.

    Профессия – педагог

    Н. Ежкова. Проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

    Готовимся к празднику

    Предлагаем вашему вниманию несколько досугов разной направленности: двигательной, спортивной, театрализованной, познавательной.

    1. С. Корчажинская. Досуг «Короб смеха»
    2. Е. Русакова. День смеха
    3. Т. Суборова. По следам Золушки . Досуг для детей 5-8 лет
    4. И. Елманова, Н. Андриевская. Путешествие в Королевство шашек . Досуг для детей 6-8 лет

    Мастер – класс

    Чудесные превращения. Т. Попова, Т. Гризик. Земляника. Делаем землянику своими руками.

    Подготовила педагог-библиотекарь Чекмасова В.И.

    Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

    Суть процесса

    Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

    Временные рамки

    Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

    Особенности

    Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

    ФГОС

    На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

    Основные направления

    Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

    1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

    2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

    Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

    Основные методы

    Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

    1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

    2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

    3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

    4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

    С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

    Умственное развитие

    Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

    Физическое воспитание

    Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

    Эстетическое воспитание

    Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

    Трудовое воспитание

    Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

    О мелкой моторике

    Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

    1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

    2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

    3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

    4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

    Популярные направления

    Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

    1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

    2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

    3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

    4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

    5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

    6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

    Табу

    Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

    1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

    2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

    3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

    Особенности психологии малышей

    Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

    1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

    2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

    3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.