Половые различия в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Половые различия в эмоциональной сфере

14.07.2019

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. Выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.

Как отмечает К. Изард, с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. К. Изард, Ю. А. Макаренко и другие психологи выявили, что в онтогенезе разви тие базалъных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения . В. ШеннумиД. Бьюджeнтaль, Дж. Килбрайт и М. Ярцовер, К. Малатеста и Дж. Хейвиленд обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом.

Возрастная динамика эмоциональных свойств личности. П.А.Ковалев изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего - мстительность. Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости – у школьников 12 лет, а мстительности - у школьников 14-15 лет.

Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты:

1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;

2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;

3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;

4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;

5) увеличение способности понимания эмоций других людей;

6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности.

3.3 Половые различия в эмоциональной сфере.

В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Это объясняется тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Было выявлено, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Л.В.Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. Во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

Различия по тревожности . У младших школьников, по данным Л. П. Баданиной, наблюдаются различия между мальчиками и девочками по ряду эмоциональных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Автор связывает это с тем, что девочки с большей осознанностью воспринимают роль школьника. Мальчики и девочки также различаются по доминирующим причинам тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего, чем у мальчиков, количества невротических реакций наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте.

Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. В.Д.Кузакова, например, выявила у здоровых мужчин высокую тревожность в 14 % случаев, а у женщин - в 21 % случаев. Те же соотношения оказались и у тугоухих (соответственно 26 % и 43 %). И лишь у глухих количество лиц с высокой тревожностью у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым (39 % и 35 %).

Различия в склонности к переживанию базовых эмоций. Выявлены значимые половые различия в самооценке печали, тревоги и вины. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

Склонность к радости не обнаружила четкой возрастной динамики: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет она выражена больше у девочек.

Как показано К.П.Сухановой, мужчины чаще сдерживают проявление эмоций, чем женщины, и больше нуждаются в эмоциональном участии. При этом представители сильного пола чаще игнорируют эмоциональные проблемы. Женщины чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях. Автор приходит к выводу, что у мужчин эмоциональные проблемы маскируются или даже отрицаются на уровне самооценки.

Различия в свойствах эмоциональности . В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса В.Г.Пинигиным на школьниках и студентах с помощью оценок собственных жизненных проявлений выявило, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Различия в эмоциональных свойствах и типах личности . Лица женского пола уделяют значительное большее внимание эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям. Считается, что они более эмпатичны. Однако авторы, изучавшие этот вопрос на детях 10-12 лет, полагают, что это происходит потому, что девочки морально созревают раньше, чем мальчики.

Страх женщин перед успехом. Ученица Дж.Аткинсона М.Хорнер ввела в двухфакторную модель своего учителя (мотивацию достижения успеха - избегания неудачи) третий фактор - мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Успех в профессиональной сфере и в сфере значимых отношений (семья, друзья) представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

Хорнер считала страх успеха изначально присущей женской природе особенностью, тормозящей достижения женщин в любой сфере деятельности. Другие психологи видели в появлении страха успеха влияние внешних факторов. В пользу последней точки зрения свидетельствует тот факт, что в тех ситуациях, где достижения приемлемы с полоролевой точки зрения, страх достижения успеха у женщин не появляется. К. Бридлов и В. Цицирелли показали, что страх успеха у женщин, занятых в медицине (сфере, нетипичной для женщин Запада), выше, чем у учителей (в сфере, типичной для женского пола). То же получено при сравнении женщин-инженеров с медсестрами. Страх успеха достигал максимума, когда женщина находилась на вершине инженерной иерархии и имела много семейных обязанностей. Показано также, что страх успеха проявляется у женщин в меньшей степени, если они не составляют большинство в смешанной по половому признаку группе или когда они работают в одиночестве.

Вопрос о страхе успеха стал привлекать внимание отечественных психологов только в последние годы. Страх успеха возможен и у мужчин, когда род их деятельности не соответствует их тендерной роли, а также в тех случаях, когда они не хотят вызвать зависть своих сослуживцев.

Рассмотрение различных эмоциональных явлений даёт основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себяэмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей.эмоциональный фон и эмоция обладают набором свойств: универсальностью, динамичностью, доминантностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удержанием в памяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью, переключаемостью. У эмоций есть и свойство, не присущее эмоциональному тону: заразительность.

Устойчивая индивидуальная выраженность характеристик эмоций, глубина эмоциональных переживаний, их устойчивость или быстрая сменяемость дают основания говорить об эмоциональныхсвойствах человека: эмоциональной возбудимости, глубины, ригидности – лабильности, устойчивости, экспрессивности.

Чувства – следующий по иерархии и самый высокий уровень эмоциональной сферы человека. Чувство – это устойчивое пристрастное отношение к объекту. Чувство привязано к объекту, а эмоция – к ситуации. Эмоции и чувства вызывают различные виды эмоционального поведения.

В зависимости от выраженности и доминирования эмоции и чувства той или иной модальности можно выделять эмоциональные типы.

Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человека разнообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности, и сигнализация об имеющейся на момент принятия решения ситуации, и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая погашению имевшейся потребности.

Главный вывод, который напрашивается при анализе эмпирического материала, касающегося исследованиям общего интеллекта, - отсутствие половых различии.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов» ) - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. У мужчин наблюдается превосходство по общему интеллекту в возрасте после 38 лет.

По речевым способностям впервые превосходство мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей:

  • - артикуляция речи;
  • - ее декодирование;
  • - словарный запас;
  • - беглость речи;
  • - скорость чтения;
  • - понимание прочитанного;
  • - интеллектуальные показатели.

В этих результатах, пожалуй, выделяется интеллектуальный компонент. Преимущество мальчиков в артикуляции наблюдается только в 7 лет.

Превосходство девочек и женщин - гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста:

  • - девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков;
  • - в 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас лишь к 22 месяцам.
  • - словарном запасе;
  • - речевой активности;
  • - ясности речи.

Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности, т.е. более четкое произношение звуков девочек, в 1-м классе сравнимы с такими способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также отмечается незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции. Е. М. Данилович в своих исследованиях установила более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила.

Возможные причины явного превосходства девочек и женщин по речевым способностям:

Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек, но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным изменениям?

Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга.

Фактор гендерной социализации, скорее всего, также играет свою роль: гуманитарные предметы традиционно считаются более «женскими», и еще в школе девочек ориентируют в первую очередь на них.

Математические способности. Прежде всего, многие результаты свидетельствуют об отсутствии половых различий. Это касается в основном вычислительных способностей, а также невербального интеллекта.

Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Казалось бы, ничего драматичного здесь нет, тем более что никто не делал выводов о более низком интеллекте женщин: просто у одного пола обнаружилось преимущество в одном, у другого - в другом показателе. Однако в 1970-х гг. в психологии половых различий и в психологии женщины не было темы более спорной, чем тема математических способностей. Раздавались даже призывы запретить подобные исследования, которые якобы дискредитируют умственное развитие женщин. До сих пор эта проблема остается одной из самых спорных в психологии женщины, и по-прежнему раздаются нелепые призывы запретить подобные исследования.

Интересным представляется рассмотрение половых различий в проявлении эмоций у детей и взрослых. Плач и беспокойство у детей (группировка данных из книги Э. Маккоби и К. Жаклин). В большинстве случаев половые различия по этой характеристике отсутствуют. Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека, и это, по-видимому, естественно. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее.

Мальчики плачут чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас, предлагает считать плач мальчиков - «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Анализ данных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх:

  • - при встрече с незнакомым человеком;
  • - подъеме па высоту;
  • - по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос;
  • - по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку;
  • - по доведению во время первого посещения детского учреждения.

Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью - адекватная реакции. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.

О большой эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

  • 1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами;
  • 2) для девочек и женщин связь эмоции с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин;
  • 3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие;
  • 4) женщины более подвержены депрессиям;
  • 5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх;
  • 6) положительные эмоции женщины пережинают более ярко;
  • 7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции;
  • 8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоции и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других.

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

  • 1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные;
  • 2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола;
  • 3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний.

Существуют данные - об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоции, как:

  • - гнев,
  • - презрение;
  • - отвращение;
  • - по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоции, т.е. эмоции, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин - печаль и страх.

Гнев (злость). В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Ученые объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Склонность к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Печаль. Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным.

Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

По данным Д. И. Захарова

Выраженность страхов

У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Радость. Не обнаружено четких половых различий.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по:

  • - эмоциональной возбудимости;
  • - в меньшей степени - по интенсивности;
  • - еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) - большая эмоциональная возбудимость лиц женского выражена у них больше, чем у мужчин.

Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Рассмотрим гендерные различия в проявлении эмоций у детей и взрослых. В большинстве случаев гендерные различия по таким характеристикам как беспокойство и плач у детей отсутствуют (по данным Э. Маккоби и К. Жаклин). Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации, то есть их плач и беспокойство можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки же чаще плачут тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас называет этот тип плача «коммуникативным».

Анализ данных, касающихся страха показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах. Этот результат закономерен, эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью – адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики и юноши. В. А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек – к сессии и к экзаменам.

Л. П. Баданина связывает бо льшую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в семь-девять лет, а в десять лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в восьми-девятилетнем возрасте. При этом уже в девять лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности . С. Арчер установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. 75% юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

По данным А. Г. Грецова, проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков.

Л. В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.

По данным А. И. Захарова, количество страхов (то есть того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин – смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в шесть раз больше, чем у юношей.

По данным Н. Д. Скрябина, при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.

В то же время К. Д. Шафранская, изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.

Г. И. Акинщикова тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин – увеличивалась.

Э. Маккоби и К. Жаклин на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональной реакции гнева у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Другая возрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой при изучении склонности к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали : у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

По данным А. Анголд, девушки в два раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Коннели с соавторами тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек – нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).

Склонность к радости , по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франс проанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадт и М. Саитта – 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человек в магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаются чаще.

Исследования эмоциональности взрослых, начиная с работ Г. Гейманса и заканчивая новейшими публикациями, в большинстве случаев демонстрируют преимущество женщин. О большей эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами (Фейнгольд);

2) для девочек и женщин связь эмоций с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин (Шилдс);

3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие (Кесслер);

4) женщины более подвержены депрессиям (Кенни);

5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх (Фуджита);

6) положительные эмоции женщины переживают более ярко (Гурнер);

7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции (Маккоби, Жаклин);

8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоций и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других (Эмбеди).

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные (Фушс);

2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола (Хейес);

3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний (Лафранс).

Д. Джонсон и Г. Шульман обнаружили, что взрослые женщины больше проявляют интерес к эмоциям окружающих, чем мужчины.

По одним данным преимущества женщин при опознании эмоций по голосу нет (Р. Розенталь и М. де Пауло-Белла), по другим данным преимущество пола зависит от того, какие эмоции распознаются. Так, в работе М. И. Павликовой с соавторами было выявлено, что мужчины, имеющие родительский опыт, наиболее точно оценивали сигналы дискомфорта младенца, давая им более отрицательные оценки, чем женщины. Зато звуки удовольствия мужчины определяли хуже, чем женщины.

Однако есть и другие данные – об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: метаанализ Дж. Марточчио и Э. О’ Лири продемонстрировал гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций как гнев, презрение, отвращение (Дженнис) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих. (Роттер).

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, то есть эмоций более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх (Кросс и Мэдсон).

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени – по интенсивности, еще в меньшей степени – по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

В исследовании П. А. Ковалева бо льшая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины : у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины (Л. В. Куликов, В. С. Савина).

По данным Н. Е. Серебряковой, применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

Таким образом, проведя анализ гендерных особенностей эмоциональных состояний можно сказать, что во многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости. На сегодняшний день продолжает действовать гендерный стереотип о большей эмоциональности женщин. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины – в выражении страха и печали Способность декодировать сигналы также имеет свою специфику: каждый пол лучше распознает «свои» эмоции. Требования деятельности приводят к исчезновению гендерных различий, если надо – женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, а мужчины чувствительность.

Ирина Горковенко
Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс-диагностики уровня психического развития

Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс - диагностика уровня психического развития детей старшего дошкольного возраста П. А. Мясоеда.

В основу методики уровня психического развития П . А. Мясоеда положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом , гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром.

Методика состоит из 12 параметров уровня психического развития :

1. Ощущения (цветовые) ; 2. Восприятия (зрительные) ; 3. Запоминание; Воображение; 5. Мышление; 6. Внимание; 7. Игра; 8. Общение; 9. Речь; 10. Эмоции; 11. Самостоятельность; 12. Саморегуляция.

Цель :

Определение уровня психического развития у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие 30 детей подготовительной группы, из них 16 - мальчиков и 14 – девочек .

ОЩУЩЕНИЯ :

Для определения уровня цветовых ощущений нами была проведена диагностическая работа по методике «Назови цвета спектра и их оттенки»

Для определения уровня цветовых ощущений были проведены следующие эксперименты :

1. Ребенку по очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, белый, желтый) и предлагалось среди предметов, заранее расставленных в комнате, найти предметы того же цвета.

2. Ребенку поочередно показывали кружки красного, оранжевого, розового, малинового, синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, черного, белого, желтого цветов и предлагалось назвать цвет каждого. Ответы фиксировать.

Низкий ;

У выявлен у 3 человек – 21%, средний у 9 человек -51 %, низкий уровень развития у 4 человек - 28% .

Анализируя результаты девочек цветоощущение развито несколько сильнее , чем у мальчиков . Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики . Возможно, лучшему цветоразличению девочек способствует то , что они с самого раннего детства играют в куклы, с различными цветными лоскутами и т. п.

ВОСПРИЯТИЕ :

В процессе исследования было проведено определение особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста по заданию «Почтовый ящик» , «Мозаика» , «Нарисуй целое» . Работа проводилась в индивидуальной форме.

По данным исследования у девочек высокий уровень развития восприятия выявлен у 4 человек -28 %, средний , низкий уровень развития у5 человек– 36% ;

У мальчиков высокий уровень развития выявлен у 8 человек – 50%, средний у 7 человек -43 %, низкий уровень развития у 1 ребенка - 7% .

Анализируя результаты , можно сделать вывод о том, что у мальчиков восприятие развито намного сильнее , чем у девочек .

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение : они раскладывают перед собой свои «богатства» (кукол, тряпочки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение : они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. Д, используя все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительного восприятия.

ЗАПОМИНАНИЕ :

Для исследования памяти использовалась методика : А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов» (оценивается объем кратковременной и долговременной памяти, качество и продуктивность запоминания) .

Результаты исследования показали у девочек высокий уровень развития запоминания выявлен у 7 человек -50 %, средний уровень развития у 5 человек – 36% , низкий уровень развития у2 человек– 14% ;

У мальчиков высокий уровень развития выявлен у 8 человек – 50%, средний у 6 человек -37 %, низкий уровень развития у 2 человек- 13% .

Мы видим, что мальчики и девочки показали практически одинаковые результаты .

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что память ребенка индивидуальна.

МЫШЛЕНИЕ :

Для изучения мышления старших дошкольников было проведено исследование по методикам «Разрезные картинки» (выявляется способ выполнения задания для каждого уровня сложности , «Последовательные картинки» (оценивается способность устанавливать причинно-следственные связи, «Четвертый лишний» (оценивается уровень операции обобщения ) .

По данным исследования у девочек высокий уровень развития мышления выявлен у 7 человек -50 %, средний .

У мальчиков высокий уровень развития выявлен у 2 человек – 12%, средний у 8 человек -50 %, низкий уровень развития у 6 человек - 38% .

По полученным результатам мы пришли к выводу , что уровень интеллектуального развития значительно выше у девочек , чем уровень интеллектуального развития мальчиков .

Специальные исследования показали, что мозг мальчиков по сравнению с мозгом девочек более прогрессивная , более дифференцированная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У мальчиков особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим , объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон (комиссуры) меньше, чем у девочек . Именно поэтому им труднее сопоставить информацию , обрабатываемую в левом и правом полушарии. В то же время у мальчиков избирательно включаются в мыслительные процессы и левое и правое полушарие.

ВООБРАЖЕНИЕ :

Диагностика уровня развития вербального и невербального воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста была проведена по методике «Последовательные картинки» (оценивается степень оригинальности составляемых рассказов, «Обведи и дорисуй» (оценивается уровень креативности при решении наглядно-образных задач.

По данным диагностической методики у девочек высокий уровень развития выявлен у 7 человек -50%, средний уровень развития у 6 человек – 43% , низкий уровень развития у 1 ребенка – 7% ;

У мальчиков высокий уровень развития выявлен у 1 человека– 6%, средний уровень у 12 человек -75 % , низкий .

Девочки по сравнению с мальчиками , давали больше ответов – оригинальных, что касается банальных ответов, то таких ответов тоже больше, чем у «сильного пола» . Среди мальчиков больше ответов с вариантами индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто закрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Анализ результатов изучения особенностей вербального воображения показал, что вербальное воображение девочек развито лучше , чем вербальное воображение мальчиков . Такие результаты свидетельствуют о том, что развитие воображения связано с развитием речи , из этого следует, что речь у девочек развита лучше .

ВНИМАНИЕ :

Для изучения уровня развития свойств внимания использовали данные, полученные с помощью методик «Корректурная проба» и «Методики определения продуктивности и устойчивости внимания» . Обработка данных состояла в том, что высчитывалось количество знаков, просмотренных за определенный промежуток времени и количество ошибок, допущенных за то же количество времени.

По данным исследования у девочек высокий уровень развития внимания выявлен у 6 человек -43 %, средний уровень развития у 7 человек – 50% , низкий уровень развития у1ребенка– 7% ;

У мальчиков высокий уровень развития внимания выявлен у 6 человек – 37%, средний у 7 человек -44 %, низкий уровень развития у 3 человек - 19% .

Анализ полученных данных позволяет заключить, что уровень устойчивости внимания у большинства участников исследования средний. Полученные данные свидетельствуют, что дошкольники, принимавшие участие в исследовании, способны в течение определенного времени, в соответствии с заданием, оставаться непрерывно сосредоточенными на одном предмете или на одной и той же работе. Так оказалось, что у мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между дошкольниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания .

Мальчики и девочки дошкольного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек , а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков .

ИГРА :

Для выявления своеобразия интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков использовался метод естественного эксперимента .

Во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной игровой деятельности, воспитанникам предоставили возможность самостоятельно организовать свою деятельность с набором разнообразных атрибутов для игры : кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка, кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты : гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.

За действиями детей велось наблюдение, которое фиксировалось : сюжет, игровой материал, выбранная роль, содержание игрового действия, характер игровых взаимоотношений. Проведённый анализ содержания игр девочек показал , что женские социальные роли, отображаемые ими в игре, в большинстве случаев выступают в трех планах :

- девочки выполняют роли мам , проявляют заботу и внимание, ласковое отношение к своим детям. Они тщательно ухаживают за детьми, кормят их, переодевают, купают, укладывают спать, а также следят за опрятностью во внешнем виде : поправляют прическу, платье кукле-дочке, заправляют рубашку кукле-сыну, выражают заботу и внимательное отношение к детям (45% игровых действий) .

- девочки -мамы проявляют себя хорошими хозяйками. Они убирают квартиру, наводят порядок в шкафу, стирают, застилают постель, готовят обед. А некоторые из них проявляют внимание к эстетическому быту : с особой тщательностью покрывают стол красивой скатертью, аккуратно сервируют стол и ставят на стол цветы (41% игровых действий) .

- девочки выступают в игре в роли заботливых и внимательных жен. Они ласково встречали папу с работы, помогали повесить одежду на место, сажали обедать за красиво накрытый стол, помогали папам при сборах на работу (14% игровых действий) .

Папы в играх девочек выполняли различные роли - в большинстве случаев папы проявляли заботу и любовь к детям, выполняли в доме ремонтные работы. Вне дома - строили дачу, ходили за продуктами в магазин, ездили на рынок. У двух девочек роль папы сводилась лишь к хождению по делам вне дома. В играх 2-х девочек куклы-папы были статистами - они никак себя не проявляли в игре. Этот материал отражает разный стиль общения и отношений родителей в семье.

Следует отметить, что ролевые игры мальчиков были гораздо беднее по содержанию. Это частично можно объяснить тем, что игры «в семью» не входят в репертуар любимых мальчишечьих игр , они предпочитают подвижные игры, конструирование, игры «в войну» и др. Анализ содержания игр «в семью» мальчиков показывает различный стиль поведения мальчиков :

В первой группе игр папы выступают заботливыми отцами и помощниками в хозяйственных делах семьи. Они отличаются внимательным отношением к детям (кормят их, переодевают и укладывают спать, застилают постель после сна, проявляют элементарную заботу о маме, а также занимаются ремонтом бытовых приборов, автомашины, мебели, телевизора и т. п. Испытуемые этой категории составили больше половины всех мальчиков , участвующих в экспериментальной игре ;

Анализ игровой деятельности мальчиков показал , что в большинстве случаев (65%) они предпочитают игровые действия, связанные с ремонтно-хозяйственной сферой (это соответствует половой роли мужчин) ; 35 % зафиксированных игровых действий мальчиков направлено на заботливое отношение к детям. Таким образом, анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков , наблюдаемых в процессе экспериментальной игры , показал, что большинство детей, верно, отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У мальчиков в игре формируются и проявляются уважительное отношение к девочкам , желание защищать их, взять на себя наиболее тяжелые трудовые задания. У девочек в игровой ситуации формируются и проявляются мягкость, умение нести красоту в окружающее, желание не только заботится об аккуратности и красоте своей одежды и внешности, но и проявлять эту заботу по отношению к другим. Кроме того, содержание игр свидетельствует, что в основе развития этих качеств лежат социально принятые эталоны мужских и женских семейных ролей.

У девочек представления о женских социальных ролях были богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских . Однако у детей из не очень благополучных семей (конфликтных, неполных) эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.

ОБЩЕНИЕ :

Была проведена диагностическая работа, направленная на определение развития общения детей дошкольного возраста. В качестве диагностического материала были выбраны следующая методика : «Изучение свободного общения» Г. А. Урунтаева (выявление показателей интенсивности (количество детей в объединении, продолжительность игровых объединений) и средств общения) .

При апробации методики "Изучение свободного общения" было выявлено, что данная методика оказалась наиболее эффективной, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность.

По данным диагностической методики у девочек высокий уровень развития общения выявлен у 3человек -21%, средний , низкий уровень развития у 1 ребенка – 8% ;

У мальчиков высокий уровень развития выявлен у 2 человек – 13%, средний у 13 человек -81 %, низкий уровень развития у 1 ребенка- 6% .

РЕЧЬ :

Методика «Рассказ на заданную тему» была использована нами для анализа связной речи детей. В данном случае мы получали возможность оценить не только развитие отдельных речевых навыков, но и их использование в непосредственном речевом общении. Как гендерно нейтральная нами была определена тема «Любимая игрушка» . При выявлении особенностей развития речи девочек и мальчиков учитывались следующие параметры лексического, морфологического и синтаксического уровней текстов : общий объем высказывания, коэффициент лексического разнообразия, представленность различных частей речи , количество и виды используемых предложений. Речь девочек , отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений, В речи мальчиков , напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные.

Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков показали , что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков : девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки.

По данным исследования у девочек высокий уровень развития речи выявлен у 5человек -35 %, средний уровень развития у 8 человек – 57% , низкий уровень развития у1ребенка– 8% ;

У мальчиков высокий уровень развития внимания выявлен у 5 человек – 31%, средний у 6 человек -38 %, низкий уровень развития у 5 человек - 31% .

Девочки в большинстве случаев начинают разговаривать раньше мальчиков , у них шире словарный запас и они чаще строят сложноподчиненные предложения. Уже в школьном возрасте девочки опережают мальчиков в чтении и письме на год-полтора. Мальчики в два раза чаще девочек испытывают с этим проблемы. Они более склонны к заиканию.

У девочек лучше успеваемость относительно заданий на запоминание и правописание, они быстрее и больше говорят, в среднем в два-три раза. Эти отличия не уходят по мере взросления детей.

ЭМОЦИИ :

Диагностика эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л. П. Стрелковой :

Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;

Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

В результате диагностики выявлены следующие особенности эмоциональных проявлений у мальчиков :

У мальчиков более бедный словарный запас, относящийся к эмоциональной жизни (подменяют категории «злой» на «плохой» , и т. д.).

Частота и интенсивность отрицательных эмоциональных реакций (злость, агрессия, мстительность) у мальчиков более выражена , чем у девочек .

У мальчиков чаще , чем у девочек наблюдалась склонность к переживанию гнева и печали.

Мальчики чаще , чем девочки сдерживают проявления эмоций, особенно эмоции страха и обиды (60% против 40%, но более нуждаются в эмоциональном участии и поддержке.

Мальчики эмоциональные проблемы маскируют или даже отрицают на уровне самооценки .

Мальчики больше внимания уделяют деловому партнерству и взаимодействию.

Особенности эмоциональных проявлений у девочек :

У девочек наиболее часто наблюдается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, подверженность страхам, повышенная обидчивость, тревожность.

Девочки чаще мальчиков демонстрируют свои эмоции перед сверстниками и близкими людьми.

Среди девочек , дружащих между собой, отношения более доверительные, чем среди мальчиков .

Девочки значительно большее внимание уделяют эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям.

Хотя девочки показали более высокие результаты при изучении понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке, они более равнодушны к окружающим, нуждающимся в участии и помощи в реальной жизни.

На основании результатов , полученных в ходе исследования, была намечена коррекционно-развивающая работа , направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей подготовительной группы

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ :

Для выявления уровней освоения субъектной позиции была предложена ситуация «Магазин игрушек» , где детям предлагалось изготовить игрушку с подвижными деталями.

Для анализа субъектной позиции в деятельности, проявлений в поведении ребёнка при её выполнении, оценки качества полученных результатов были использованы уровни самостоятельности в трудовой деятельности, разработанные М. В. Крулехт.

По данным исследования у девочек высокий уровень развития самостоятельности выявлен у 7 человек -50 %, средний уровень развития у 7 человек – 50% .

У мальчиков высокий уровень развития внимания выявлен у 1 ребенка– 6%, средний у 13 человек - 81 %, низкий уровень развития у 2 человек - 13% .

САМОРЕГУЛЯЦИЯ :

В исследовании главной задачей является содержательный анализ проблемы взаимосвязи и взаимовлияния психологических механизмов саморегуляции поведения старших дошкольников.. В работе использовались следующие методы для исследования саморегуляции поведения у старших дошкольников : детский вариант методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, модифицированный вариант методики «Лесенка» В. Г. Щур, С. Г. Якобсон, «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Так же оценка саморегуляции поведения основывалась на объективном наблюдении за конкретными поведенческими проявлениями детей. Оценивание проводилось по следующим признакам : организованность, ответственность; умение контролировать свои эмоции; способность сдерживать агрессивные побуждения; контроль за движениями тела в эмоционально-значимых ситуациях.

По данным исследования у девочек высокий уровень развития самостоятельности выявлен у 4 человек -29 %, средний уровень развития у 10 человек – 71% .

У мальчиков высокий уровень развития внимания выявлен у 4 человек– 25%, средний у 8 человек - 50 %, низкий уровень развития у 4 человек - 25% .

Мальчики отличаются тревожностью, напряженностью, низкой социальной смелостью. Девочки тревожны , по сравнению с мальчиками они более общительны, чувствительны и в то же время рассудительны. Девочки выделяются также высокой возбудимостью, напряженностью, низким самоконтролем. Мальчики в целом принимают групповые нормы, ориентируются на мнение сверстников. Девочкам свойственны конформность, уступчивость, трудности в общении, по сравнению с мальчиками они более зависимы и чувствительны.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что мальчики и девочки , конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам . С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики , с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек .

Мальчики

У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие , обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.

С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.

Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.

Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

Девочки

У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие , обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.

Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.

В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений : в споре и в сравнении друг с другом.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?

Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мы сравнили характеристики, которые давали одному и тому же ребенку родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели (тоже женщины). К нашему удивлению расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.

Мальчиков предки нередко считают неэмоциональными, как скоро педагоги подмечают их завышенную горячность. В то ведь время при оценках эмоциональности девчонок свойства и матерей, и педагогов схожи. Однако предки нередко считают беспокойными девчонок тогда, как скоро ни педагог, ни специалист по психологии тревожности у их никак не подмечают. У мальчиков видятся только обратные случаи, как скоро специалист по психологии разговаривает о том, будто паренек совсем беспокоен, а предки с совершенной полной уверенностью утверждают, будто их отпрыску это свойство никак не характерно. Родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы обычно связываем с понятиями "быстрый" или "медлительный" ребенок, по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот - именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья очень подвижны и быстры. То есть и здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков. (В соответствии с рисунком 2.1.1)

Рисунок 2.1.1 Гистограмма данных по опроснику Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. (1 класс мальчики)

Таблица 2. Набранные баллы учащихся по опроснику Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. (1 класс девочки)

№ИмяКоличество балловУровень тревожности1Томирис16 балловвысокий2Анна11 балловсредний3Валерия2 балловнизкий4Нелли19 балловвысокий5Эльвира8 балловсредний6Альмира4 балловнизкий7Салтанат5 балловнизкий8Динара6 балловнизкий

Ученицы 1 класса "Б" девочки высокий уровень тревожности показали всего лишь 2 ученицы (16, 19), средний уровень тревожности 2 (8,11), низкий уровень 4 ученицы (2,4,5,6). (В соответствии с рисунком 2.1.2)


Рисунок 2.1.1. Гистограмма данных по опроснику Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. (1 класс девочки)

Уровень тревожности у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте различны. У мальчиков тревожность выше, чем у девочек. На это влияют различные факторы.

Итак, назовем факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности.

Гомозиготность: у беспокойных опекунов почаще растут беспокойные детки. При этом наверное проистекает никак не лишь из-за счет передачи генов, однако и чрез копирование зрелым в семье, чрез принятие их вида идеи и поведения.

Ой основной предпосылкой тревожности у деток считается амуниция в семье, почаще только повреждение взаимоотношений с опекунами. В случае ежели опекун держится манеры обучения, кой разрешено фигурно именовать "диктатура", либо предъявляет к ребенку завышенные запросы ("Ты обязан обучаться лишь на пятерки"), то велика возможность, будто, стараясь подходить папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их возмущение, малютка будет совсем беспокойным. Подобно имеют все шансы повлиять и конфликтная воздух в семье (ежели жены бранятся меж собой), и неудовлетворенность зрелых в семье собственным уровнем заработка, работой, образом жизни. Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей.

Неминуемо тревожность возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны.

Школьная тревожность может быть спровоцирована действиями учителя, если он постоянно недоволен успеваемостью ребенка, сравнивает его с одноклассниками или занимает непоследовательную (или слишком жесткую) позицию в общении с учениками.

Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.

Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если у вас есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов (терапевта, невропатолога, психиатра и пр.)