Масленичные гулянья и забавы. История масленицы

11.08.2019

Масленица - это древний славянский праздник с массовыми гуляньями в течение целой недели. Этот праздник очень любят на Руси, и именно он символизирует проводы зимы. После него начинается весна и Великий пост перед Пасхой.

Как же празднуют Масленицу? Русь всегда ассоциировали с «широкой русской душой», а празднования любого торжества - всегда длительные и веселые. Не зря возникла поговорка -

«Гуляй, душа, нараспашку!».

Именно Масленица в полной мере характеризует уважение традиций и отношение русского народа к праздникам. Четкой даты проведения Масленицы нет. Обычно она проводится в конце февраля, реже - в начале марта (при поздней Пасхе). Но начинается этот праздник всегда с понедельника.

Масленица не только провожает зиму, но и является последней «сытной» неделей перед тем, как православные христиане начнут поститься. Ведь, Великий пост - это самый строгий пост перед Светлым праздником - Пасхой, поэтому церковь разрешает вдоволь нагуляться и наесться «мяса с сыром» во время этого праздника.

Каждый день Масленицы имеет свое название и четкое значение. Кроме этого, во время масленичной недели выполняются определенные ритуалы и действия, которые тоже привязаны к определенным дням.

Одежда тоже имеет свое назначение в праздник. Большинство людей даже делают костюмы на Масленицу! У женщин обязательный атрибут - это пуховый или расписной платок, у мужчин - меховая жилетка и цветок или лента на шапке.

Основные атрибуты Масленицы - баранки, самовар и упряжка лошадей. Без катания на санях, украшенных бубенцами, лентами и расписными дугами не обходилась ни одна Масленица. Украшают даже лошадей - одевают на них самую лучшую сбрую, вешают яркие помпоны и обязательно колокольчики.

А главная героиня праздника - это чучело Масленицы. Оно символизирует зиму, которое нужно сжечь, чтобы быстрее пришла весна! Сжигают не только куклу зимы, но и старые не нужные вещи для обновления не только природы, но и себя. Так же кидали блины - для поминания усопших родственников.

Но и без героя не обойдется - разбудить медведя на Масленицу , значит пробудить весну! Все желающие переодеваются в костюм медведя или одевают вывернутую дубленку и водят вокруг него хороводы. В это время ряженый имитирует пробуждение медведя и пляшет.

А вот главным символом на Масленицу является - блин , который наделен особым смыслом. Круглый, румяный с маслом и сметаной, он символизирует солнце. И чем вкуснее он будет - тем плодородней будет урожай в году! Чем больше Вы напечете блинов и угостите ими людей, тем богаче будет год. Для того чтобы «умаслить» солнышко пеклись блины по разным рецептам и с множеством начинок.

Но особое значение на Масленицу имеет круг ! Прежде всего, он говорит о круговой смене сезонов и что весна обязательно придет после зимы. Круг - это и символ солнца, которому еще наши предки поклонялись как божеству. Ведь яркое и теплое солнце даст растениям жизнь и порадует народ! Блины и бублики - тоже пекутся в форме круга. И не зря водят хороводы на праздник - ведь он тоже круг!

Круг или колесо всегда украшают на масленицу яркими лентами. Его носят на шесте вместе с чучелом Масленицы всю неделю и даже гадают на нем. Поджигают колесо и катят по дороге - у кого оно прокатится быстрее и ровно, того ждет удачливый год.

Колесо еще и своеобразный аттракцион на Масленицу . Его устанавливают на самый высокий столб, украшают лентами и подвязывают подарки. Кто сможет залезть на него, тот и станет обладателем желанного приза.

Но самое интересное на Масленицу - это массовые гулянья , которые и определяют «дух» русского народа!

Прежде всего - это большая ярмарка, где продаются или обмениваются поделки ручной работы - от свистулек до связанных руками пуховых платков.

Не обходится празднование без танцев, и песен под баян! Какой же праздник без веселья. И обязательно на Масленицу - много шума - зиму нужно напугать, что бы она скорее ушла!

Катания на ледяных горках и игра в снежки - в последний раз зимой добавят особого впечатления на Масленицу.

Что особенно нравится мужчинам в этот праздник - так это кулачные бои . Они устраиваются в виде - «стенка на стенку». В таком развлечении можно не только «отточить» свое мастерство, но и «выпустить пар», а также все огорчения, которые накопились за долгую зиму!

Масленица это не только гулянья и блины, это время которое позволяет людям поближе узнать друг друга, пообщаться с родными, и самое важное - простить все обиды и помириться тем, кто был в соре.


Веселого и сытного праздника!

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: У Власия и борода в масле .


Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называлась Масленица в народе - честной, широкой, обжорной, а то и разорительницей.

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных.

Как на Руси праздновали Масленицу

Масленица во времена Царя Алексея Михайловича

Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках:
На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем.
По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал:

В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.
Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися.

Празднование Масленицы во времена Петра I

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: На масленице пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие.

К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда . Только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, князь-папа, возглавлявший всешутейший и всепьянейший собор. Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а патриарх благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток. Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы.

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году . По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда на Масленицу . Тут был и князь-папа со своей шутовской свитой: В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином. За ним следовал Нептун: Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен. Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы).

Берхгольц рассказывал:

Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль.
Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей . Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась . Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Празднование Масленицы на Руси во времена Екатерины II

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием Торжествующая Минерва . Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине бриллиантовую масленицу .

Английский посол лорд Гаррис сообщал:

Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Катания с ледяных гор на Масленицу на Руси

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым .

Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание . У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - на дорожку - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на пятой точке и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения брюки, если не были прочны, рвались в клочья. Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел.

Со временем катальная потеха в городах совершенствовалась . На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Скоромохи и балаганы на Масленицу

Возле ледяных гор развертывалась на Масленицу бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами . Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка.

Вскоре на смену этим представлениям на Масленицу пришли балаганы , в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке живые картины. Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова Гибель Помпеи, как в одном из балаганов начали показывать живую картину на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные помпеянцы отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы , чтобы посмотреть Битву русских с кабардинцами или Взятие Карса, то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятие снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова?


Суриков В. И. Взятие снежного городка 1891

Взятие снежного городка на Масленицу

Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби . Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Кулачные бои на Масленицу

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в Очерках народного быта рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии:
В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Начинается с традиционной стенки, когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья.
Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия.

Максимов писал: Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...

Катание на санях на Масленицу

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.


Б.Кустодиев. Масленица (Масленичное Катание). 1919


Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году . Она записала в дневнике:

Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину.
Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге:
Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями.
Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой молодые ездили по улицам казать себя и делали визиты родным и знакомым . Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Новоженов и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В Записках А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей.



Масленица. Художник П.Н.Грузинский, 1889

Блины на Масленицу

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:
  1. В понедельник - встреча масленицы.
  2. Во вторник - заигрыши.
  3. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины.
  4. В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
  5. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение.
  6. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
  7. Воскресенье называлось прощеным днем.
Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга , если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Простите меня, прошу вас, - на что отвечают: Бог вас простит, и меня простите тоже .

В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили прощаться к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Масленица на Руси

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы , которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом ; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач . Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями . Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя . В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе царя, с великим торжеством водили его по деревням и всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем. Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу Снегурочка сцену проводов масленицы , записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в Снегурочке племя берендеев, жившее в доисторические времена, прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать,
Да ведать-знать,
Что Масляна придет опять...

Кандидат филологических наук И. Грачева

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.

История возникновения Масленицы на Руси

Я не буду рассказывать о Масленице, празднующейся сейчас, об этом написано очень много разной информации, а хочу вас познакомить с настоящей Масленицей, которую праздновали наши предки славяне еще до христианизации Руси. Конечно, остались только обрывки сведений о тех временах, но даже то, что имеется, позволяет по другому взглянуть на любимый праздник и помогает понять его суть.

Масленица — очень древний славянский праздник, добрый, веселый и очень яркий. Исследователи предполагают, что появился данный праздник 7-8 тысяч лет назад.

Основным моментом в этом празднике является встреча наступающей весны.
Это явление земного масштаба. Вся природа просыпается после зимы, наступают теплые дни, уменьшается ночь и увеличивается день. Происходит обновление окружающего мира. Я уверена, что многие люди весной чувствуют эмоциональный и физический подъем. Много веков назад Масленица считалась одним из основных годовых праздников. Она связана с природными и астрономическими явлениями. Наши предки славяне жили по солнцу и вели солнечный календарь, поэтому все праздники были привязаны к нему. Так, Масленица всегда праздновалась в день весеннего равноденствия. В этот день ночь по своей продолжительности равна дню. В этот день считалось, что светлые силы (лето и тепло) одержали победу над темными силами (зимой и холодом), так как на следующие сутки день становился уже длиннее ночи. Также считалось, что именно в этот день Чернобог передает Сварогу мировую ось. Богиня зимы, смерти и справедливости — Мара оставляет наш мир и на ее место приходят другие боги — Дажьбог, Тарх, Тара. Вместе со светлыми богами на землю прилетают на птичьих крыльях из светлого Ирия души наших предков.

Обряды на Масленицу

Утром народ торопился на свои капища. Одновременно рассыпая на перекрестках дорог зерно. Насыпалось оно для темных сил, которые прилетали на землю в виде сорок, чтобы не мешали праздновать воскрешение Земли-Матушки. Зажигались на капищах огни и начиналось славление родных богов, предков и всех славянских родов.

Девушки, поют заклички призывая Весну. Затем встречают ее на опушке леса и приглашают на праздник, где начинается ее чествование.


Во время празднования Масленицы с помощью обрядовых действий показывалась вся мощь пробуждающейся земли и мира. Устраиваются молодецкие состязания, кулачные бои, прыжки через костер, вождение хороводов и принесение жертв (безкровных) богам. Кулачные бои символизировали борьбу света и тьмы, а также с помощью подобных игр люди ощущали свою сопричастность к происходящим событиям.

Вот еще одна обрядовая игра — Крепость. Из снега строилась крепость. Внутри нее прятались девушки, представляющие собой Зиму. Парни, представляющие Весну, должны были попасть внутрь. Девушки забрасывали штурмующих снегом и снежками, мешали им пробиться внутрь. Победа парней означала, что победили силы Весны.

Еще одним обрядовым действом было лазанье по масленичному столбу. Он символизировал собой мировое дерево в ветвях которого находится Светлый Ирий и попасть туда очень даже не просто.

Прыжки через костер являлись символом очищения. Хороводы и жертвы или требы позволяли людям прикоснуться к миру богов и живших в далекие времена предков. Масленичная еда — блины, прообраз Солнца.
Съедая масленичный блин человек наполнял и тело и душу энергией солнца.Каждое обрядовое действие носило определенный смысл, за каждым словом стоял свой образ. Никогда не было во время празднования безудержного разгула, объедения блинами и прочих действий, отличающих сегодняшнее празднование или празднование после христианизации. Также славяне не сжигали своих богов, даже если они и принадлежали к темным силам. Они уважительно относились и к этим силам. В древних источниках не найдено ни одного подобного случая. Сжигание чучела пришло гораздо позже, во времена христианизации.

Комоедица

Комоедица — одно из названий славянского праздника. Связано оно с тем, что в это время просыпается один из почитаемых славянами зверей, хозяин леса — медведь. Его угощают специальными обрядовыми хлебами — комами. Их пекут из нескольких видов муки и угощают медведя оставляя комы на пнях. Считается, что тогда хозяин леса будет благосклонным к пасечникам и не будет забивать скот.

Первый блин тоже всегда отдавался комам. Все мы знаем поговорку «Первый блин комом». Но не все знают, что это часть старинной русской пословицы «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Как видим, здесь нет слова «комок», а есть слово «ком». У славян медведь почитался как прародитель, покровитель людей, а также как ипостась бога Велеса.

Комы всегда пекла самая старшая женщина в семье. Их относили в лес во время так называемых «побудок». После того как разбудят медведя, начинались игры и состязания, собственно сам праздник.

Можно еще очень много написать по поводу празднования Масленицы и Комоедицы, однако одна статья — слишком мала для такого рассказа. Тем не менее я очень надеюсь, что после прочтения ее у вас появилось чуть больше сведений о таком древнем славянском празднике, как Масленица. Буду рада вашим комментариям.

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»