Народный промысел оренбургский пуховый платок. =Как вяжут настоящие оренбургские платки=. Из чего вяжут простой платок

21.10.2019

Оренбургская область всегда славилась вязанием платков из пуха. И по сей день он остается символом и визитной карточкой не только Оренбуржья, Урала, но и всей России. Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае ещё 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые как ладони матери. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинка особенно нежные и мягкие. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти.

Оренбургские платки бывают трех видов: просто пуховый платок (шаль) - серые(редко белые) толстые теплые пуховые платки; «Паутинка» – тонкие ажурные платки; палантин – тонкий шарф, накидка.

Оренбургские пуховые платки не имеют себе равных по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо

Работа пуховязальщиц трудоемка и кропотлива. Хорошая мастерица за месяц может связать две «паутинки» среднего размера или три палантина.

На изготовление платка большого размера или платка с рисунком уходит месяц и более. Мастерицы, чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребне, выпрясть на веретене в нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка, смотать в клубки и, наконец, очистить готовый платок.

Тянется пряжа от петельки к петельке: «снежинки», «ёлочка», «ягодки», «лучик», «змейка», «кошачьи лапки», «шашечки». И рождается неповторимый, своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы. Оренбургский пуховый платок демонстрирует многообразие, красоту и загадочность. Изящество… Несмотря на большие трудности в вязании платок отличается высоким художественным качеством. Вязальщицы работают с вдохновением, вкладывают в дело много любви, вкуса, творчества и инициативы.

Такой платок – «паутинка» или шаль – изначально не выглядит пушистым. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. Он украсит любой костюм. Он оттенит очарование молодости и подчеркнет благородство зрелости. Он придаст женскому облику неповторимое своеобразие и загадочность. Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево.

Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколения, согревая своим теплом и накопленной энергией предков.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машины при вязке « рубят пух» и изделие становится более грубым

Оренбургский пуховый платок – это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня.

Это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердец.

Оренбургский пуховый платок", из Оренбурга, демонстрирует многообразие, красоту и загадочность платков, давно ставших визитной карточкой не только Оренбуржья, но всей России.

Это такое же чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Это такая же неотъемлемая часть русской души, как русская тройка или русская песня. Оренбургский пуховый платок - это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.

Тянется пряжа от петельки к петельке: "снежинки", "ягодки", "лучики", "кошачьи лапки"... И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы…

Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. December 18th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку: , ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак - один из символов России:-)) Ему даже песни посвящают:-) Помните?

Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.


Оренбургский пуховый платок - это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.) и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.


Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.


Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.


Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось:-)


Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.

Уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок - это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!

Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?

А началось все более двух веков назад.

Есть несколько приданий на этот счет. Первое о том, что чабаны пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки - переселенцы, общаясь с чабанами, вскользь заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но этот фокус сработал только один раз. В следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались - как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию - сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.

И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.

Как зародился пуховый промысел?

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!

На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи - жены, дети, старики - были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.

Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.

Пуховый платок покоряет мир

Посетивший в 60-х годах XVII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков - исследователь и открыватель Оренбуржья - первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.

Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы - законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За », диплом и 125 серебряников!

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением - платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. - по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.

Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия - решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.

Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!

Оренбургская губерния - колыбель пуховязания

В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом - 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания - остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные - теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия - нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок

Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.

Пуховязание сегодня

Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.

Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.

Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля - возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.

Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.

13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания- 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2015 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию - история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!

Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!

Остается только выбрать - надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.

Приезжая из Оренбургской области, многие стараются привезти с собой пуховый платок. Тонкий, но удивительно теплый , он будто обнимает, баюкая в ладонях уюта.

Его история насчитывает много веков . Относясь к народным промыслам, наряду с расписной деревянной посудой, глиняными свистульками, шкатулками из бересты и украшениями из дерева, платки стали символом Оренбурга.
Сначала они вязались для личных нужд, а примерно 250 лет назад стали выставляться на продажу, превратившись в одну из статей дохода казачьей семьи.

Рост известности платков из козьего пуха связывают с личностью П. И. Рычкова. Он провел и опубликовал исследование о видах и свойствах козьего пуха. За работу был награжден золотой медалью.

Пуховязальный промысел продолжает уверенно развиваться, мастерицы передают опыт подрастающему поколению, совершенствуя узоры и типы вязки.

За многие годы сформировались несколько разновидностей платков и косынок. Это простой платок, паутинка и палантин.

Справка. Независимо от вида изделия, у каждого из них есть резная кайма, которую делают из ажурных зубчиков, и основное полотно, провязывающееся на 2 спицах.

Различаются платки по размерам и способу вязания.

Простой

Простой платок только называется так, а связать его очень непросто, хотя для мастериц эта задача легко выполнима.

Вяжут простой платок из толстой серой или белой пряжи.

Его ценность в сохранении тепла и защите от сквозняков .

Носили его ежедневно, сначала надевали тонкую полотняную косынку, а сверху пуховую роскошь. На узоры не скупились, даже в повседневной жизни женщина старалась быть красивой. Поэтому на платке есть простые незамысловатые узоры . В основном это чередование разных видов петель, складывающихся в ромбы или дорожки .

Начинают его вязать с углового зубчика каймы, постепенно переводя петли на вспомогательную спицу или булавку.

Большой, теплый и уютный платок становится прекрасной защитой от зимних холодов .

Паутинка

Во всем мире паутинка знаменита тем, что именно эта разновидность оренбургского платка легко проходит через обручальное кольцо.

Связанная из тончайшей двусоставной нити , она поражает воображение ажурностью и невесомостью . Закутав ей плечи, легко представить себя под облаком нежности.

Паутинка становится великолепным подарком тем, у кого проблемы со здоровьем .

Важно! Тонкая и прочная нить, равной которой нет в мире, получается только из пуха оренбургских коз, который имеет показатель 16-18 мкм.

Вяжется изделие из тонкой нити, но на толстых спицах . Процесс трудоемкий, поэтому даже у опытных мастериц занимает около 2 недель.

Узор более замысловатый , самыми популярными остаются «горошек» или «червонки», форма платка квадратная.

Это более нарядный вариант, встречаются очень сложные ажурные узоры.

Такие платки уже относятся к разряду праздничных и сами по себе являются прекрасным украшением.

Палантин

Палантином называется прямоугольный роскошный аксессуар для торжеств и юбилеев, семейных праздников, важных встреч и свиданий с любимым человеком .

Отличается сложностью узора, четкостью его структуры. Большинство моделей вяжется из белоснежных тонких нитей , состоящих из пуха и основы.

Красота оренбургских палантинов ценится во многих странах, их стремятся приобрести в качестве ценного подарка.

Благодаря большому размеру, он закрывает не только плечи, но и спину, драпирует фигуру фактурными складками, согревает, создает ощущение уюта .
Несмотря на то что нить тонкая и плетение ажурное, палантины из пуха очень теплые .

Важно! В процессе носки изделие начинает пушиться, закрывая пробелы в плетении. Поэтому рисунок сохраняется, а уровень сохраняемого тепла повышается.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Основная особенность платков оренбургских мастериц - воздушность и лёгкость . Даже повседневные виды, связанные без особых изысков, мало весят и прекрасно держат тепло . Иногда приходится слышать, что оренбургский платок называют шерстяным. Это ошибка. Свои изделия мастерицы делают не из какой-либо шерсти, а из пуха. А их секрет заключается в особой структуре пуха.

Справка : получить пух такого же качества в других регионах не удается. Козы, вывезенные из привычной среды обитания, со временем теряют свою уникальность и пух становится грубым и тяжелым.

Структура пряжи

Техника прядения тоже имеет свои секреты.

Сам по себе пух не будет достаточно прочным. Поэтому пряжа для вязания имеет 2 компонента.

  • Пух - главная составляющая пряжи.
  • Основа - нить на которую напрядается пух. В качестве основы используют шелковую, хлопчатобумажную, лавсановую или вискозную нить.

У каждой прядильщицы толщина и структура нити уникальна .

Спряденная вручную пряжа нежная, тонкая и шелковистая. Пух плотно прилегает к основе, не пушится при перемотке и вязании . Только в изделии начинается естественное изменение структуры, платок приобретает объем.

Внимание! Искусственно пушить оренбургские платки, паутинки и палантины не рекомендуется.

Такая мера сильно сократит их срок службы.

Натуральная палитра включает несколько оттенков белого, серого и почти черного цветов. Остальные расцветки получаются при добавлении химических и натуральных красителей.

Благодаря тонкости нитей, расход пряжи на изделие минимальный . Например, на 2 платка понадобится около 300 гр. пряжи.

Чем ажурнее вязка и толще спицы, тем меньше материала потребуется на изделие.

Состав разных видов платков

Из чего вяжут простой платок

Самым плотным является простой платок .

Он связан из относительно толстой нити серого или белого цвета . Для основы используется хлопок .

Иногда используются другие виды, но поскольку вяжется он платочной вязкой цельным полотном и украшен только ажурными зубчиками, то слишком тонкая пряжа и не нужна. Основная задача такого платка ежедневно согревать хозяйку, храня ее от простуды и радикулита.

Из чего вяжут паутинки и палантины

Паутинки и палантины выполняются в технике ажурной вязки из тонкой пряжи . При ее изготовлении пух был напряден на шелковую или вискозную основу .

В последние годы стали применять для основы синтетические нити. Они придают прочность, не дают изделию терять форму и деформироваться после стирки.

  • Настоящий оренбургский платок можно протянуть через кольцо и уместить в скорлупе гусиного яйца.
  • В октябре проводятся традиционные Дни Оренбургского пухового платка и акция, приуроченная к Покрову Дню. В это время женщины наряжаются в тончайшие шедевры пуховязального промысла, а мужчины стараются подарить любимой платок или шаль.
  • Самый большой оренбургский пуховый платок имеет площадь 400 кв. м.

Людмила Оренбургская, администратор интернет-магазина пуховых изделий Wool Store, рассказала Woman"s Day о том, как ей удалось продолжить семейный бизнес, как проходят будни ее мастериц и как отличить подделку от оригинала.

Наша семья занимается пуховязанием уже очень давно, несколько поколений. Мои бабушки были родом из села Желтое, а там пуховязанием детей учат c раннего детства, даже в школах преподают. На рынке в селе, вместе со своими мамами и бабушками, часто можно встретить маленьких девочек, продающих собственные изделия. Среди них когда-то была и моя мама. Она-то и научила меня всему искусству. Сегодня в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, поэтому даже по внешнему виду можно отличить оренбургский пуховый платок от других. В нашей семье чаще других вяжут так называемые пятикруговые платки, который отличается от других тем, что в его центре расположены пять ромбов: один в середине и четыре по бокам. Существуют также однокруговые платки и платки со сплошной серединой.

В настоящее время на нас работает около 10 мастериц, это надомницы. Они вяжут изделия у себя дома, а я каждую неделю заезжаю за готовыми платками. В каком-либо обучающем тренинге они не нуждаются, они вяжут платки всю свою жизнь, как и многие женщины из деревень и сел Оренбургской области.

Иногда нам пишут незнакомые пуховницы с просьбой взять под реализацию свой товар. Если их платок хорошего качества, выполнен вручную из настоящего оренбургского пуха, то мы соглашаемся. Так с нами стало сотрудничать и младшее поколение – некоторые из выпускниц Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (там обучают по специальности «пуховязание»).

Благодаря соцсетям («ВКонтакте» и Instagram) о нас начали узнавать люди из крупных городов. Некоторое время назад (для большего удобства покупателей) мы решили сделать собственный сайт, на кототором помимо каталога наших товаров имеется вся необходимая сопроводительная информация (как правильно ухаживать за пуховыми изделиями, где их можно купить и т. п.). Более того, осенью этого года мы совместно с фондом «Петербургские родители» приняли участие в благотворительной акции в помощь детям-сиротам.

В планах – выход на международный рынок. У нас уже были продажи за границу, но еще хотелось бы сотрудничать с магазинами, расположенными за пределами России. Одной из главных целей является Китай.

Как делают оренбургский платок

1. Сначала мы у местных сельхозпроизводитей приобретаем пух , который перед продажей вычесывают вручную. Затем наши мастерицы также вручную занова обрабатывают пух, удаляя из него различные примеси. Потом пух еще несколько раз прочесывают на гребенке или ческах, чтобы еще более тщательно очистиить его от мелкого сора и аккуратно распрямить.

2 . Следующим этапом является прядение пуха . С помощью веретена пуховница из уже обработанного пуха подготавливает нить для вязания платка. Нить закрепляется у основания инструмента и вращательными движениями закручивается на него. Подготовленную пуховую нить с веретена и основу – натуральный шелк – наматывают на сучильное веретено, на котором производится сучение (скручивание) пряжи. После этого скрученную нить наматывают в клубок. Как правило, в состав готового платка входит около 80% пуха и около 20% основы. Только после этого мастерица приступает к работе со спицами.

3. Прежде чем начать вязать , пуховница всегда определяется с узором и размерами своего будущего изделия. Несмотря на то что в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, мастерицы вносят какие-то свои изменения и дополнения в декоративные решения, что придает каждому изделию эксклюзивность. Вы никогда не встретите двух одинаковых платков, даже если их сделал один мастер. Готовый оренбургский пуховый платок состоит из нескольких частей: середины, решетки (располагается по периметру средней части) и каймы с зубцами. Отдельно вяжется только один элемент – первая лента с зубцами, располагающаяся снизу изделия. Все остальное изготавливается как одно полотно.

4. Когда платок связан, его необходимо два раза постирать в теплой воде. Сначала платок замачивают в мыльной воде в течение 20 минут, затем изделие аккуратно, не выкручивая, отжимают и меняют воду. При стирке желательно не применять стиральный порошок, а использовать жидкое мыло или шампунь, существуют также и специальные средства для изделий из пуха. В течение 5 минут платок опускают и вынимают из моющего раствора. Затем также аккуратно отжимают и меняют воду. Вторая стирка ничем не отличается от первой, только теперь берут меньше моющего средства. После этого дважды ополаскивают изделие в теплой воде. В случае необходимости можно использовать отбеливатели для пуха.

5. После стирки платок сушат на пяльцах . Его натягивают на гвоздики пялец на нити, заранее продетые в зубцы. В таком виде платок держат целый день, только в этом случае сохраняется форма изделия.

Знали ли вы, что в среднем на большой пуховый платок у опытных мастериц уходит около двух недель, но срок может и увеличиться в зависимость от его композиции. Изготовление ажурного палантина у пуховниц занимает около 10 дней. На один большой платок требуется два клубка готового к прядению пуха.

Против подделок!

Существует ряд отличительных признаков, по которым можно определить подлинность платка. Очень часто на рынке продают изделия машинной вязки, выдавая их за ручную работу. Однако изделие машинной вязки легко распознать.

1. У платка машинной вязки кроя идеально ровные, тугие, на ощупь изделие кажется более жестким. Платок ручной работы индивидуален, вы не найдете точно такого же изделия: каждая связанная вручную петля отличается друг от друга, а сам платок становится мягким и легким.

2. Еще одна отличительная особенность платка ручной работы – легкость. Ажурный палантин в среднем весит около 100 граммов, а теплый платок – всего 300 граммов.

3. В магазинах можно встретить цветные пуховые изделия. И это тоже явный признак подделки (такие платки, как правило, произведятся в Узбекистане и не имеют ничего общего с подлинными оренбургскими изделиями). Настоящие оренбургские пуховницы вяжут платки только натуральных цветов: белого и серого, без использования различных страз, бусин и прочего.

4. Немаловажна и цена. Платок ручной работы не может стоить дешево, потому что для его изготовления требуется много времени и сил.

Немного истории

Свою популярность пуховязальный промысел в России приобрел еще в XVIII веке. В XIV веке оренбургскими изделиями заинтересовались страны Европы. Франция закупала местный пух и на своих фабриках изготавливала шали, а английская фирма «Линнер» организовала предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург», несмотря на то что заготовка и транспортировка пуха обходилась очень дорого. Изначально пуховые платки вязались для себя, чтобы согреться от холодных степных зим, доходящих до -40 градусов.

Технология вязания по большому счету не изменилась и до сегодняшних дней, поэтому и сейчас наши изделия смогут согреть в такой мороз. А поскольку платки еще и выглядят красиво, их часто можно увидеть на плечах не только наших, но и голливудских знаменитостей. К примеру, в разное время в пуховых изделиях из Оренбурга выходили в свет Мадонна, Шон Янг и Катрин Денев, Монсеррат Кабалье…