Как китайцы воспитывают детей. Как воспитывают детей в китае. Китайские мужчины присутствуют при родах жены

26.09.2019

Китайская мама - европейским родителям: «Вы растите тупой и безынициативный планктон!»

Дочери Эми - София (18 лет) и Лулу (15) - на радость матери делают большие успехи в музыке.
Американка китайского происхождения написала скандальную книгу о жестком воспитании детей в азиатских семьях
Мария САРЫЧЕВА - 03.02.2011

Книга «китайской мамы» Эми Чуа «Боевая песнь матери-тигрицы» на прошлой неделе произвела в США настоящий фурор. В ней 48-летняя Эми без прикрас и сантиментов описывает свои взгляды на воспитание детей и приводит примеры из жизни своей семьи.

Ее младшая дочь Лулу, судя по описаниям, - сущий дьяволенок. Она лентяйничает, скандалит, «визжит, как демон», грызет клавиши фортепиано. А все потому, что не хочет стараться быть первой во всем, как завещала ее Великая Китайская Мама.

Эми считает, что ее дети обязаны вырасти настоящими лидерами и победителями. А для этого нужно много работать. Скорее даже пахать. Причем с самого раннего детства.

В три года ребенок не должен отказываться многократно повторять упражнения на фортепиано. Его самоконтроль в этом возрасте уже позволяет сидеть за инструментом часами, считает Эми. Если же малыш скучает и сопротивляется, то он должен быть наказан. Щепетильничать китайская мама не будет - она просто выставит маленького скандалиста за дверь. А там зима и мороз…

«Ты не можешь оставаться дома, если не слушаешься маму! - решительно сказала я. - Ты будешь хорошей девочкой или пойдешь за дверь?» Лулу распахнула дверь и вызывающе посмотрела на меня. Она уже не плакала.

Мне стало не по себе. На Лулу был только свитер, короткая юбочка и колготки.

«Ладно, я вижу, что ты решила хорошо вести себя, - быстро сказала я, - ты можешь вернуться в дом». Но Лулу покачала головой.

«Не делай глупостей, детка, - продолжала я, - ты замерзнешь и заболеешь!»

Зубы Лулу стучали от холода, но она лишь качала головой.

И тут я поняла, что недооценила собственного ребенка. Она скорее замерзнет насмерть, чем сдастся. Мне пришлось срочно менять курс и всеми правдами и неправдами заманивать дочку в дом. Через некоторое время Лулу уже лежала в теплой ванне и пила горячий шоколад с зефиром.

Но и Лулу недооценила меня. Я заново вооружилась и наметила новую линию фронта. И она не могла быть готовой к этому...»

Общение с маленькой Лулу Эми описывает в военных терминах не случайно. Это и правда настоящая война, в которой может быть только один победитель - мама. Потому что она старше, сильнее и умнее. Ребенок никогда не бывает прав. Его задача - только слушаться и исполнять приказы старших. Эми пишет, что послушание - основа китайского менталитета. Европейский демократизм в китайской семье неприемлем. Именно послушание воспитывает в итоге сверхчеловека, способного выживать в любой ситуации и выполнять любую работу. Европейское же воспитание, основанное на безусловной любви, поощрении и прощении, по ее мнению, превращает детей в тупой и безынициативный планктон.

Кроме абсолютного повиновения, ребенок также должен уметь работать на результат. Если четырехлетняя девочка дарит маме на праздник открытку, то мама должна быть уверена, что ребенок постарался на славу, а не схалтурил. Поэтому, если открытка маме не понравилась, она вернет ее ребенку со словами: «Это мусор. Ты можешь лучше», - и отправит переделывать подарок. Если малышка не хочет в течение трех часов долбить гаммы, мама пообещает ей сжечь все ее игрушки. И сожжет…

Старшая дочь не имеет права участвовать в спектаклях, оставаться в гостях у подруг на ночь, смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, если она не получила высшие баллы по школьным предметам.

«Если ребенок не в состоянии всегда быть номером один в школьном театре или на музыкальных занятиях, то пусть лучше вообще не берется за актерство и не подходит к скрипке или фортепиано. Скажете, жестоко? Зато моя старшая дочь София уже выступала на сцене Карнеги-холла. А ваши дети, вероятнее всего, нет…

Ничего не делается ради удовольствия. Всегда нужно иметь в виду лучший результат. А для этого надо работать. Дети сами по себе никогда не хотят работать, и задача родителей - заставить их это делать».

Эми знает, о чем говорит. Ее саму воспитывали точно так же. По ее словам, жесткое воспитание в китайских семьях и есть основа невероятного развития и процветания Поднебесной. Ее родители, бедные иммигранты, дрессировали ее ежедневно с рождения. В итоге Эми получила престижное образование в США и стала профессором права в Йельском университете.

Книгу жестко раскритиковали в Америке и Европе. Но «мать-тигрицу» это не смутило. Она была готова к такому повороту событий. «Меня не расстраивает критика, - пишет она. - Я знала, зачем пишу эту книгу. Кстати, такое воспитание принято не только в Китае. Я знаю многих выходцев из Африки (Нигерии, Ганы, Ямайки) и даже некоторых ирландцев, в чьих семьях воспитывают детей так же. К счастью не ведет только одна дорога, как думают американские обыватели. Их всегда много. И моя дорога - одна их них».

Вся система образования в Китае нацелена на достижение наивысшего результата.

Китайская школа готовит «тигров» для западных университетов

В школе дети учатся 12 лет. Для того чтобы поступить туда, шестилетки сдают свой первый экзамен в виде тестирования.

Учебная нагрузка в школе очень велика. Помимо занятий в школе, дети очень много занимаются дома. Часто родители нанимают репетиторов по двум-трем предметам даже в начальной школе.

На рабочие места претендуют тысячи специалистов, и побеждает тот, у кого образование лучше. Конкурс в вузы просто бешеный, по 200 - 300 человек на место. Естественно, абитуриенты стараются иметь блестящее школьное образование.

Все больше китайских студентов обучаются за границей. В Европе, США да и в России они выгодно выделяются на фоне местной разболтанной молодежи: китайцы гораздо лучше подготовлены по профильным дисциплинам, ответственно относятся к учебе, не нарушают университетский распорядок и т. д.

В последние годы в вузах США бытует популярная шутка: «Американский университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов».

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Лю Гао Цзе (по-русски Настя), преподаватель китайского языка, переводчик, 3 года живет в Москве:

«Все, что написала эта женщина, - правда. Это очень принято в современном Китае. Все хотят, чтобы их ребенок стал победителем. Поэтому родители заставляют детей учиться. У китайских детей почти нет свободного времени.

В Китае очень много людей, большая конкуренция. И страшная безработица. Чтобы пробиться, надо приложить очень много усилий. Поэтому такое жесткое воспитание принято в больших городах. В маленьких городках по-другому. Там детей балуют, не наказывают и не заставляют во всем быть первыми. Ведь в семье только один ребенок, все внимание ему. У меня в семье было именно так: меня любили и воспитывали мягко».

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

Китайский стиль воспитания детей, как известно, отличается строгостью. Но, не смотря на это, между родителями и детьми складываются действительно близкие и уважительные отношения.

В Китае родители очень требовательны к своим чадам и имеют на них большое влияние. Детям не разрешается спорить, они должны прислушиваться к советам, которые им дают. Мамы и папы возлагают на ребят большие надежды, потому что верят, что им многое по силам. Семейные ценности, достойное воспитание и качественное здесь традиционно на первом месте.

Маленькие императоры

В Китае законом запрещено иметь более одного ребенка в семье. Есть исключения: если муж и жена единственные дети у своих родителей, то им могут разрешить иметь двоих малышей. Но все же очень редко здесь можно увидеть семьи с двумя детьми. Поскольку в каждой семье кроха единственный, все родственники безумно его любят, называют «маленьким императором», проводят с ним массу времени.

Бабушки и дедушки помогают воспитывать ребенка, который чувствует себя частью большой семьи и учится относиться к ней с уважением и нести перед ней ответственность.

Строгость во благо

Но как только малыш подрастает и становится школьником, родительский подход становится несколько строже. В Китае воспитание подрастающего поколения основывается на дисциплине. Сами мамы и папы очень организованы. Быть дисциплинированными родителями означает обучать, заботиться, поддерживать, контролировать и любить детей.

Здесь в семьях критика к детям не является чем-то обидным, а считается одним из инструментов, помогающих стимулировать ребенка к развитию. Китайских мам больше всего волнует, чтоб дети выросли успешными и стабильными, а для этого необходимо много учиться и быть старательными.

Успех в наших руках

В китайских семьях не принято нахваливать детей, чтобы не пробуждать в них зазнайство и лень. Своим долгом родители считают подготовить детей к будущему, раскрыть все их сильные стороны, выработать в них привычку трудиться и быть упорными и уверенными в себе. Здесь успех объясняют не талантом или везением, а работоспособностью.

Родительский стиль в Китае можно было бы назвать авторитарным, но в нем нет холодности и отстраненности между родителями и детьми. А строгость в воспитании объясняется заботой о процветании подрастающего поколения.

Мир детства велик и чудесен, но состоит он не только из сказок и игр. Важной стороной жизни растущего поколения является его воспитание. Насколько различны традиции, религии и обычаи народов нашей Земли, настолько отличается и воспитание детей в разных странах мира. Формирование личности идет по законам, сложившимся в обществе за многие века существования тех или иных стран и народностей. Объединяет их лишь одно – любовь к детям, а вот отношение к правилам воспитания у всех свое.

Люди всех народностей любят своих детей, однако к воспитанию подходят по-разному

Как подходят к воспитанию детей в разных странах?

Интерес специалистов к различным системам воспитания привел к появлению целой науки, называемой этнопедагогикой. Обычным родителям просто хочется сравнить методики, взять что-то для себя или наоборот убедиться в совершенстве собственного подхода. Мы решили развить увлекательную тему и представить вам особенности воспитания детей в разных странах в виде небольших содержательных комментариев.

Какие системы существуют в Европе?

Начнем мы с ближайших наших соседей на Западе, а точнее, с некоторых европейских стран. Объединившись в Евросоюз, страны не потеряли своей аутентичности и сохранили привычные для них системы формирования нового поколения. Основы каждой из них закладывались на протяжении многих столетий в Испании и Англии, Германии и Франции, но сами методики претерпевали изменения, ориентируясь на достижения цивилизации. Какое же оно, воспитание детей в разных странах?



Несмотря на объединение, страны Евросоюза сохранили свою индивидуальность, в том числе и в воспитании детей

Отношения детей и родителей в скандинавских странах

Обычаи викингов и суровая природа наложили свой отпечаток на отношение взрослых к маленьким членам семьи. Детей в скандинавских семьях боготворят, а не просто любят. Большая часть воспитания состоит из развития в маленьком гражданине творческих способностей. Никаких жестких ограничений и безоговорочного подчинения дисциплине. Свобода во всем: в выборе увлечений, режиме дня, занятий. Единственное, на что обращается особое внимание взрослых, – это абсолютная безопасность для ребенка.

Равноправие стоит в основе отношений между родителями и детьми. Взрослые считаются с мнением маленького человечка вплоть до того, что легко меняют свое решение по какому-либо вопросу, если чадо высказывается против него. Детские сады и школы принимают на равных правах здоровых малышей и инвалидов. Педагоги скандинавских государств уверены, что лучший инструмент развития детей – это игра, поэтому все дошкольные и школьные учреждения оборудуются игровыми комнатами.

Подход к детям в Швеции

Шведы подошли к формированию маленькой личности настолько смело, что чуть ли не с детского сада детей в Швеции просвещают по вопросам половых различий, процесса деторождения, проблемам контрацепции. Законы Швеции направлены на исключение насильственных действий в качестве педагогических методов. Родителям запрещается даже голос повышать на свое чадо. Соблюдение установленных правил контролируется социальными работниками.



В Швеции считают необходимыми уроки полового воспитания - профилактику ранней половой жизни и абортов (подробнее в статье: )

Кроме того, сам подопечный может пожаловаться на родителей, тогда взрослых ждет жесткое наказание. Такой подход приводит к тому, что приюты Швеции постоянно пополняются новыми маленькими жильцами.

Дети Швеции признаются полноценной юридической единицей, родителям приходится сдувать с них пылинки, даже за плохое поведение благодарить. Если кто-то из мам или пап Швеции решается отшлепать свое сокровище, он может предстать перед судом.

Педагогические устои Норвегии

Толерантные законы Норвегии не так строги к родителям. Самая главная забота родителей в том, чтобы дети в Норвегии были обеспечены здоровым и полноценным питанием. Рыба и рыбий жир обязательно входят в детское меню. Строго следят и за тем, чтобы на детский стол поступало местное фермерское молоко. Занятия в детских садах направлены на развитие двигательных способностей малышей. Взрослые Норвегии придерживаются мнения, что бег и подвижные игры важнее, чем математика или литература. Кроме того, малышей в Норвегии стараются чаще выводить на улицу, разрешая им копаться в земле и плескаться в воде, объясняя такие действия желанием укрепить иммунную защиту крох.



Норвежским детишкам позволяется проводить много времени на природе, гулять и выплескивать энергию

Французская педагогическая система

Главный критерий французского воспитания детей заключен в прививании детям самостоятельности с раннего возраста. Взрослым жителям Франции важно реализоваться в этой жизни, поэтому юных членов французской семьи стараются отделить от тесного общения, устанавливая определенные ограничения:

  • Малыша с трех месяцев приучают спать в отдельной кроватке. Существуют и четкие разграничения времени: на ребенка и для себя. Чадо рано ложиться спать и никогда не спит в одной кровати с родителями.
  • Детей детсадовского возраста французские мамы активно записывают в кружки, развлекательные студии, спортивные секции. Для работающих мам это оптимальный выход и развить малыша, и найти ему занятие, пока женщина на работе.
  • Французское отношение к малышам отличается мягкостью, наказание может быть только за действительно серьезный проступок. Принято поощрять ребенка за хорошее поведение, лишать развлечений и лакомств за плохие дела.
  • Бабушки и дедушки Франции не нянчатся с малышами, их могут попросить отвести кроху в секцию или кружок, но постоянное пребывание у бабушки не практикуется. Французские старики столь же независимы и свободны от обязательств перед семейными обязанностями, как и молодежь.


Французским деткам с раннего возраста прививают самостоятельность

Как воспитывают детей в Германии?

Знаменитая немецкая пунктуальность и собранность воспитывается с детства. Родители строят воспитание детей в Германии по правилам, основанным на строгости. Малыш должен ложиться спать не позднее 8 вечера, ему запрещается долго сидеть за компьютером или телевизором. Самостоятельность выражается в собирании малышом осколков разбитой чашки или поднятию после падения без помощи взрослых. Кроме того, есть и другие особенности:

  • Бабушки Германии не принимают участие в выращивании крох, мамы с определенного возраста малыша нанимают ему няню, у которой обязательно должно быть медицинское образование. Грудничков женщины берут с собой на прогулку, в кафе, на встречу с подругами.
  • Посещение детского сада начинается с 3-х лет. Ребята помладше этого возраста ходят на занятия в специальные игровые группы в сопровождении родителей или нянь.
  • Программа дошкольных учреждений Германии не подразумевает обучение маленьких граждан чтению и счету. Малышам прививают правила поведения в коллективе и учат дисциплине. Игровые занятия ребенок выбирает сам.
  • Обучение грамоте стартует в начальной школе. Уроки проходят в игровой форме. Планированию жизни, в том числе всех дел и бюджета, отпрысков учат родители.


Учиться грамоте немецкие дети начинают только в школе

Воспитательные методики Испании

Воспитательные процессы в Испании кардинально отличаются от многих стран в Европе. Если внимательно рассматривать законы страны, касающиеся детства, можно сказать, что все они направлены на воспитание взрослых Испании, а не их отпрысков. Нередко родителям выносят суровые наказания за малейшую грубость или строгость в отношении сына или дочки. Малышей в Испании могут забрать из семьи, если посчитают, что родители плохо с ними обращаются. Откровенной цели разлучить маму и малыша не ставится, социальные органы Испании приветствуют участие взрослых в изменении ситуации к лучшему и со временем возвращают ребенка в семью.

Что характерно для Англии?

Чопорная Англия верна королевским традициям и воспитывает из своих маленьких граждан настоящих леди и джентльменов. Тенденция поздних родов, когда родителями впервые становятся в 35-40 лет, позволяет подходить к педагогическому процессу серьезно и основательно. Родители прививают малышам безупречные манеры, с малых лет учат пользоваться столовыми приборами. Приветствуется сдержанность в проявлении эмоций. Встретить на улицах Англии маму, нежно целующую своего кроху или что-то весело с ним обсуждающую, невозможно. Такое близкое общение проходит только в стенах дома, на людях все чинно и сдержанно.



Большинство британских детишек похожи на маленьких взрослых - сдержанных и чинных

Как воспитывают детей в азиатских странах?

Слова известного киногероя о том, что Восток – дело тонкое, находят свое яркое отражение в воспитательных методах стран Азии. Религиозные постулаты оказывают существенное влияние на взаимоотношения взрослых и детей. Родители в азиатских государствах бережно сохраняют сложившиеся в их обществе традиции и, основываясь на них, формируют маленькую личность.

Японская система воспитания

Основа воспитательных принципов Японии – вседозволенность до пятилетнего возраста. Что разрешено малышу до этого срока:

  • Практически любое желание ребенка до 5 лет не вызывает запретных мер от родителей. Желает чадо зарисовать красками все стены в доме – пожалуйста! Хочет перекопать горшок с цветком и рассыпать землю по полу – сколько угодно!
  • Философский подход родителей к малышам означает, что эти 5 лет отведены им для полной свободы, для всевозможных игр и забав. Единственное, что ведется неукоснительно, так это приучение их к вежливости и хорошим манерам. Маленький японец должен правильно ощущать себя частью общества и государства.
  • Общение между детьми и родителями ведется в спокойной тональности, взрослые никогда не повышают голос. Исключены в Японии и телесные наказания. Если малыш расшалился на виду у всех, мама отведет его в сторону и тихо объяснит ему, что так себя вести нельзя.
  • Мамы в Японии никогда не используют шантаж и угрозы в сторону своих маленьких сокровищ. Если произошел конфликт, мама может первой пойти на примирение, при этом мягко показывая малышу, что он огорчил ее.

Как учат жизни в Китае?

Воспитательные традиции в Китае – это образец выращивания из детей вундеркиндов. Рано прекращая кормить малыша грудью, китайская мама отправляет грудничка в ясли. Строгий режим дошкольного учреждения расписан по минутам. Для каждого действия отведено определенное время: сон, занятия, игры, обед по точно установленному времени.

Важным моментом остается обучение китайских малышей уважению к старшим. Повсеместно в Китае развивается чувство коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности и взаимопомощи у юных граждан страны.

Зацикленные на раннем развитии своего сокровища, мамы в Китае методично водят малышей в различные секции, кружки, группы интеллектуального развития. Женщины изучают новейшие методики развития интеллектуальных способностей ребенка и абсолютно уверены, что кроха всегда должен быть занят каким-то полезным делом. Разделения на мужские и женские обязанности в Китае нет: мальчик умеет мыть посуду, а девочка легко вобьет гвоздь в стену. Таково китайское отношение к подрастающему поколению.

Родительская педагогика Индии

Родители Индии начинают учить ребенка жизни с пеленок. Большая часть воспитательного процесса ложится на плечи мамы. Женщины стремятся взрастить в малышах любовь ко всему живому на Земле, они взращивают в них уважение к старшим. Обучение ведется в деликатной манере, тихим голосом и с великим терпением к шумным непоседам. Родители не кричат на своих отпрысков, тем более не делают это на улицах. Мамы закрепляют в крохах умение управлять своими эмоциями, учат сдерживать гнев и раздражение, что характерно для Индии. Большинство взрослых индийцев – это благожелательные, приветливые и терпеливые люди.



Семья и школа учит индийских детей уважительно относиться к другим и к всему живому

Какими принципами руководствуются в США?

Самое интересное в педагогике США то, что маленькие американцы – это почти профессиональные юристы, которые хорошо знают свои права и законодательные нормы по ним. Часто они обращаются в суд с жалобами на родителей по поводу ущемления их прав. Само общество в США широко дискутирует по теме прав детей, что приводит к крепкой правовой подкованности последних. Познакомимся с еще некоторыми особенностями:

  • Культ семьи сильно развит в Америке. Традиционные семейные встречи Рождества и Дня Благодарения не пропускает никто, если на то нет очень уважительной причины.
  • Характерна для Америки и практика посещения с отпрысками публичных мест. Молодые родители, которые не могут нанять няню, чтобы присматривать за малышом, берут его с собой на взрослые вечеринки.
  • Многие женщины Америки работают домохозяйками, поэтому не водят малышей в детский сад, занимаясь с ними дома. Однако не все из них учат своих чад грамоте и счету. Поступая в первый класс школы, многие маленькие американцы не умеют ни писать, ни читать.

Методика наказаний в Америке получила название «тайм-аут». Родители могут прекратить общение с малышом, оставив его на короткое время в полном одиночестве. Продолжительность тайм-аута зависит от возраста ребенка: в 4 года его оставляют одного на 4 минуты, в 5 лет к тайм-ауту добавляется 1 минута. Серьезное отношение мам и пап к дисциплине выливается в лишение сына или дочери игр на компьютере, разных развлечений и прогулок. Взрослые в обязательном порядке объясняют ребенку причину такого решения. Особенностью взаимоотношений родителей и детей в Америки считаются и их раскованные разговоры о сексе.

Как я уже говорила, отличительная черта китайцев (как минимум тех, которые живут в Шанхае - чтобы не нарываться на беспокойных правдорубов) – любовь к детям.
В нашей стране к детям относятся по-другому, даже когда пытаются их любить – как бы там ни было мотивация пропитана агрессией, нацеленной либо на детей, либо на родителей. Здесь все по-другому. Здесь дети никого не раздражают, родители не бесятся от чужих взглядов, люди открыто улыбаются друг другу.


Как выглядит отношение китайцев к детям.
В метро:

Появление ребенка в общественном месте, особенно если этот ребенок европеец и голубоглазый красавец, - это фурор. В метро на малыша ласково смотрят взрослые, стар и млад. Как правило, детям уступают место без напоминания, уступают место маме с коляской, беременной, маме со слингом – в любом качестве мама будет сидеть в метро.

Если маме не уступили место, мама может подойти к любому и попросить об уступке – ей уступит тот, кого мама просила или сосед. Китайцы при виде мамы, ловят ее взгляд и пытаются понять, хочет ли мама сесть, и те, кто хочет посидеть сами (а китайцы любители посидеть в метро) так и остаются на месте, если мама не проявляет желания. То, что никто не уступил тебе место, не значит, что они не хотят его уступать. Это значит. Что они сами хотят посидеть, и могут встать если тебе надо. Не стоит трагично нависать над китайцами. Это люди, которым можно и нужно говорить о том, что ты от них хочешь. Если они не уступают, то это без злобы, а просто потому, что нормально попросить о помощи, когда она тебе правда нужна.

Китайцы не будут делать вид, что они спят, чтобы не вставать, судорожно закрывать глаза и якобы отрубаться при вашем детском появлении – они будут смотреть в глаза. И если ты иностранец и просишь конкретного человека уступить тебе место, а он совсем не понимает, что ты от него хочешь (уступить место маме – это не первая необходимость в транспорте, он не факт что поймет по выражению твоих глаз), ему переведет сосед, либо уступит место сам.

В метро, да и на улице, китайцы будут фотографировать детей на телефон. Фотографировать будут девушки, женщины, молодые люди, мужчины среднего возраста, деревенские или городские, на айфоны или на поношенные дешевые звонилки – они будут делать фотки со стороны или подойдут прямо к коляске. Иногда китайцы будут просить родительского разрешения сфотографировтаься с ребенком, мобилофотки как правило творятся без разрешения.

При этом китайцы радостно улыбаются, машут, агукают с ребенком, Лада это или Лис, - они всячески стараются привлечь к себе внимание, развлечь ребенка. Если мои дети, Лис в особенности ищут глазами с кем поперемигиваться, объекты десткого внимание всегда отвечают. Я еще ни разу не встретила безучастного к ребенку китайца. Даже грубые морщинистые мужские лица разглаживаются и светятся киатйской радостью при обменом взглядами с ребенком.

Некоторые пытаются щипать и тягать за щечки.

Я к вниманию отношусь спокойно, зачастую мне даже приятно, учитывая то, что я обычная курица, которая гордится своим выводком. Они не предлагают еду, они не суют руки детям в рот, они держатся дружелюбно и все это отчасти для того, чтобы помочь мне, а не только чтобы развлечь себя. К матери здесь есть уважение, все что мать делает – правильно. (Я по прежнему не говорю по китайские, не могу слышать разговоров, но по поведению, я догадываюсь, - они стараются облегчить обращение с ребенком в общественном месте)

Они не просто терпимы к детям, они искренне желают им добра. Часто в метро Лис бескомпромиссно тянется к сидящим рядом людям, и мне не надо извиняться за его поведение. (Я все равно извиняюсь, и мне в ответ только радостно улыбаются). Ему подкладывают под руки брелки на сумках или игрушекчки на одежде, чтобы он мог свободно с ними играть. Я не всегда это поддерживаю, не позволяю ему тянуть чужое в рот, но он умудряется ухватить за что нибудь соседей, если сидит у меня на руках или у саши.

В общественных местах:
Мне всегда помогут с детьми. Когда мы с ладой приходим на занятия по рисованию, ладу раздевает помощница учителя, берет за руку и уводить в класс. Я сажусь на диван, ко мне и к лису сразу же бросается администратор, которая совсем не говорит по английски потискать лиса, ко мне подходит еще одна девушка из центра, помогает снять малышу ботинки, комбинезон, укладывает все эти вещи в мой рюкзак, - и это так трогательно.

В музее проектирования нам затребовалась детская комната (именно их кстати в шанхае мало и они мало понимают, что я имею ввиду). Девушки с рецепшн пригласили меня к ним за рецепшн, внутри оказалась полукругом расставлены стулья. мы сели с ладой, разложили наши вещи - нас обступили китайские девушки, к ним собирались еще, и смотрели, что мы делаем. Одна из ним подняла с пола подгузник, выкинула его в мусорку, пододвинула ее к нам, - без брезгливости или чего еще. Провожали нас будто бы всем музеем, до сих пор улыюась, очень уж это было комично.

Китайцы очень положительно настроены к детям, и готовы помочь в любой ситуации. Если китаец не может помочь тебе сам, он будет просить других, и сопровождать вас всех, пока другие не исполнят все, что нам требуется. Например, передвижения с коляской в метро возможно, даже если я одна, а лифтом нет вблизи и нет экскалаторов. Так же я спойоно могу просить китайца взять Ладу за руку, чтобы она ехала в сопровождении по экскалатору, пока я еду рядом с коляской.

Фанатизм:
Они не дают мне советов, только тогда, когда что-то на их взгляд так очевидно, что может быть не видно мне. Уборщица ростикса очень переживала, что у лады торчал кусочек межбулья, попы пока она бегала по детскому центрику для посетителей заведения. Лада периодически подтягивала ей штаны, я была невозмутима, смысла в подятгиваниях нет – штаны сваливаются и ничего здесь не поделаешь - не могу же я ладу каждый пят минут дергать, чтобы подтягивать их самой.

Наша горничная неоднократно делала мне замечания, что лис плохо\холодно одет, но я ее успокаивала, что все в порядке и ему совсем не холодно.

Китайцы антифанаты холода и дождя – они не могут допустить, чтобы им было холодно или мокро, - они превращаются в одержимых фанатов, когда дело касается холода или мокровсти. Поэтому зимой так мало народу на улицах. Так же они дуреют, когда начинается дождь – это для них страшно: зонтиками они пользуются на любое качество дождя, даже на морось, и при малейших признаках капель прыгают в такси или пережидают под навесами.

Детей они кутают, одевают очень толсто, при том, что китайские дети не фанаты камбинезонов, как наши, - дети одеты раздельно и куртки и штаны пухлые будто в ватники, коляски задрапированы разноцветными одеялами.

Агрессия русских мам:

Очень многие русские мамы ведут себя в шахае соответственно русскому человеку в россии. Многие выбирают себе кондоминиумы, чтобы никогда не выходить на улицы, чтобы сидеть дома, чтоб отгородиться от той страны, где они вынуждены жить. Некоторые, в течение многих месяцев не выходят в шанхай, потому что либо не любят эту страну, не любят китайцев, либо им просто страшно\неудобно\неприятно\не хочется.

Большая часть русским мам несет нашу агрессию в массы: они орут на китайцев, которые тянут к их детям руки, орут, когда кто-то обращает на детей внимания, когда фоткает – у нас в стране есть поверье, что детей нельзя фотографировать, чужим особенно. Чем обсловлен этот пережиток, я не могу объяснить. Так же в нашей стране всех и везде подозревают в педофилии, возможно небеспочвенно, но честно говорят здесь подобное русское отношение наблюдать дико, учитывая то, какой антисекс народ в китае.

Я себя чувствую здесь хорошо. Меня не раздражает внимание к ребенку. Я понимаю, что не все люди, которые тянут к ребенку руки, мыли свои конечности в недавнем времени, и все подобное. Тем не менее, я пытаюсь быть разумной, и понимаю, что у моих детей сделаны прививки, дети растут и так не стерильных условиях, что фанатизм везде плох, и к тому же если я боюсь заразы, я могу взять ребенка на руки и отойти в сторону, что я и делаю, если кто-то на мой взгляд перегибает палку или собирается.

каждый раз, когда в россии мой ребенок плачет, я будто слышу шипение в спину, вижу что все эти люди, не важно есть у них дети или нет, сидят и думают, что я тупая, что я не могу справиться, что я не умею, да вот если бы они да они бы быстро разобрались и все такое. Любая мамаша расскажет о том, как ей надоедают с советами и вбросами на каждом шагу

В Шанахе так же как и в Нью Йорке я вижу только заинтересованные глаза: люди оборачиваютсян плач ребенка, видят нас, улыбаются и отворачиваются, либо продолжают наблюдать с интересном или участием, без раздражения без злости и агрессии.

Однажды мы столкнулись с девочкой инвалидом в метро.
Я даже и представить себе не могу, что там за диагноз был, умственно отсалая точно, очень агрессиваная, бросалась на людей, хотела у всех что-то отнять, не могла и минуты посидеть спойоно. Видимо перевозбудилась: ее мама бегала за ней по вагону, то крича на нее то целуя, держала в руке рюкзачек - они наверное ехали из спецшколы. Люди не щарахались от инвалида, они смотрели, грустно, но не шарахались, не покидали мест, хотя места еще были. Не хочу никакой морали выносить, но нам было страшно. Я забеспокоилась за детей, мы встали и вшли через две станции, почти сбежали, а все останые ехали и смотрели, да, доброжелательно, с пониманием.

Дети китайцев:
На счет туалетов и специальных шатнов: папа присылал нам национальные комплекты для малышей, я так и не смогла придумать им применение, и я слышала про детей, которые в теплое время года ходят по улицам с дыркой между ног – за 5 недель пребывания в киате я еще не встречала таких детей, при том, что дома я не сижу.

Один раз видела, как ребенок писал на улице, при этом лада писает на улице регулярно, потому что зачастую у нас нет другого выхода.

Как то раз лада присела около тротуара под кустик, чем вызвала безумный восторг у двух проходящих мимо китайских бабушек. Они остановились и стали активно жестами и улюлюканьем поддерживать снимающего штаны ребенка. Лада обычно не стесняется, но тут растерялась и спросила что ей надо делать, такая реакция таки показалась ей страннной.

Общения своих детей китайцы поддерживают, стараются подпихнуть детей друг к другу, не против, когда дети берут чужие игрушки не против чтобы брали их.

Китайские дети везде имеют кучу возможностей. Они имеют красивые удобные площадки, в супермаркетах и торговых центрах для них есть спец игровые зоны, зоны для творчества (за деньги), детские стульчики в кафешках и все подобное и прочее. Китайцы регулярно думают о том, как они могут развлечь своих детей, пока родители заняты учебами работами – большое значение придается интеллектуальному развитию, но так же и физическому. Обычная шкала напротив моего дома оснащена лучше, чем любая другая дико платная школа в МСК, это при том, что я не знаю, что там имеется в наличие внутри.

При этом китайцы очень странно относятся к детским жизням:

В метро во время давки никто не пропустит маму с коляской, беззлобно, но будут лезть вперед тебя, отталкивая, не видя ничего перед собой, удивляясь немного, если ты будешь на них наезжать, но вряд ли станут ругаться, просто не обратят внимание.

они возят детей на мотоциклах - сажают их перед собой на табуретки в любом возрасте и все в таком духе. Как только я приехала, сразу же встретила женщину, сидящую позади водителя со свертком на руках из одеял с младенцем внутри. И это нормально. Такие дела