Что можно сделать чтоб ребенок. Что делать, чтобы ребенок никогда не стал самостоя­тельным. Пропейте курс фолиевой кислоты и поливитаминов

11.11.2020

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЫЛ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?

Познавательная деятельность ребёнка характеризуется развитием восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Остановимся на внимании .

Внимание - это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка и школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.

Концентрация внимания - это интенсивность сосредоточения на одном пли нескольких объектах.

Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов, что позволяет одновременно совершать несколько видов действий и следить за несколькими независимыми процессами, ни одного не теряя из них из ноля своего внимания.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания - это способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одного вида деятельности к другому. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.

Важная задача родителей - учить ребенка быть внимательным.

Внимательность ребенка-дошкольника тренируется в игре. Расчеты, вычисления, правила оживают в игре и привлекают внимание. Выполнение обязанностей по дому, участие в бытовом труде, первоначально облекаемое в форму игры, по-своему тренируют внимание.

Когда ребенок становится школьником, важная задача родителей установить для него четкий режим дня, последовательность в занятиях, правильное чередование труда и отдыха. Они приучают сына или дочь понимать, что "ученью - время, потехе - час", что готовить уроки нужно внимательно, что внимание должно быть обращено и к содержанию домашнего задания, и к своей осанке во время занятий, и к своему рабочему месту. Серьезной тренировкой внимания, развитием всех его свойств являются совместные занятия родителей и детей: прогулки, уход за домашними растениями и животными, обсуждения книг и просто обмен мнениями о различных вещах, интересующих семью.

По мере того как ребенок взрослеет, у него развиваются сознание, чувство ответственности, целеустремленность и способность управлять своим вниманием.

по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

  • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать на занятиях элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

♦ Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения,

способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  • Игры-головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

♦ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

Давай начнем сегодня с упражнения. Это упражнение иногда ставит в тупик участниц моих тренингов, но я уверена, что ты с ним справишься, если видела мое видео про формулировку цели . Проверим?

Возьми чистый лист бумаги. А еще лучше заведи себе отдельную красивую тетрадь для работы. Лучше всего, если на обложке этой тетради будет ребенок или мама с ребенком – фотография из журнала, которая тебе очень-очень нравится. А еще лучше, если вырежешь такую фотографию, а на место лица мамы приклеишь свою фотографию соответствующего размера – так ты начинаешь формировать свою реальность и притягивать ребенка в свою жизнь.

Итак, перед тобой чистый лист. Раздели его на 2 столбца. В первом столбце напиши последовательный и подробный план действий на тему что нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат.

Кстати, что является для тебя конечным желаемым результатом?

Варианты ответов:

А. Наступление беременности
Б. Успешное вынашивание беременности
В. Легкие роды
Г. Ощущение себя мамой
Д. Рождение ребенка
Е. Здоровый ребенок

Мне очень интересно знать, что ты выбрала.

Если ты выбрала конечным желаемым результатом наступление беременности – это очень хороший результат, но посмотри немного вперед, беременность может наступать, наступать и наступать. Практически это возможно каждый месяц, но она может не сохраняться… И такие случаи, к сожалению, не редкость. Подумай, хочешь ли ты получиться беременность, которая не сохранится?

Если ты выбрала успешное вынашивание беременности, то ты стала на шаг ближе к своей мечте. Это очень хороший вариант, но является ли он конечным? Предположим, что беременность вынашивается отлично, но роды проходят неудачно… В итоге ты возвращаешься в начальную точку. Может ли это быть результатом, к которому ты стремишься?

Если ты выбрала легкие роды – это замечательно. Роды могут пройти очень быстро и легко для тебя, но такие быстрые роды не всегда благоприятны для ребенка – он может получить повреждения из-за слишком быстрого прохождения по родовым путям. Ты хочешь заказать себе такой результат?

Если ты выбрала вариант ощущения себя мамой, это здорово, потому что это волшебное ощущение, и я очень хочу, чтобы ты его испытала в полной мере в ближайшем будущем. Предлагаю с данным вариантом ответа подумать на такую тему: где в этом варианте твой будущий ребенок? Тебе важно ощутить СЕБЯ мамой, это можно сделать в любой момент. Ведь наши ощущения зависят только от нас, не так ли? В этой, главе мы еще поговорим об этом.

Если ты выбрала вариант рождение ребенка, то ты смотришь далеко вперед. Это действительно результат, который ты хочешь получить. Предлагаю подумать только над одним нюансом: ты готова стать мамой не совсем здорового ребенка, тебе все равно кто это будет мальчик или девочка, тобой будет этот ребенок рожден или суррогатной мамой или ты усыновишь его? Ведь твой ребенок может родиться, но родишь его не ты – сейчас и не такое возможно. Ты готова принять такой вариант?

Если ты выбрала в качестве результата здорового ребенка, то ты больше всех близка к своей цели, ты максимально правильно формулируешь то, что хотела бы получить в результате выполнения своей мечты.

Зачем я так подробно расписываю возможные варианты твоего выбора конечного результата? На этих примерах ты можешь понять как правильно формировать свои цели и события в своей жизни. От правильного определения конечного результата выполнения твоей мечты зависит очень и очень многое. Мы сами часто заказываем во Вселенском столе заказов себе такие события в жизни, что потом мы можем только плакать и вопрошать: «Кто это со мной сделал?» Правильный ответ: мы сами. Мы сами заказали себе все те результаты, которые получаем в жизни.

Поэтому уже на этапе планирования нам очень важно определиться с правильной формулировкой того, что будет являться конечным результатом выполнения нашего желания.

Итак, у тебя есть время, чтобы определить, какой результат ты хочешь получить.

Запиши его в свой тетради внизу страницы и обведи в рамочку.

А сейчас мы будем составлять план действия, как ты придешь к этому результату.

План мы будем писать на том же листе, где внизу записан конечный результат, начиная сверху страницы.

Итак, у тебя есть время написать последовательный план действий, который приведет тебя к рождения здорового ребенка.

Сначала напиши план, а потом продолжай чтение этой главы.

План готов?

Предлагаю теперь вместе дополнить его.

Я расскажу тебе какой план составили на одном из моих тренингов «Хочу ребенка» его участницы.

Итак, план действий по получению результата «здоровый ребенок»:

Захотеть ребенка.
Обдумать свое решение.
Поговорить с мужем и узнать, хочет ли он ребенка.
Проверить состояние здоровья.
Заняться сексом с мужем.
Не зацикливаться, жить полной жизнью.
При задержке месячных, сделать тест.
Увидеть вторую полоску.
Порадоваться.
Рассказать мужу.
Порадоваться вместе с ним.
Встать на учет по беременности.
Начать относиться к себе как к хрустальной вазе.
Ходить по магазинам и выбирать вещи для малыша.
Выбрать имя.
Выбрать место рождения ребенка.
Выбрать с кем я буду рожать ребенка.
Пойти на курсы подготовки к родам.
Купить все необходимое для родов и первого времени жизни с малышом.
Подумать, кто будет помогать первое время после родов.
Почувствовать себя счастливой от того, что твоя мечта сбывается.
Легко родить здорового ребенка.
Почувствовать себя счастливой мамой.
Обнять, поцеловать своего малыша и мужа.
Почувствовать, что жизнь прекрасна!

После составления этого плана я могла сказать только «Браво!» участницам того тренинга. Особенно мне понравились пункты про «порадоваться», «почувствовать себя счастливой», «начать относиться к себе как к хрустальной вазе».

После составления этого плана я попросила участниц тренинга подумать: что из написанных пунктов они могут реализовать уже сейчас, не дожидаясь рождения ребенка и наступления беременности?

Этот вопрос я хочу задать и тебе. Посмотри свой план. Какие пункты плана ты можешь реализовать уже сейчас, не дожидаясь заветных двух полосок?

Если мой вопрос поставил тебя в тупик, то я расскажу как решили эту задачу участницы тренинга «Хочу ребенка». Они тоже сначала задумались, а потом решили, что:

Захотеть ребенка, обдумать свое решение, поговорить с мужем и проверить состояние своего здоровья они могут уже сейчас. И большинство из них все эти пункты уже сделали. Я думаю, что и ты уже прошла этот пусть, если читаешь эту книгу .

Поздравляю тебя! Ты уже идешь по пути к своей желанной цели!

Заняться сексом с мужем ты можешь прямо сегодня (если твой муж не в командировке, конечно).

Не зацикливаться, жить полной жизнью. Это один из сложных моментов, но, согласись, тебе это вполне доступно уже сейчас. Подробнее о том, как не зацикливаться мы будем говорить 7 главе «Переключаем тумблер»).

7,8,10 – Делать тест без задержки, конечно, не имеет смысла, как и рассказывать мужу. Поэтому эти пункты мы оставляем до момента выполнения твоей мечты.

9,11 – Порадоваться самой и вместе с мужем. А вот эти пункты ты можешь выполнить уже сейчас! Зачем, спросишь ты?

Все очень просто, таков механизм притягивания в твою жизнь желаемых вещей: если ты уже искренне радуешься как будто у тебя уже есть то, о чем ты мечтаешь, реальности ничего не остается, как подстроить себя под твои ощущения! Если ты радуешься уже сейчас наступлению беременности, то реальность может решить: «Ага, она радуется, что беременна, искренне, без тени сомнений, посмотрим… Непорядок, радость есть, а беременности нет. Будем исправлять!»

Но перед этим реальность проверить все уголки твоей души на наличие неуверенности, страхов и сомнений в том, что ты действительно веришь в то, что беременна. Начинай радоваться прямо сейчас! Это продвинет тебя вперед в любом случае!

12,22 – Эти пункты мы пока оставляем до времени твоей беременности.

13-21 – А вот начать относиться к себе как к хрустальной вазе, ходить по магазинам и выбирать вещи для малыша, выбрать имя, выбрать место рождения ребенка, выбрать с кем ты будешь рожать ребенка, пойти на курсы подготовки к родам, купить все необходимое для родов и первого времени жизни с малышом, подумать, кто будет помогать первое время после родов, почувствовать себя счастливой от того, что твоя мечта сбывается – ты можешь все это сделать УЖЕ СЕЙЧАС!

Ты можешь спросить КАК? Очень просто, это вполне доступные вещи. Я вижу как ты задумываешь и говоришь: «Но ведь это будет неправдой?» Я отвечу тебе: «Это будет самой настоящей правдой, которая имеет все шансы очень скоро стать реальностью». Почему?

Дело в том, что наше подсознание не отличает события, которые произошли в реальности от событий, которые мы ярко представили в своем воображении – и те, и другие события подсознание добавляет в копилку своего опыта без разбора. Какой замечательный вывод мы можем сделать из этого знания?

Ты можешь формировать свою реальность сама. Это давно известный факт, который не все могут принять с первого раза. Многие посмотрели фильм «Секрет», но никаких выводов не сделали и живут как жили до этого. А кто-то изменил свою жизнь полностью. К какой из этих групп хочешь относиться ты?

Кто мешает тебе начать относиться к себе бережно и с любовью уже сейчас? Разве для того, чтобы любить себя необходимо забеременеть?

Делать любой выбор, касающийся твоего будущего ребенка и тебя, ты тоже можешь уже сейчас. Больше половины участниц моих тренингов на пункты «Выбрать, с кем ты будешь рожать» говорят, что хотели бы пригласить меня в качестве психолога на роды. Я с радостью готова выполнить эту почетную миссию помочь пройти женщине через роды так, чтобы это стало ярким духовным опытом.

Ты уже сейчас можешь сделать большой шаг вперед, пойдя на курсы будущих мам. Там ты можешь пропитаться энергетикой материнства, стать своей и почувствовать себя уже беременной. Для этого достаточно не закрывать для себя такую возможность. Лучше всего, если ты имитируешь беременность и придешь на курсы в образе. Не бойся, что тебя рассекретят – пока не было ни одного случая в моей практике. Мы на тренинге «Хочу ребенка» весь третий день проводим в образе глубоко беременных женщин, и все посетители центра «Разумный путь», когда видят моих красавиц во время перерывов, спрашивают у администраторов: «А у вас тут и курсы для беременных есть?» Курсы у нас действительно есть, трехмесячные курсы психологической подготовки к родам «Разумная беременность». И я всех вас надеюсь там увидеть. Это самое мое любимое пожелание всем участницам тренингов «Хочу ребенка»: «В следующий раз я хочу встретиться с вами на «Разумной беременности»!»

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит - не самая лучшая тактика родителей..

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Depositphotos

«Эпидемия ожирения», о которой говорит весь цивилизованный мир, уже давно и до России. По некоторым данным, в нашей стране от ожирения страдает каждый пятый ребенок. За 40 лет в мире число детей с ожирением Есть над чем задуматься.

Защита ребенка от ожирения – задача, с которой могут справиться родители. Понятно, что гены у всех разные. Но многое зависит от образа жизни и характера питания, а они начинаются с семьи.

Завтракайте

Справедливость поговорки «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу» доказана научно. Полноценный завтрак защищает от набора лишнего веса .

В июле 2017 года ученые из Калифорнии провели исследование, в котором приняло участие более 50 000 человек. В течение нескольких лет эти люди заполняли опросники, в которых рассказывали о своем питании. Оказалось, что полноценный завтрак способствует снижению индекса массы тела (ИМТ).

Исследователи назвали оптимальный перерыв между завтраком и обедом: 5-6 часов.

Телевизор, компьютер и гаджеты - враги

Движение – это не только жизнь, но и нормальный вес. Сейчас на улицах редко увидишь детей, играющих в догонялки, прятки или вышибалы. Зато ребенок, часами сидящий перед экраном телевизора или «режущийся» в компьютерную «стрелялку» – уже давно норма жизни. На самом деле никакая это не норма. Ребенку нужна физическая активность. Она помогает сжечь лишние калории, повысить успеваемость в школе, улучшить память и внимание.

Не стоит совмещать просмотры телевизора с приемом пищи. Когда ребенок увлечен интересным мультфильмом, то не следит за вкусом и количеством пищи, ему сложно отследить чувство насыщения. Повышается склонность к перееданию.

Меньше сладкой газировки

Сладкие газированные напитки – один из основных источников добавленных сахаров. Эти «углеводы-партизаны» незаметно проникают в организм и нагружают его «пустыми» калориями. В 2010 году было проведено исследование с участием 4000 человек, которое показало: потребление одной или более порций сладкой газировки ежедневно повышает риск ожирения на 37%.

Depositphotos

Головной мозг сладкоежки «подсаживается» на сахар. Сладкие напитки, шоколад, конфеты и пирожные повышают выработку дофамина – «гормона удовольствия». Хочется еще и еще.

Не надо есть до последней ложки

Аппетит у всех детей разный, это нормально. Но многие мамы и бабушки искренне считают, что ребенок должен доедать все до последней ложки. Увы, миссия накормить любой ценой обычно не приводит ни к чему хорошему.

Если ребенок отодвигает тарелку и суп или кашу, это говорит о том, что в его организме сработал естественный «датчик насыщения». Когда вы заставляете его съесть «хотя бы еще три ложки за маму, папу и бабушку», вы грубо вмешиваетесь в работу этого датчика, нарушаете ее. В будущем это может привести к перееданию.

Приведите ребенка в спорт

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Однако детский организм должен не только потреблять, но и расходовать калории.

Конечно, головной мозг – тот еще энергозатратный орган. Но нельзя весь день сидеть за столом и напрягать голову. Мышцы тоже должны работать.

Физическое развитие способствует развитию умственному, и это – еще один веский повод записать ребенка в спортивную секцию. Не ради грамот и медалей – ради здоровья.

Не создавайте эмоции, которые приходится «заедать»

На уровне нервной и эндокринной системы существует связь между стрессом и питанием . Во время приема пищи тело запасает энергию, во время стресса – расходует.

Для наших первобытных предков стресс часто был связан с необходимостью сражаться с хищниками (а то и с собратьями из соседнего племени) или убегать от них. Энергия потрачена – срочно надо запасать новую.

Жизнь современного человека изменилась, но стрессы остались, став хроническими. Переживания из-за оценок, перегруженность кружками, проблемы , упреки родителей – все это стресс. Тело получает команду запасать энергию, повышается аппетит.

Если ситуация повторяется регулярно, формируется нарушение пищевого поведения . Вывод: для того чтобы ребенок не переедал, нужно бережно относиться к его нервным клеткам.

Не искушайте

Многие взрослые – сами большие сладкоежки. В их домах на видном месте постоянно лежат конфеты, шоколад, к которым регулярно совершают паломничество все члены семьи. При этом взрослые зачастую в недоумении: вроде бы ребенок почти не ест, а его вес все растет.

Depositphotos

Следите за порциями

Размер посуды напрямую влияет на количество съедаемой пищи. Проведите простой эксперимент. Положите котлету на большое блюдо. Кажется, что оно совсем пустое, неправда ли? Котлета на нем совсем «потерялась». Теперь переложите ее на десертную тарелочку. Заметили, как она «подросла»?

Не нужно класть еду ребенку в слишком большие тарелки. Порции не должны быть гигантскими. Если ребенок не наестся – пусть лучше попросит добавки.

Готовьте вкусную и полезную еду дома

Многие родители слишком заняты, чтобы готовить дома. Дети из таких семей часто питаются вне дома, перекусывают чем придется. Если у мамы нет времени и сил приготовить ужин, всегда можно заказать пиццу. Так детский организм получает много лишних калорий.

Здоровое питание не требует особых изысков. Все продукты есть в супермаркете и на рынке. Нужно потратить немного больше времени, но это того стоит. Во многих семьях нездоровые привычки питания наследуются из поколения в поколение. Вы можете исправить их в своей семье.

Главное: подавайте правильный пример

Этот совет касается воспитания в целом. Можно долго рассказывать ребенку о том, насколько вредны сладости и хот-доги, можно прятать пакет с чипсами на верхнюю полку. Толку от этого не будет, если ребенок видит, как родители сами себе «перебивают аппетит» и едят вредные продукты.

Дети любят копировать взрослых – так задумано природой. Многие из нас в детстве хотели поскорее вырасти, потому что взрослые могут делать все, что хотят.

Чем хуже он себя ведёт, чем он ужасней, чем невыносимей - тем чаще нужно его хвалить. Вся его ужасность и невыносимость происходят от желания доказать себе и окружающим, что он и правда невыносим. Что его невозможно любить. Что он хуже всех. Потому что если он НЕ хуже всех - почему его так редко хвалят?

Делать для них можно одно: хвалить. Не бойтесь перехвалить или захвалить. Перехвалить невозможно, потому что лучше этого конкретно вашего всё равно на свете нет. Захвалить невозможно тоже, потому что чем больше вы его хвалите, тем больше он уверен, что хорош. А чем больше он уверен, что хорош, тем он лучше на самом деле. И наоборот.

Чем хуже он себя ведёт, чем он ужасней, чем невыносимей - тем чаще нужно его хвалить. Вся его ужасность и невыносимость происходят от желания доказать себе и окружающим, что он и правда невыносим. Что его невозможно любить. Что он хуже всех. Потому что если он НЕ хуже всех - почему его так редко хвалят?

Ему больше всего на свете нужно найти человека, который с этим не согласится. Не согласится, зная, какой он кошмарный, не согласится, зная, на что он способен и как с ним тяжело. Который, зная про него всё, будет по-прежнему считать его хорошим. И хвалить.

Чем он лучше себя ведёт, чем он старательней, чем идеальней - тем чаще нужно его хвалить. Потому что он изо всех сил старается. Потому что ему изо всех сил нужно, чтобы его ценили.

Потому что очень вредно не ездить на балы, когда ты этого заслуживаешь. Потому что самыми лучшими бывают либо самые сильные, либо больше других нуждающиеся в любви. А самые сильные вырастают из тех, кого очень любили в тот момент, когда они в этом так нуждались.

Чем он более никакой, серенький, бесталанный, обычный - тем чаще нужно его хвалить. Потому что обычных и бесталанных не бывает. Потому что серенький - это плохо рассмотренный пестренький.

Потому что сто раз в день похваленный, он начинает ощущать себя особенным. А им, как бы сереньким, больше всего на свете важно сравняться с яркими.

Узнать, что деление на тех и этих условно, что бабочка получается из гусеницы любого вида. И что та бабочка, которая получится из него, обязательно будет лучше всех. Вы в это железно верите, поэтому и хвалите его.

Хвалить без связи с плохим поведением, хвалить за всё, на что падает глаз, хвалить за любое проявление тепла и света, хвалить за умения, хвалить за достоинства, хвалить наедине и на людях, хвалить постоянно, как улыбаться.

Каждый день. Каждый раз. Каждой похвалой говоря "я люблю тебя". Чтобы запомнил. Чтобы впитал. Чтобы дальше ходил по миру с уверенностью, что его можно и нужно любить, а не с ощущением, что его и любить-то не за что.

Хвалите их. И вам не придется бояться, что они никогда не похвалят вас.

Из наших рабочих выводов. Если ребёнок настолько тяжел, что с ним совсем невозможно вести диалог, можно спокойно переставать его ругать вообще. Ведь все равно не помогает. Вместо ругани, на которую у него, везде наихудшего, явный иммунитет, лучше находить в нем хорошее и хвалить. По крайней мере, он удивится.

* * *
Из разговоров с родителями.

Я ему выдаю звездочки за каждое хорошее действие, которое он совершил за день. Оделся без воплей и криков - звездочка. Решил задачу - звездочка. Не поругался с братом - звездочка. За каждые двадцать звездочек дарю подарок.

Теперь вот стала выдавать звездочку за то, что пьет таблетки. Долго спорил, что нужно давать по звездочке за каждую таблетку, а не одну за все. Я долго смеялась. Слушай, говорю, дорогой, если бы МНЕ давали звездочку за каждую таблетку, которую я пью от моей веселой жизни...

Перед нами сидит папа. У папы - мальчик. Точнее, у папы четверо мальчиков, но мы работаем с одним. Папа в костюме при галстуке (в наших широтах - редкость почти космическая), с дипломатом, глазами невыросшего подростка и с ёжиком на голове. Этот ежик мне хочется погладить ладонью.

Разговор - про мальчика.

Вы ему очень нравитесь, - говорю убежденно, - он все время вас вспоминает. Рассказывает: "а вот папа то", "а вот мы с папой это"...

Папа моргает, розовеет и вдруг широко улыбается, делаясь ужасно похожим на своего десятилетнего сына.

Если честно, его сын при нас ни разу не говорил про папу. Но, может, еще начнет.

Про похвалы

1. Хвалить человека имеет смысл не просто так, а за дело. И вот тут требуется усилие: найти то, в чем хорош. Разглядеть что-то, где блеснуло.

Да, невыносим, да, невозможен, да, нагл и хмур. Не хвалить за наглость, не хвалить за невыносимость. Но улыбнулся с ямочками? Но сочинил пародию на учительницу, а пародия и правда хороша?

Но - хотя бы, хотя бы - каждый день бросает ботинки в центр ковра, а сегодня поставил, умничка такая, возле двери?

Один обычно вообще не старается, а сегодня постарался чуть побольше.

Другой говорит нечетко, "каша во рту", а тут гляди, рассказал сюжет целого фильма и ни разу не сбился на "ээ" и "мнээ".

Третий потрясающе моет посуду, никто в семье так не может, как он.

Четвертый явно очень хороший друг, не зря же телефон разрывается от бесконечных звонков его друзей, чтоб они были здоровы все сто девяносто семь.

Пятый изумительно подбирает одежду, у него в его малом возрасте уже есть четкий стиль.

Шестой умен. Вот просто умен и всё, и за проявления этого тоже можно хвалить.

В них - любых - всегда есть что-то хорошее. И фокус не в том, чтобы хвалить за что попало и из неудач творить удачи, а в том, чтобы искать удачи, находить и хвалить за них.

За откровенно слабый рисунок хвалить не надо. И за плохую оценку тоже не надо. Человек почувствует фальшь, а фальшь в данном случае - самое страшное, потому что нужны здесь не слова, а тепло.

Тепло согревает места, где лежат настоящие ценности. Достоинства, умения, красота, прорывы, удачи, преодоления, перемены. Пусть маленькие, пусть копеечные. Но лежат. За них и хвалить.

2. Хвалить - но не ТОЛЬКО хвалить. Никто не идеален, и временами чудесная деточка (равно как замечательный мужик и уникальная баба) может довести до белого каления любого по уши влюбленного в неё энтузиаста.

Говоря о постоянных положительных реакциях на человека, мы говорим о фоне, на котором вырастает и всё остальное.

Общий фон по отношению к растущему человеку (а под растущим человеком я подразумеваю любого человека, конечно) должен быть светлым. Базисно ты хорош.

Я все время помню о твоих достоинствах и сильных сторонах, помню сам и напоминаю тебе. При этом ты можешь быть десять раз негодяем в данном конкретном случае, и я буду первым, кто въедет тебе за это.

Я буду ругать за поступок, я буду возмущаться поведением - но через час после этого я похвалю за вежливо пододвинутый стул.

Кстати, любопытный штрих. Чем больше человек уверен в том, что глобально хорош, тем легче ему воспринять критику или ругань в каждом конкретном месте. Чем меньше он любит себя и чем более убежден в своей ужасности, тем хуже реагирует на любые попытки его "чинить".

3. Про успехи и желание к ним стремиться. Конечно, это важно, конечно, если заливать одной похвалой, ничего не выйдет. Но.

Родитель любит ребенка не за его успехи. Поступивший в институт или не поступивший в него, он мне одинакого дорог. Умеющий читать в четыре года, или не умеющий в семь отличить "а" от "я". Самый красивый в классе или самый нескладный из всех. Получивший на экзамене "сто" или "ноль".

Я могу сердиться за этот ноль, я могу вопить, что надо было учиться, а не на дискотеку ходить. Но при этом я люблю его точно так же, как любила бы при оценке "сто".

Я люблю его всегда и любого, он не должен НИЧЕМ добиваться моей любви. Моей любви он добился тем, что существует на свете. Это всё. И ему это надо знать, каждый день.

Мы говорим опять-таки о фоне. Его успехи могут быть причиной моей гордости и радости, его успехи нужны прежде всего ему самому, его успехи - это важная часть нашей общей жизни, а неуспехи - причина расстраиваться, и ему, и мне, и делать выводы - и ему, и мне.

Если при этом общий фон нашей жизни каждый день показывает ему, что моя любовь не зависит ни от чего, у меня будет замечательная возможность ругаться вдосталь за прогулянный школьный день.

Потому что только любящий имеет право ругать. Остальным-то что.

И последнее. Почему я тут, перед всеми, размахиваю флагом "хвалить" и не вывешиваю плаката "ругать" - хотя и то, и другое временами необходимо. Очень просто. Потому что ругать мы, как правило, не забываем.опубликовано .

Виктория Райхер

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet