Советы многодетных мам как все успеть. Дети. Время. Как все успеть? Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса

26.09.2019

Мамы, воспитывающие трех, четырех и пятерых детей, рассказали, как решились на этот шаг, о своих радостях и трудностях, о том, как планировать время, и чему можно научиться у своих сыновей и дочек.

Мы планировали обобщить опыт наших замечательных ю-мам и других интересных жительниц Урала, чтобы сформулировать некие правила и лайфхаки счастливой жизни в большой семье, но убедились, что никакого общего рецепта просто не существует. Так что классик был неправ: все счастливые семьи непохожи одна на другую. Судите сами.

Знакомьтесь: наши эксперты

Наталья, 44 года, в прошлом — промышленный альпинист, ныне — домохозяйка. На Ю-маме известна . Вместе с мужем воспитывает пятерых детей: Славе 11 лет, Севе — 9 лет, Искре — 6 лет, Олесе — 3 года 10 месяцев и Заряне — 10 месяцев.

Татьяна, 34 года, домохозяйка, многим знакома . Вместе с мужем Ильей растят четырех сыновей: Лёне скоро 11 лет, Антону почти 8 лет, Андрею без малого 6 лет, Косте 3,5 года.

Ангелина, 44 года, руководитель клининговой службы, участница конкурса «Миссис Екатеринбург 2017». Вместе с супругом Ангелина воспитывает троих детей: Анне 13 лет, Максиму — 7 лет, Андрею — скоро 6 лет.

Светлана, 37 лет, бухгалтер, среди ю-мам известна как На двоих с мужем у них три мальчика: Никите 19 лет, Данилу 16 лет, Саше 5 лет. Со дня на день в семействе ожидается прибавление — первая девочка!

Про большую семью

Думаете, все многодетные мамы с детства только и делают, что укачивают кукол и мечтают поскорее обзавестись кучей детишек? Ничего подобного!

«Когда я была маленькой, меня разве что посещали туманные мысли, что, наверное, дети когда-нибудь будут, — говорит Наталья. — С момента замужества и до тридцати лет, наоборот, детей категорически не хотела: это слишком сильно изменило бы нашу с мужем жизнь. Мы вместе работали промышленными альпинистами и очень серьезно занимались спортивным туризмом. Правда, спустя десять лет совместной жизни, к моменту рождения первого ребенка спортивные амбиции в какой-то степени удовлетворили. Я считаю, что есть очень большая разница между состоянием „нет детей“ и „есть дети“. Количество, конечно, тоже имеет значение, но не такое существенное».

«У мужа в семье было трое детей, а у меня — одна сестра, и я точно знала, что детей должно быть не меньше двух, — рассказывает Татьяна. — Муж был настроен на троих, и я его поддержала, предполагая, что с тремя будет не сложнее. Так и получилось: между двумя и тремя разницы практически нет. А потом кто-то там, наверху, решил, что нам не хватает четвёртого. Стало труднее, но ни о чём не жалею. Ещё пара лет, и будет проще, я думаю. Все кругом уговаривают пойти за пятым, но я не готова».

«Примером для меня была семья наших друзей с двумя дочерьми, как мне казалось со стороны, идеально дружными, — вспоминает Ангелина. — Поэтому в планах была младшая сестра для Ани, а получились два братика. Когда я узнала о третьей беременности, второму ребенку было 11 месяцев, и я испытала шок! Но когда врач УЗИ сказала, глядя на экран: „Беременность пять недель. Все в норме. Сердцебиение спокойное…“, принять другое решение было просто невозможно. Я рада этому и муж счастлив».

«В этом году на 20-летии выпуска бывшие одноклассники сказали мне: „Соболева, ни за что бы не подумали, что ты будешь многодетной матерью!“ И я с ними солидарна, — говорит Светлана. — Я была у мамы одна, поздний ребенок. И мы с мужем долго считали, что поскольку у каждого есть по сыну от первого брака, нам совсем не обязательно иметь совместных детей. И только спустя почти десять лет передумали, и вошли во вкус. А теперь их скоро будет четверо… Я в шоке! Хотя… если посмотреть на вместимость нашей машины — у нас „Газель“, то можно еще пятерых рожать».

О переменах

Появление детей каждая мама тоже воспринимала по-разному. Ангелина признается, что рождение первого ребенка было очень стрессовой ситуаций: «Внезапно поменялось все: ритм жизни, сфера обязанностей и круг общения. Я ушла в декрет с руководящей должности, и оказалась дома один на один с ребенком».

Для Татьяны рождение детей было «само собой разумеющимся»: «Не могу сказать, что произошло что-то неожиданное, под что приходится подстраиваться».

Светлана родила первого сына в 21 год, когда рядом была мама, которая много помогала: «Мне казалось: есть ребенок — и хорошо. Все прошло легко и без проблем. Я продолжала жить своей жизнью, и уже через семь месяцев вернулась на работу. В зрелом возрасте отношение к рождению ребенка было совсем другим: осознанным, основательным».

«С появлением первого ребенка жизнь круто изменилась, — вспоминает Наталья. — Я ушла с работы, прекратились наши сложные, совсем не подходящие для детей походы. И в то же время, я поняла, что быть мамой — это интересно. В одной семье, у одних родителей рождаются совершенно разные дети: дети, в которых я вижу себя и свои качества, и дети, которые удивляют, и поневоле думаешь: „Неужели это мой ребенок?“ Ну, и конечно, все, что связано с детьми, — это непросто. Мне кажется, что не бывает беспроблемных детей, просто проблемы у всех разные».

О любви

Мамам единственных детей порой кажется, что появление второго сына или дочки лишит ее первенца частички любви. Но многодетные мамы готовы единодушно развеять этот миф: любви хватит всем. Если чего и не хватает порой — так это времени.

«Иногда детям может не хватать внимания, ибо мама одна, а всем пятерым ее надо одновременно. Слуховой канал у меня тоже один: я физически не могу слышать сразу всех, и приходится просить, чтобы дети подождали своей очереди высказаться. Но любовь — это совсем из другой оперы. Правильно говорят, что с новым ребенком рождается новая любовь, делить старую не приходится. Да, дети все разные, и чувства по отношению к ним тоже разные — по своей палитре, но не по силе», — объясняет Наталья.

«Конечно, я люблю моих мальчишек по-разному, и это сложно описать, — вторит ей Татьяна. — Делить любовь не надо, отношение к старшему, например, никак не поменялось ни с рождением второго, ни с рождением следующих. А вот внимание уделять всем сложнее. Стараюсь иногда побыть с каждым наедине, с кем-то получается чаще, с кем-то реже».

О радостях и трудностях

«Самое сложное в многодетной семье — попасть утром в ванную, — смеется Светлана, — ну, еще пряников иногда может не хватить, а остальное — мелочи жизни. У детей большая разница в возрасте, поэтому мне легко. Да и быт в наше время трудностей не составляет: даже посудомойки придуманы. Готовить, конечно, много приходится: едят мои мужчины — будь здоров (и я от них не отстаю), но зато они не привередливы. А еще сами таскают из магазина тяжелые сумки, сами моют полы. Одним словом, я себя замученной не чувствую. Иногда нам бывает тесновато, но зато весело. Детки, они такие — каждый день чем-нибудь веселят».

«Мне бывает трудно „разруливать“ детские ссоры и обиды, хотелось бы, чтобы их не было, — рассуждает Наталья. — Еще нужно постоянно контролировать уроки школьников, честно говоря, не думала, что придется так плотно этим заниматься. Каникулам радуюсь больше детей. Когда много маленьких детей, тяжело физически, но дети растут и от старших уже есть реальная помощь. Кстати, очень важно всему научить самого старшего, тогда все остальные быстро научатся у него.

Главное, что радостных моментов в нашей жизни не меньше. Особенно я радуюсь, когда дети осваивают новый навык: вот только не умел, а теперь получилось — ходить, говорить, читать, плавать и т. д. В такие моменты понимаешь, что жизнь движется. А так как детей много, то и моменты такие случаются часто. Конечно, и само рождение детей — непередаваемое по своим ощущением событие. Да много радостного. В новогодние праздники всей семьей кататься с горки и зажигать огни. Вместе проводить семейные вечера, когда все дома, никуда не надо торопиться и можно просто расслабиться и заниматься чем-то необязательным, но сказочно завораживающим».

«Самое трудное — сдерживать своё недовольство, когда дети не слушаются, — признается Татьяна. — Печально осознавать, что они далеко не идеальны. Но ведь и я была такая же неидеальная. А радостное — это их достижения, открытия, фантазии — я так не умею, многого просто не вижу».

О многодетных папах

«Папа очень важен для детей любого возраста, — считает Ангелина. — Его роль многогранна: от мужской силы до отцовской мудрости. Я благодарна мужу за то, что он во всем меня поддерживает и не ограничивает в просторе деятельности. Он помогает в быту, решение большинства финансовых вопросов, конечно, тоже на нем».

«Быть многодетным папой непросто, — говорит Наталья. — У нас на нем полностью материальное обеспечение, содержание дома, ремонт и обслуживание машин. Мальчики помогают ему в этих мужских делах. Он проводит с детьми не так много времени, но всегда в курсе их дел, по утрам обычно отвозит в школу и садик, иногда забирает вечером».

«Основная задача нашего папы — обеспечить семью материально, и он — руководитель отдела в крупной компании — с ней успешно справляется, — замечает Татьяна. — А вот времени на общение с семьёй у него остаётся мало. Илья увлёкся триатлоном, а это такой спорт, куда детей с собой не потащишь».

«Мой муж — водитель, спортсмен и байкер, — рассказывает Светлана. — В нашей семье он, с одной стороны, строгий папа, которого все дети беспрекословно слушаются. И в то же время это человек, с которым они могут по-настоящему подурачиться. Ведь папа, в отличие от мамы, не будет ворчать из-за каких-нибудь пустяков вроде испачканной майки. Когда у пятилетнего Шурика в саду случается карантин, он ездит с папой на работу. Теперь наизусть знает многие песни группы «Чиж &С°" и с удовольствием поет их в садике».

О работе и увлечениях

«У меня одно большое увлечение — пение в хоре, — делится Татьяна. — Репетиции два вечера в неделю. Спасибо маме и мужу, что отпускают меня. Мама вообще много помогает и даже не боится на неделю остаться с моей оравой, так что я уже несколько раз уезжала на конкурсы и просто отдохнуть».

«Есть ли у меня время на себя? Конечно, я же на работу хожу! — шутит Светлана. — В прошлом году я осуществила свою давнюю мечту: начала заниматься на пилоне, и даже были некоторые успехи. Но вскоре вывихнула руку, и на этом моя „карьера“ закончилась. Ни у меня, ни у мужа родителей уже нет в живых, поэтому внуки растут без бабушек и дедушек. Зато нас очень выручает мой старший сын: он периодически забирает брата из садика, причем в основном делает это со своими друзьями-одноклассниками, то есть его личная школьная жизнь при этом не страдает и все довольны. Также они спокойно могут побыть с ним вечером, когда мы с мужем ходим куда-нибудь вдвоем».

«В моем случае с рождением детей карьера ушла на второй план, — говорит Ангелина. — Пять лет я сидела дома, сейчас вышла на работу, которая позволяет мне иметь свободный график. Мое главное увлечение — создание украшений из пуговиц. Я провожу мастер-классы, участвую в дизайнерских фестивалях. Это невероятное удовольствие еще и приносит мне некоторый дополнительный доход. Я закончила фотокурсы и регулярно практикуюсь на детях. В детстве много занималась спортом, сейчас катаюсь на горных лыжах и осваиваю сноуборд».

Про чувство вины

Многие мамы переживают из-за того, что их карьера и увлечения отнимают время у семьи. Пожалуй, размышления Ангелины помогут по-новому взглянуть на эту ситуацию:

Как многодетной маме все успевать?

«Всё успеть невозможно, и я даже не пытаюсь, — рассказывает Наталья. — Меня часто спрашивают: „Как вы справляетесь?“ Честно отвечаю: „Фигово“. И сама таких вопросов другим не задаю. Особенно тем, у кого родились двойни и тройни.

Обычно я в первую очередь делаю самое важное и срочное, остальное — по остаточному принципу. Сложно держать в голове все дела. Я пыталась вести ежедневник — не помогает — забываю в него вовремя посмотреть. Сейчас делаю график на стенку, вперед на две недели, в клетки с днями вписываю у кого — что и когда. Неплохой вариант, но тут главное, не забыть вписать все и вовремя корректировать, когда что-то меняется, а это происходит почти постоянно».

«Поскольку я не работаю, свободного времени у меня вроде бы достаточно, но всё равно не хватает, — говорит Татьяна. — Часто хочется просто поспать и ничего не делать. Всё успевать даже не пытаюсь, отращиваю пофигизм в некоторых областях».

Чему вы научились благодаря детям?

«Я никогда не любила ситуации многозадачности, — признается Наталья, — но по факту благодаря детям начинаю к ним привыкать: меня в любой момент может кто-то дернуть, и нужно быстро переключиться на другое дело. В итоге, уже пару лет я замечаю за собой, что теперь я не могу долго заниматься чем-то одним, мне нужно постоянное переключение, иначе кажется, что я теряю время.

А еще я научилась философскому отношению: даю себе установку, что я не буду нервничать из-за ерунды. Это относится, правда, не только к детям, а к жизни в целом, но ведь дети дают много поводов лишний раз понервничать».

Как создать счастливую семью?

По мнению Татьяны, для хорошего взаимопонимания важно уважать партнёра, позволять заниматься любимыми делами, тогда и тебе позволят то же самое.

«Главное встретить своего человека, — считает Наталья. — У нас с мужем очень много общего, хотя не скажу, что вкусы совпадают абсолютно, но процентов на девяносто — точно. Если муж и жена схожи в главном и уважают вкусы другого в мелочах, то больших проблем у них возникать не должно».

«Нужно искать компромиссы и ко всему относиться с юмором, уважать друг друга, — размышляет Светлана. — Я не знаю, как именно это получается, но мы счастливая семья. Может быть, потому, что не любим создавать себе лишних проблем. Ну, случилось что-то, и ладно, переживем. Нас многие считают пофигистами и авантюристами. А я думаю, главное, чтобы было весело!»

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное – как сделать их счастливыми? В новой рубрике “КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ” на портале “Православие и мир” опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Первое заседание посвящено проблеме расстановки приоритетов в повседневных делах и тайм-менеджменту.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Для того, чтобы вырваться из круговорота дел, небесполезно посмотреть, из чего он состоит и как мы его на себя навлекаем. Важно понять контекст, в котором всё происходит.

Очень часто человек оказывается в такой ситуации: он обнаруживает, что записал детей в десять кружков. В большинстве семей детей меньше, чем взрослых, желающих активно вовлекаться в жизнь этих детей. Людям, у которых 1–2 ребенка, просто необходимо наполнять свою жизнь еще какими-то жизненными активностями – и их детям тоже. Им не хватает динамики жизни, у них появляется потребность отвести ребенка еще в какой-нибудь из появившихся в последние двадцать лет разнообразных кружков и секций.

В таких семьях есть пространство - и есть желание его заполнить. Есть амбиции бабушек и дедушек, которые нужно удовлетворить. К тому же, взрослые тревожатся, что ребенок недостаточно занят. Социальные нормы, навязанные временем, невольно обязывают им соответствовать, и все члены семьи становятся участниками некой гонки, соперничества. Семья, в которой хотя бы трое детей, находится в иной ситуации.

Быт и ноу-хау

В больших семьях у всех меньше сил и времени, потому что, как бы быт ни оптимизировался, когда все дети в сборе, он отнимает эти силы и это время. Обычно в круговороте жизни быт (еда - приготовление и уборка крошек и грязной посуды, стирка колготок и маек, уборка игрушек) занимает 30–50% времени, хотя в разных семьях бывает по-разному. У всех есть свое ноу-хау – то, что помогает в быту, удачное решение ежедневных проблем. В целом в быту многодетных семей наблюдается стремление к минимализму, простоте, отметание лишнего.

Ноу-хау в быту:

  • привлекать детей к уборке - не всегда оптимизирует процесс, но готовит почву для будущего;
  • готовить простую еду: макароны, сырое, запеченное;
  • использовать скороварку;
  • на выходные готовить в пятницу;
  • нанять помощников;
  • привлекать старших почитать, положить, погулять (на постоянной основе использовать невозможно);
  • автоматизировать быт: купить стиральную, посудомоечную и т.п. машины;
  • мыть детей пореже;
  • мыть посуду не сразу после еды, а пару раз в день;
  • закрывать глаза на беспорядок;
  • завести большие ящики для игрушек в каждой комнате;
  • завести мешок для мусора в каждой комнате;
  • завести удобный ящик для обуви именно для детей.

Образование как рынок с агрессивно навязанными услугами

Также большая часть круговорота, и она в значительной степени не в нашей власти.

Сегодняшнее образование подобно гипермаркету с огромным количеством продуктов. Ассортимент явно избыточен. За дополнительными занятиями гонятся не потому, что они действительно нужны , а ради удовлетворения собственных амбиций. В результате перекормленные занятиями в раннем возрасте дети начинают хуже учиться в старших классах, ближе к институту. Они потом не хотят ничего - хотят лежать, есть и спать, потому что в детстве не имели свободного времени, не имели досуга, не имели возможности просто побыть дома.

Современное образование - это рынок с агрессивно навязанными услугами, и самые агрессивные услуги - по освоению иностранных языков.

У нас действует несколько наборов идей одновременно. От бабушек и прабабушек наследуется один набор представлений: ребенку необходимо музыкальное, художественное или спортивное образование. Второй набор представлений - если ребенок не выучил язык и не получил сертификат переводчика к концу средней школы, он не имеет шансов найти хорошую работу, а на рынке труда сразу попадет в отбросы. Кроме того, теперь в «джентльменский набор» занятий входит большой теннис, детский фитнес, балет. К этому всему – плюс то, на что ходят все в рамках школы.

Если вы выбираете кружки, было бы хорошо, если бы каждый ребенок сам нашел что-то для себя. Кроме того, важно смотреть на педагога: насколько он амбициозен, насколько готов принять ваш семейный подход (в большой семье нет возможности вкладываться в работу кружка так, как в «нормальной» семье с меньшим количеством детей). В противном случае в скором времени ребенок упрется не потому, что у него нет способностей, а потому, что взрослые захотят от него большего, чем он может. Оценить педагога в этом плане должен взрослый, потому что ребенок еще не может этого сделать.

То же самое можно сказать и о педагогах начальной школы, хотя здесь возможностей выбирать гораздо меньше. Важно задать самим себе вопросы: если вы дадите образовательному процессу поглотить все семейное время, то кому от этого будет польза? Кто выиграет? Дети все еще небольшие, пока речь не идет о подготовке к институту, а вложения сил порой требуются очень большие уже на стадии детского сада.

Ноу-хау в образовании:

  • попросить старшего ребенка (от 13 лет) забирать младших в той же школе после уроков и ехать с ними домой;
  • научить ребенка самостоятельности, чтобы он сам делал уроки, чтобы это была его зона ответственности (первый месяц учим – дальше сам);

В случае если в классе «водят» рукой остальных детей, то ребенку надо объяснять, что вы не водите его рукой не потому что не любите его, что нет на него времени, а потому что именно любите, хотите, чтобы он научился сам. Вы будете идти и против учителя, и против коллектива, и выбирать ли этот путь - зависит от ребенка. К средней школе тактика сидения с детьми себя исчерпывает, там невозможно помогать во всем, и дают рывок как раз дети, которые с начальной школы научились делать задание самостоятельно – при условии, что не нарушена самооценка.

  • разрешить ребенку бросить надоевшее занятие;
  • оставить ребенка дома, если видно, что он задыхается от нагрузки;
  • менять профили - сменить кружок или школу;
  • если дети особенно не просят, то занятия им не навязывать;
  • выключать телефон, когда пытаешься создать пространство покоя дома.

Когда даже в большой семье ребенок идет в школу, это всегда событие. Но когда в школу идет уже четвертый или пятый ребенок, поддерживать новизну непросто, невозможно сымитировать такую же, как впервые, степень вовлеченности в N-й раз. С одной стороны, это хорошо потому, что будет меньше тревоги и больше опыта, но в результате мы не даем детям тот волшебный пендель, который их заставляет сильно цепляться зубами в школе. Нужно понимать это, и мотивировать детей учиться какими-то другими способами.

Не упустить действительно важное

В каждой семье есть нечто ценное и крайне важное, что может запомниться надолго – но вы не успеваете этим заняться и каждый вечер сожалеете, что не успели. Есть ряд способов вырваться из круга дел, связанных с бытом и образованием, и найти время для того, что представляется вам важным. Среди таких важных дел может быть и поход в лес на пикник, и поездка в другой город на машине, и поход всей семьей в бассейн, и чтение на ночь, и просто совместное чаепитие с неспешной беседой. Можно попробовать включить ваше важное дело в сетку расписания – а можно сделать его спонтанно.

У родителей обязательно должно быть личное время и время, которое они проводят вместе без детей. Например, родители могут отправиться гулять после отбоя детей или устроить “романтическое свидание”: провести вместе весь вечер, попросив старших детей уложить младших и отзвониться.

Взрослым это время крайне необходимо, потому что – работа очень ответственная. Она не плохая и не изматывающая, но ресурсы отнимает. Если вы чувствуете, что в процесс воспитания детей вовлечены все ваши душевные силы, обязательно нужно их восстанавливать. Если нагрузка - выдох, то обязательно должен быть вдох. Мама может нуждаться в одном виде «вдоха», а папа в другом - в силу разных нагрузок. Может истощаться и семья в целом. Есть вещи, на которых нельзя экономить: нельзя оставлять отдых на потом, иначе сил хватит ненадолго, - засосет, размоет, вместо радости от жизни будет ощущение беготни.

Дети из больших семей имеют то, чего нет в небольших семьях. Главное нам не загоняться самим и не загонять их – так, чтобы и они, и мы имели возможность радоваться самым обычным вещам. Надо акцентировать внимание на плюсах большой семьи, а не на минусах.

И очень быстро. А значит, они уже не будут нуждаться в вашем внимании того типа, в котором нуждаются сейчас.

А значит сейчас – лучшее время побыть с ними так, как потом, когда они вырастут, уже будет не ко времени . Повозиться с малышами, поиграть с теми, кто еще не разучился играть, ответить на серьезные вопросы «почемучек», повоевать с подростком по-доброму. И, возможно, найти ниточку связи с тем, кто почти совсем уже вырос

2. Конфликты между вашими детьми – это как шум двигателя при работе.

Есть шум – значит мотор работает. Есть конфликты – значит жизнь идет. Поверьте, эти конфликты не станут определять отношения ваших детей в будущем . В памяти ведь остается в основном хорошее.
И если в конфликте вам удастся про это помнить – острота его точно спадет процентов на 30. А еще, думаю, а в этих неизбежных и нормальных конфликтах очень важно уметь ставить точку . Чтобы оставалось как можно меньше «конфликтного послевкусия».

3. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения.

И в эту графу семейного бюджета не должно быть жалко инвестировать ни время, ни финансы, ни внимание. Не забывайте, что детям крайне важно какая погода в доме . И очень сомнительный для детей подарок, когда все родительское внимание было вложено именно в их взросление, становление, а на себя самих и на отношения у взрослых не хватило сил.

Вырастать на руинах семьи — совсем не просто. Не верите мне, поговорите с теми, у кого был похожий опыт.

4. Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса.

Дети ведь учатся не только математике, вышиванию и езде на велосипеде (прямым навыкам), но и менее заметным навыкам психологической и эмоциональной саморегуляции . До 11-12 лет в основном на примере матери, позже мальчики скорее у отца.

И если мы, взрослые, подаем им пример или жертвенного безрадостного служения ближним, или депрессии, или тотального недовольства всем, они этот паттерн (модель), будьте уверены, усвоят крепко-накрепко. И воспроизведут в своей сознательной жизни и в своей семье, не вполне понимая, почему поступают именно так.

Я думаю, что после 3-3,5 лет, с того периода, как дети глобальные жизненные модели родителей склонны перенимать, хорошо бы произвести ревизию собственный стратегий поведения.

Задать себе несколько вопросов:

  • Что я делаю?
  • Действительно ли я хочу это делать в своей жизни?
  • Хочу ли я, чтобы мои дети повторяли эту мою модель?

И не забывайте, что все или почти все, что активно используется в семейном психологическом хозяйстве дети усвоят.

5. «У осинки не родятся апельсинки», и это действительно так.

Не стоит ожидать от детей того, что никогда не получалось у вас. И не стоит удивляться, если подрастающие дети совершают ваши же привычные жизненные «ляпы» и наступают на те же грабли.

Это не то чтобы предопределено, но я уверена, что психологическая предрасположенность к тому или иному типу поведения или реагирования так же реальна, как наследственная предрасположенность к аллергии, например.

И может быть у вас получится в безопасной форме передать свой жизненный опыт и свои способы справляться с вашими привычными ошибками.

6. Если в семье (в обстоятельствах или отношениях) настают трудные времена очень важно стараться не становиться по разные стороны баррикад.

Помните, что ваши ближние – это самые верные и надежные ваши союзники . Хотя иногда это может выглядеть совсем не так. В период сложностей очень важно находить маленькие радующие вас и близких события, стараться возвращаться к вашим общим ресурсным состояниям.

Это могут быть фотографии хороших периодов, семейное видео, и другие «сувениры» — хранилища добрых воспоминаний. Не ешьте ближних, когда вам тяжело. Лучше попробуйте найти в себе силы не обвиняя поддержать их. И, возможно, они поддержат вас.

7. Мы все – не подарки.

Помните, что семьи часто подбираются по принципу «дополнения» . Мы выбираем очень непохожих на нас спутников жизни. А уж качества наших детей мы и вовсе не выбираем, не такой опции.

Так вот, сталкиваясь с тем, насколько вы все разные, старайтесь не расстраиваться и не злиться. Это не назло.

Ваш муж не назло не любит рыбу, зато обожает ездить новыми дорогами. Зато эти и другие его качества когда-нибудь обязательно пригодятся вашей семье.

А главное, что «на круг», на семью у вас присутствует полный набор качеств и умений. И вы являетесь «совершенной боевой единицей». И с разницей всего можно смириться, если помнить об этом. Просто попробуйте посмотреть на разницу с этой точки зрения.

8. Когда дети начинают раздражать вас – это значит, что вы устали.

Возможно, очень устали . И нет смысла пытаться воспитывать ребенка в таком состоянии.

Есть поговорка «раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». И это очень верно.

Находите такие способы отдыхать и гармонизироваться , которые подходят к вашей жизненной ситуации. Это может быть что-то очень маленькое и простое, например, неспешно выпитая чашечка специального чая или разговор с любимой подругой, готовой выслушать вас.

9. Воспитание детей – не спринт, а марафон.

Это действительно долгое дело: 18-20 лет полного погружения. А при марафоне самое важное – это распределить силы и не сбить дыхание. Не стоит выкладываться на каждом конкретном этапе.

У вас будет много попыток «попробовать еще раз» и «поступать иначе». Не ругайте себя за промахи!

Самопоедание очень сильно «подсаживает батарейку» , и сил на изменение себя, своих реакций в предпочитаемом направлении остается меньше.

Думаю очень, очень важно учится видеть внутри этого длинного марафона – жизни с детьми, воспитания детей – видеть не только свои промахи, но и свои маленькие и большие победы, удачи.

10. Мне кажется, самое главное в жизни с детьми – это философия «маленьких шагов» — крошечных, едва заметных изменений.

Это то, чему нас не учили в школе, мы нацелены на вещи броские и глобальные. И я думаю, очень важно научиться видеть очень маленькие изменения к лучшему у себя, у супруга, у ребенка и учиться фокусироваться на хорошем.

В семейной жизни задачу «стакан наполовину полный или наполовину пустой» гораздо лучше решать в сторону «наполовину полный».

И если мы сами научились видеть наши собственные маленькие правильные шаги, нам легче будет видеть их и у наших ближних, и у наших детей, когда они немного подрастут. И если мы что-то научились прощать себе (например, небольшие сбои, ошибки, не оптимальные решения), мы легче простим и нашим ближним.

Depositphotos

Установите один режим дня для всех детей

У известного голливудского актера Алека Болдуина и его жены Хиларии трое детей: трехлетняя Кармен, двухгодовалый Рафаэль и маленький Леонардо, появившийся на свет 12 сентября 2016 года. Супруга Алека с готовностью рассказывает на своей странице в соцсети, как ей удается справляться с тремя малышами, каждый из которых требует сто процентов маминого внимания. Ее самый главный секрет – режим дня всех детей должен быть одинаковым.

«Когда у тебя один ребенок, все прекрасно – все твое внимание сосредоточено на нем. Когда их много – это команда, поэтому они все должны делать вместе. Если вы будете пытаться делать так, чтобы каждый ребенок жил по собственному расписанию, постоянный стресс вам гарантирован», – Хилария.

Подключите детей к укладыванию спать их братьев и сестер

Далеко не всех детей можно легко и быстро уложить спать днем. Мама четырех детей Анна Ананова знает об этом, как никто другой. Ей пришлось перепробовать много разных способов прежде, чем она нашла самый эффективный.

«Мы решили не понуждать малыша. Не хочешь спать – хорошо. А вечером, когда ребенок психовал на пустом месте, когда был сильно уставшим, когда хотел спать, дотошно проговаривали, что сынок, это все потому, что днем твой организм не отдохнул, у него мало сил и тому подобное. Ты в следующий раз ложись днем, и тогда вечером мы ещё сможем перед сном и почитать, и полепить, и так далее. Я вам скажу – работает 100%, даже с двухлеткой», – рассказала она.

Еще один, по словам Анны, проверенный временем способ укладывания детей спать днем, это попросить помощи: «Говорю малышу: «Сынок, я спать хочу, уложи, пожалуйста, подержи меня за ручку минут пять». А если нужно уложить одновременно всех, то можно сказать так: «Помоги мне, пожалуйста, уложить Алену: притворись спящим, и тогда она посмотрит на тебя и уснет». Работает всегда!»

Смиритесь, вы - не супермама

Конечно приятно считать себя независимой мамой и гордо говорить, что вы со всем справляетесь сами, но чаще всего это хорошо и просто только в теории. Актриса Ольга Ломоносова – мама – на своем опыте поняла, что без помощи няни или бабушки очень сложно.

«Сначала мы пытались справиться своими силами. Но как-то раз, когда Варе было месяцев пять, я уехала на пробы на «Мосфильм». Мне позвонил Паша (муж актрисы. – Прим. ред.) и сказал: «Делай что хочешь, но чтобы ты была дома! Варе нужна грудь». Я в ужасе прибежала домой, к этому времени Паша уже малышку успокоил. После этой истории мы поняли, что няня нам нужна. Обращались в агентства, но такие странные люди там попадались. Как-то раз пришла к нам Лиля. Она села на диван и сказала: «Я никогда не была няней, но у меня двое своих детей». Как-то вот повезло, Лиля с нами до сих пор. Но искали мы няню очень долго», – поделилась она.

Чем старше становится ребенок, тем больше можно давать ему поручений сделать что-то самому: навести порядок в игрушках перед приходом гостей, протереть пыль на полке или помочь с готовкой (например, перебрать гречку или рис). Будьте готовы, что в первое время придется все переделывать, но все равно все старания ребенка надо обязательно поощрять и никогда не помогать ему, пока не попросит об этом сам.

Заказывайте продукты на дом

Нередко поход мамы с детьми в супермаркет превращается в настоящее испытание: один плачет, что ему не купили игрушку, другой устал, третий вообще потерялся из виду, а потом огромные сумки с продуктами еще нести до дома – не у всех же есть машина… Чтобы избежать этого, можно упростить задачу и заказать продукты в интернете – с доставкой на дом.

«Я часто (особенно в отсутствие дома мужа) заказываю продукты через интернет с доставкой. Экономлю время и не таскаю тяжести, – поделилась советом многодетная мама с газетой «Комсомольская правда». – Наверное, это не оригинальный совет, но почему же тогда в супермаркетах я до сих пор вижу семьи с детьми, для которых поход за продуктами превращается в пытку? Полная тележка детей, молока, туалетной бумаги, все падает, все убегают, все нервные... 5 минут – кликнуть мышкой на нужные продукты, потом еще 5 минут открыть дверь курьеру. Молоко, крупы и детское питание можно заказывать коробками и вообще месяц не вспоминать об этом».Татьяна Орлова с сыном

«Я жертвую идеальным порядком. Мы занимаемся обычной уборкой, но постоянно "наводить глянец" бессмысленно, если детей много. Так что из соображений удобства в доме необязательно должно быть стерильно чисто. У меня творческие материалы в доступе, и в них периодически кто-то пачкается, но ребенка совсем несложно помыть, поцеловать и отпустить дальше играть», – Татьяна.

И напоследок простая и полезная рекомендация многих опытных мам. Они советуют:лучший способ сохранить порядок в квартире с детьми – как можно меньше времени там находиться. Например, если вам предстоит целый день провести дома всем составом, то постарайтесь хотя бы дважды отправиться на прогулку как минимум по два часа. Проснулись, позавтракали, поиграли и вперед на улицу. Потом: поели, поспали, пополдничали – и снова гулять. После возвращения – поужинать, искупаться и спать. Таким образом, и для детей будет польза – они пробудут много времени на свежем воздухе, и дома гораздо дольше сохранится порядок.

А какие родительские хитрости используете вы? Расскажите в комментариях.

Мамочки с первенцами часто жалуются: времени нет, я ничего не успеваю, иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться английским, о котором так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро — как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты, довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Основные ключи, помогающие мамам успевать так много:

Организация времени и режим дня

Как ни странно для многих это прозвучит, но дети любят порядок. Размеренная жизнь изо дня в день, когда подъем сменяется умыванием, завтраком, прогулкой, нравится детям — они меньше капризничают и беспокоятся, зная, чего именно и когда от них ждут, и выполнят свои ежедневные нехитрые ритуалы с радостью.

Ирина (Mama Iriska): «В воспитании помогает свой же опыт. Сложнее всего было с первым, сейчас легче. Уже по-другому расставляешь приоритеты».

Наталья (Натусятка): «И готовлю, и убираю, и деток по кружкам вожу, но замученной себя абсолютно не считаю, у нас всё по графику и распланировано».

Анна (): «Много детей — это 45 подростков в вагоне, который трое суток едет на Байкал в экспедицию. А трое — это всего трое».

Анна (solnca): «С тремя детьми подход к вопросам организации времени становится совсем другим. Поэтому и время есть на всё. Самый главный помощник — распорядок дня. Мы не устанавливали его специально, он как-то сам организовался. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи. И тогда не возникает вопросов, что они спят в разное время или едят».

Екатерина (басята): «Да, день расписан практически по часам, вечером бывает усталость, но если все правильно распланировать, то время найдется на все».

Елена (elena-boldova23): «Дети учат правильно организовывать своё время, ответственно относиться к своему здоровью и своей физической форме, вести активный образ жизни и вообще скучать с ним мне уж точно не приходится»

Открытие нового

Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества.

Ирина (Mama Iriska): «Я открыла в себе массу возможностей! Сейчас успеваю всегда приготовить еду, поддерживать порядок в доме»

Елена (elena-boldova23): «Поход в салон красоты — редкое явление в моей жизни. Но зато я выработала свой собственный комплекс упражнений, который позволяет быстро возвращаться в форму после родов, после кормления грудью».

Распределение обязанностей и взаимопомощь

Большая ошибка многих мам — пытаться быть во всем «отличницей». Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? «Готовит, убирает, за детьми смотрит — и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне), уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт.

Анна (): «Необходимо умение видеть главное, а не только пыль на полках».

Наталья (Натусятка): «Мои помощники: старшие дети, моя мама, муж — мы одна большая семья, и все всегда готовы прийти на помощь. В любой момент я могу положиться на них, особенно на маму — она главная моя палочка-выручалочка. С уборкой старшие дети помогают, с покупками — муж».

Екатерина (✰Катюня✰): «Мой главный помощник (и практически единственный) это супруг, с таким папой можно и еще троих родить».

Вообще приятно было узнать, что больше всех помогают мамам именно любимые мужчины, а уж потом бабушки, тетушки и няни.

Вот что наши мамы могут им доверить:

Ирина (Mama Iriska): «Муж иногда помогает в приготовление пищи. Может забрать всех троих гулять или в какую-нибудь небольшую поездку и дать мне время отдохнуть».

Елена (elena-boldova23): «Муж мне помогает в домашних делах всегда, когда может».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Купает детей, покупает продукты по списку, отводит старшего в школу и забирает, варит кофе только папа, ну и классика — мусорное ведро выносит папа! Ах да, еще дочь спать укладывал до недавних пор — она только под папины песни засыпала, а теперь сама стала в тишине».

Маленькие помощники

Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Елена (elena-boldova23): «Старшие дети помогают, они всё умеют: готовить, стирать, гладить, убирать. И за маленькими детьми присмотреть могут. Дети знают, что дома должно быть чисто. В их обязанности входит: следить за своей одеждой, собирать портфель, наводить порядок на письменном столе и в комнате. Если поели, они всё убирают сами. И мусор, конечно, выносится ими регулярно. За учебные дела каждый отвечает сам, а домашняя уборка проводится вместе. Не важно, кто насорил или испачкал — убираем всё равно все вместе. В мои обязанности входит проверка домашних заданий и подготовка к школе. Я всех детей готовила к школе сама. Еще дополнительно занимаюсь с ними языками, когда есть свободное время. Если назревает праздник (дни рождения, Пасха, новый год, Рождество), готовим все вместе. Это уже традиция-печь куличи, красить яички, резать салаты. На дни рождения мы торты никогда не покупаем, всегда печём сами. Дети сами придумывают, каким будет торт».

Ирина (Mama Iriska): «Маленький сам очень аккуратный ребенок, никогда мусор не бросит, несет в ведро. Старшие моют посуду, поливают цветы, подметают, убирают игрушки».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Дети сами очень помогают мне. Если один ребенок начинает что-то делать, то остальные дружно подхватывают, так что главное правильно организовать. Опять же, старшие учат младших, помогают им».

Ирина (): «Нужно учить детей быть самостоятельными, а не делать все за них».

Анна (solnca): «Мы всё делаем вместе и привлекаем детей и к уборке, и к готовке, и к стирке, и к огороду, и к строительству, и к уходу за собакой, и т. д.».

Вещи-помощники

Наши мамы считают, что самые лучшие вещи-помощники — это:

  • Стиральная машина: на первом месте, поскольку стирать многим приходится каждый день, а иногда и по нескольку раз
  • Автомобиль: в семье, где есть несколько детей, без машины обойтись трудно. Часто именно после рождения 2 или 3 ребенка женщина садится за руль, а часто и увеличивается размер автомобиля)
  • Посудомоечная машина: есть не во всех семьях, но вещь, безусловно, облегчающая быт
  • Мультиварка: признана многими мамами лучшим помощником на кухне
  • Еще в ответах были: планшет (обучающие и развивающие программы, мозаики, «рисовалки») для дороги и ожидании, коляска-трость, манеж, рюкзак/слинг, детский стульчик, хлебопечка и даже робот-уборщик.

Ну а самое важное в любой семье всё-таки любовь. И пусть на что-то другое и не хватит времени, главное - успевать любить.