Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
η) что-то из области фантастики;
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"
Пункты анкеты могут быть использованы при устном собеседовании, интервью по телефону.
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о Вашей семье:
1. С кем Вы проживаете совместно:
мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, другие родственники.
2. Жилищные условия:
1) отдельная квартира; 2) проживаем совместно с родителями мужа (жены); 3) комната(ы) в коммунальной квартире.
3. Общий доход семьи:
1) низкий; 2) средний; 3) выше среднего; 4) высокий.
4. Атмосфера в семье:
1) теплая, душевная; 2) в основном доброжелательная; 3) бывает всякое; 4) дискомфортная; 5) конфликтная.
5. Тип семейных отношений:
1) отношения равных, все проблемы решаются совместно; 2) есть четкое распределение сфер влияния, каждый знает свои обязанности; 3) в семье есть глава, основные вопросы решает он; 4) в семье нет главенства, все решается стихийно; 5) выражена борьба за власть.
6. Есть ли в семье проблемы со здоровьем:
7. Часты ли в семье конфликты:
1) очень часты; 2) часты; 3) иногда; 4) редки; 5) практически не бывает.
8. Каковы темы конфликтов в Вашей семье:
1) бытовые обязанности; 2) финансовые вопросы; 3) взаимоотношения друг с другом; 4) досуг; 5) вредные привычки; 6) неприемлемое, грубое поведение; 7) воспитание детей; 8) отношения с родственниками; 9) интимные отношения.
9. Есть ли у членов семьи указанные ниже проблемы:
10. Кто присматривает за детьми, занимается ими:
1) в основном мать; 2) в основном отец; 3) оба родителя; 4) бабушка или дедушка; 6) соседи; 7) случайные люди; 5) никто.
11. Контроль за учебой ребенка:
1) его нет; 2) родители; 3) бабушка; 4) брат, сестра; 5) учитель в школе.
12. Воспитательные цели в семье:
1) прилежание, дисциплина; 2) хорошая учеба; 3) контакт с ровесниками; 4) здоровье; 5) хороший характер; 6) приспособленность к жизни; 7) активность, пробивные способности; 8) будущий успех; 9) одаренность, способности; 10) цели не ставятся.
13. Наказания детей в семье:
1) не применяются; 2) оплеухи, подзатыльники; 3) окрик, ругань; 4) профилактические беседы; 5) лишение игр, лакомств; 6) лишение общения, холодность.
14. Возникали ли у ребенка следующие проблемы:
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков
Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.
Коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими аутодеструктивную тенденцию личности, возможна лишь при выявлении причин саморазрушительного поведения. Чаще всего необходимость консультирования и коррекции суицидальных намерений возникает у специалистов, работающих с неблагополучными детьми, у телефонных консультантов. Однако психологическую помощь детям с риском суицида должен оказывать практически любой взрослый (специалист, учитель, родители и т. д.). Нередко дети с суицидальными установками сами ищут помощи, обращаются на телефон доверия, высказывают свои намерения в беседе. В суицидологии известно, что суицидента легко оттолкнуть неосторожным и неумелым словом, что нередко уменьшает возможность помочь ему.
При консультировании детей и подростков с риском суицида необходимо придерживаться следующих правил:
Выслушивание.
Суицидент жаждет высказаться, его часто пугают собственные намерения. Ему следует дать возможность говорить свободно. Не следует перебивать, высказывать свои мысли, комментировать. Нужно установить заботливые отношения, быть внимательным слушателем, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
Банализация, снятие представления об исключительности страдания.
Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому дети из-за недостаточности их жизненного опыта и понимания, что «и это пройдет».
Эстетический подход.
В суицидологии известно, что людей устрашает неэстетичность их тела после гибели. Нередко люди отказывались от суицида, узнав, как будет выглядеть их труп. Эстетический подход означает, что можно использовать этот механизм, обрисовав суициденту картину его тела после гибели.
Напоминание об обязанностях и связях с близкими .
Следует искать в окружении суицидента близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком, напомнить о необходимости беречь этого человека от потрясений.
В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. Идет снижение качества и количество речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, индивидуализация воспитания минимальна. Ежегодно детский сад ведет учет сведений о своих воспитанниках.
Сведения принимаются во внимание при построении воспитательных программ, методических разработок рабочего плана. Эти сведения являются важными. Каждый коллектив детского сада имеет в своем распоряжении социальные анкеты. Рассмотрите у себя за столами социальную анкету семьи.
Социальная анкета семьи
Фамилия, имя ребёнка, поступившего в детский сад ______________________________________________________________________, его возраст ___________________ Возраст мамы ______________________, папы _______________________ Образование мамы ______________________, папы _______________________ Место работы и должность мамы _________________, папы __________________ Кто входит в состав вашей семьи? Сколько в семье детей? ______________________ Какого возраста? ____________________________________ Имеет ли семья отдельное жильё? Да, нет (проживаем у родителей, мужа, жены, на подселении, другое, ___________________ нужное подчеркнуть, вписать). Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое. _____________________________ Занимается ли ваш ребёнок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем? _______________________________________________________________________ Что еще вы считаете нужным сообщить о своем ребенке и семье? _______________________________________________________________________ |
Анкета должна быть краткой и емкой. Форма вопросов – открытая. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Несколько слов скажет психолог на тему: «Родители на пути познания».
3. «Слова учат, а пример заставляет подражать», - так говорится в латинской пословице.
Родительство придает особый смысл жизни, даже если ребенок не входил в планы супругов. Статус родителей – особый, счастливый. Младенец требует много забот; но чем старше ребенок, тем больше он предоставлен самому себе. Но он тоже требует внимания не меньше. Родитель – это уникальный труд. Для ребенка родители – это всё: утешают, наказывают, балуют, милуют. Для ребенка родители являются главным в познании окружающего мира. Багаж знаний зависит от того, о чем говорят родители с детьми, как организовывают детей, какие передачи с ними смотрят по телевизору, что разрешают смотреть, что - нет. В нашем детском саду родители получают психологическую помощь. Мы готовы помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.
4. Старший воспитатель (методист).
Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции на родительских собраниях. Вот мы и подошли к самому главному – игре в «Брифинг». Участвуют все участники нашего педсовета. Вы должны посовещаться между собой и распределить ответы.
Игра «Брифинг»
1 задание. Распределите форму и тематику занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.
Ответы:
- Общее родительское собрание. Знакомство с визитной карточкой дошкольного учреждения, раскрыть суть «Программы», по которой работает дошкольное учреждение, познакомить родителей с результатами диагностики технического развития ребенка.
- «Круглый стол». Темы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие памяти у ребенка», «Развитие речи» и т.д.; показ открытого занятия с детьми, организация выставки литературы для детей и родителей по проблеме интеллектуального развития дома.
- Наглядные формы работы. Подготовка папок-«передвижек», фотовыставки, проведение совместных игр с детьми.
- Консультации.
«Почтовый ящик» - обрабатываются вопросы родителей, ответы помещаются на стенде «Консультация по вашей просьбе».
- Дискуссия по проблеме. Пригласить специалистов, знакомство родителей с результатами тестирования детей (диагностика). Дискуссия на тему: «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».
2 задание.
Назовите нетрадиционные формы организации обучения педагогов и родителей (воспитатели ДОУ№ 1).
Ответ:
- Информационно-аналитические (выявление интересов, запросов родителей, условия их педагогической грамотности).
- Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогом, родителями, детьми).
- Познавательные (ознакомление родителей с психическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических, навыков воспитания детей).
- Наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой ДОУ. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей).
Назовите формы общения педагогов и родителей (воспитатели ДОУ № 2).
Ответы:
- Информационно-аналитические. Проведение социологических срезов, опросов.
- Досуговые. Совместный досуг, участие родителей и детей в выставках.
- Познавательные. Педагогический «брифинг», «гостиная», проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей.
- Наглядно-информационные. Организация дней «Недели открытых дверей», открытые просмотры занятий и других видов деятельности, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Старший воспитатель (методист):
Все люди имеют разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет их – это дети. Мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью родителей.
Как и что нужно сделать, чтобы ребенок стал счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»?
Сегодня мы научимся постигать формулы родительской педагогики. Представьте, что вы родители. Вам нужно взять листочки (лежат перед вами), рассмотреть их. Одна сторона у них чистая, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предписания, в которых сообщается о том, что увидел воспитатель в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Вслух не анализируются горести, неудачи детей. Это остается для индивидуального общения с воспитателем. Это и есть закон общения на родительских собраниях. На чистом листе напишите проблему, неудачи в воспитании вашего ребенка. Теперь перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.
Формула по определению закона семьи.
Законы семьи: ед. mp. (1) + зн. похв. (2) + mp.у (3) + разд. благ (4).
Музыкальная пауза, пока «родители» - воспитатели выполняют задание.
Вопросы:
У кого что получилось?
Какие законы семьи здесь зашифрованы?
Затем идет анализ зашифрованной формулы.
Расшифровка:
1-й закон – закон единства требований отца и матери к ребенку;
2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка;
3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи;
4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Старший воспитатель (методист): Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать – оптимисты, значит, следующее задание, которое хочу провести с вами. Это диагностика gо гербу семьи. Детям подготовительной группы было предложено нарисовать герб своей семьи.
Образец я вам показываю. Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам («родителям» - воспитателям) нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Время пошло. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, которые изобразил ваш ребенок. Сделайте выводы.
Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите. Сделайте серьезный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребенка (2 - 3 воспитателя).
Поправка.
Занятие в рисовании семейного герба с детьми может провести и психолог в каждой старшей, подготовительной группах и раздать воспитателям этой же группы, для диагностики по гербу семьи (зная каждую семью воспитанников).
Старший воспитатель (методист): Следующие вопросы, которые я хочу задать вам для обсуждения:
1. С какими трудностями вы сталкиваетесь в проведении организации родительских собраний?
ДОУ№1:
Недостаточная посещаемость собраний родителями.
Трудности в установлении контакта с родителями.
Однообразие форм проведения собраний.
ДОУ № 2:
Недостаточный уровень психолого-педагогического просвещения.
Преобладание негативной информации.
Необходимость решения финансовых вопросов.
Вопрос: Как проводится диагностика семейного воспитания?
Беседа – это форма и метод исследования.
Вопрос: Какую работу планирует воспитатель в работе с семьей?
ДОУ№1:
Беседы с родителями по индивидуальному развитию ребенка. Например, педагог фиксирует: «Побеседовать с мамой Коли А.В. о необходимости выполнения режима дня».
Просмотр родителями разных видов деятельности.
ДОУ №2:
Привлечение родителей с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
Анкетирование родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада.
Фронтальные встречи с родителями детей (собрание); «круглый стол» и т.д.
А сейчас вам предлагаются педагогические упражнения.
Упражнение: «Самый «т рудный» родитель – самый «приятный» родитель».
Цель: создать обобщенный «портрет» родителя, общение с которым вызывает отрицательные чувства (или вызывает положительные эмоции).
1. ДОУ № 1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
2. ДОУ № 2. Создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения.
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? Были ли у вас в практике такие родители?
2. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»? Есть ли в вашей группе такие родители?
3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые вам неприятны?
Старший воспитатель (методист): Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников и назовем список претензий к ним. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя. На работу отводится 2 минуты. Будьте предельно откровенны.
Участники «Брифинга» объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и обсуждают результат анализа между собой. Воспитатели помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.
Упражнение: «Список претензий к родителям».
Цель: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Процедура выполнения.
Воспитатели должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно.
Анализ упражнения.
1. Что вы испытываете, выполняя упражнение?
2. По вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
Педагогическая ролевая ситуация. «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Помогает разыгрывать ситуацию «ребенок - воспитатель» педагог из ДОУ №1, 2 воспитателя из ДОУ № 2.
Предлагается проиграть ситуацию:
«Вы очень спешите. Прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к Вам обращается со своей «радостью»: «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Провести анализ поведенческих образцов родителей.
Старший воспитатель (методист): А теперь скоординируйте свое внимание на анализе взаимоотношений педагога с родителями воспитанников. Упражнение предлагается в форме рисунка.
Анализ упражнения.
1. Вам было сложно или легко выполнить это упражнение?
2. Насколько вам удалось отразить в рисунке характер вашего реального отношения с родителями?
3. Хотелось бы вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?
Старший воспитатель (методист): И последний раунд в нашей игре. Предлагаю модифицировать одну из сказок так, чтобы ее содержание было перенесено на отношения воспитателей и родителей, инсценировать ее. Напоминаю участникам, что сказки обязательно имеют счастливый конец! Допускается импровизация и некоторое изменение сюжета сказки. Проигрывать сказку можно с помощью разных видов театра или игры-драматизации. Участвует каждый участник педсовета.
Анализ упражнения.
1. Как в сказке отразилось Ваше умение общаться с родителями?
2. Удалось ли вам передать характер изображенного образа?
Старший воспитатель (методист): Вот и закончился наш небольшой «Брифинг». Заключительное слово предоставляется руководителю ДОУ № 1:
Благодарю всех коллег, в том числе и наших гостей, за участие в нашем педсовете. В процессе «Брифинга» выяснилось, что семья для дошкольного учреждения обладает и достоинствами, и недостатками, что следует обратить внимание и подумать над тем, какие условия необходимы ребенку, чтобы он полноценно рос и развивался. И семья, и дошкольное учреждение имеют свои «плюсы» и «минусы». Поэтому нужно повысить педагогическую компетентность воспитателей. Для этого нужно
Решение педсовета.
Данная методика помогает определить взаимоотношения в семье, наличие семейных традиций, причин конфликтов между родителями и детьми. В ее основу положен опрос. Предназначена методика для учащихся, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации; семей, находящихся в социально опасном положении. Проводит исследование куратор группы, социальный педагог по мере необходимости и обращения за помощью. Предназначены результаты исследования для куратора группы, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога. Условиями исследования являются наличие анкет, согласие учащихся на анкетирование, соблюдение конфиденциальности. Методика проводится в стандартных условиях, возможна групповая или индивидуальная форма проведения. Обработка результатов исследования помогает выявить «проблемное поле» семьи и оказать необходимую помощь.
Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
а) очень хорошими;
б) хорошими;
в) не очень хорошими;
г) плохими;
д) не очень плохими.
Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?
б) не совсем;
Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)
Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным дням;
Что делает ваша семья, собравшись вместе?
а) решаете сообща жизненные проблемы;
б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;
в) работаете на приусадебном участке;
г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
д) обсуждаете вопросы учебы детей;
е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
ж) каждый занимается своим делом;
з) допишите, что ещё ______________________________________
Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
в) иногда;
д) не бывают.
Чем обусловлены ссоры, конфликты?
а) непониманием членами семьи друг друга;
б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)
в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
г) разногласиями в вопросах воспитания детей;
д) злоупотреблением алкоголем;
е) другими обстоятельствами (укажите) ________________________________________________________________________________________________________________________________8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
Отметьте значком √.
а) примирение;
б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
в) прекращение конфликта на некоторое время;
г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
в) иногда.
Как вы реагируете на семейные конфликты?
а) переживаю, плачу;
б) становлюсь на сторону одного из родителей;
в) пытаюсь помирить родителей;
г) ухожу из дома;
д) замыкаюсь в себе;
е) отношусь безразлично;
ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;
з) пытаюсь найти поддержку в других людях.
10. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
С матерью. Мы провели также анкету «О взаимоотношениях в семье » (Шакурова М. В), которая помогает... как часто семья собирается вместе и т.д. Анкета "Взаимоотношения в семье " Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье , выявить...
Познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье . Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение... , психолого- педагогической литературы. Подготовка анкет для родителей. -Проведение анкетирования родителей...
Соц иологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей для реализации системных обновлений и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования
Социологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей для реализации системных обновлений и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования составлены по материалам МБДУ « Солнышко»
Материалы представлены старшим воспитателем Лешуковой А.Н.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Вашему вниманию представлены социологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования отражают степень удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ в рамках проекта: « Разговор по душам».
Одним из методов мониторинга является анкетирование.
Анкетирование - это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Интерпретация результатов изучения удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ в условиях системных обновлений.
Представим результаты анкетирования родителей.
Количество опрошенных родителей: 26 человек (родители воспитаников всех групп).
А НК ЕТА « Удовлетворенность качеством образования воспитанников МБДУ «Солнышко»
1.Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг(отметьте один ответ в каждом вопросе):
вопросы |
показатели |
ответы |
|
а) менее 1 года |
|||
б) от 1 года до 2-х лет |
|||
в) более 2-х лет |
|||
в) об организации питания |
|||
д) не получаю информацию |
|||
е) другое |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
б) организация питания |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
в) обеспечение литературой и пособиями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
д) профессионализмом педагогов |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
е) взаимоотношения сотрудников с детьми |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
ж) взаимоотношения сотрудников с родителями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
з) оздоровление детей |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
и) воспитательно-образовательный процесс |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
а) воспитанием ребенка в детском саду,
Да, в полной мере- 86%
Да, частично -14%
Трудно сказать
б) отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду-
да, в полной мере -85%
Да, частично -10%
Трудно сказать -
4.Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?
Да, в полной мере -100%
Да, частично- 0%
Трудно сказать-
Да, в полной мере
Да, частично-76%
Трудно сказать - 12%
6.Устраивает ли она Вас?
Да, в полной мере- 84%
Да, частично - 8%
Трудно сказать -8%
7.Как Вы относитесь к родительскому образованию? __96%- «положительно»;
4%- « можно и почаще»
8.Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров?
Да, в полной мере -58%
Да, частично -37%
Трудно сказать -5%
Посещение воспитателем ребенка на дому- 0%
Родительские собрания-80%
Посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением-24%
Совместные праздники и развлечения -64%
Индивидуальные беседы и консультации-88%
Да, в полной мере
Да, частично
Скорее нет, чем да
удовлетворенности
Физически развитый
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения
Способный управлять своим поведением
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Уровень воспитанности
12.Вам нравится территория и помещение детского сада?
Да, в полной мере 77%
Да, частично 23%
Нет удовлетворенности
Проанализировав анкеты было выявлено, что 68% родителей получают информацию: о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания, о режиме работы дошкольного учреждения - 100%, о питании - 100%. Недостаточно получают информацию - 20% родителей, и не получают информации - 8%.
Можно предположить, что у 20% родителей есть потребность получить информацию о целях и задачах ДОУ в области развития и воспитания своего ребенка. Не получают информацию 4%. Возможно родителями недостаточно проанализирована информация, поступающая от сотрудников ДОУ.
По изучению вопроса об удовлетворённости качеством дошкольного образования мы получили следующие результаты: полностью удовлетворены - 72%, частично - 24%,не удовлетворены - 4% (организация питания).
Родители отмечают, что черпают информацию об особенностях развития ребенка в детском саду из: информационного стенда - 85%. Из этого следует, что возможно не всю информацию об особенностях развития ребенка следует выставлять на информационные стенды (конфидициальная информация). Наиболее приемлемая форма получения информации: индивидуальные беседы с воспитателями (96%). 4% опрошенных родителей возможно не получают этой информации. Можно предположить наличие потребности в получении информации из индивидуальных бесед, либо не считают эту информацию достоверной или важной для себя.
62% родителей отмечают, что получают информацию об особенностях развития своего ребенка из бесед с медицинской сестрой. Возможно, что у 38% родителей нет необходимости проводить индивидуальные беседы, хотя нельзя отрицать наличие такой потребности.
Более чем половина опрошенных родителей (62%) получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с педагогом-психологом. Вероятно, это объясняется вниманием специалиста к особенностям развития детей дошкольного возраста: готовность детей к обучению в школе, развитие когнитивной, эмоциональной сфер, нарушение коммуникативных навыков. Однако 38% родителей эту информацию не получают. Возможно, это связано с тем, что дети не требуют внимания педагога-психолога, так как развитие психических процессов находятся в пределах возрастной нормы.
48% опрошенных родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе индивидуальных бесед с музыкальным руководителем. 52% родителей не получают информацию на основе бесед с данным специалистом. Возможно, необходимую информацию музыкальный руководитель предлагает, использую групповые формы работы.
85% родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с заведующей ДОУ. 15% не получают информацию из данного источника. Возможно, это объяснятся отсутствием необходимости в организации индивидуальной работы с данными родителями.
86% родителей полностью удовлетворены воспитанием ребенка в детском саду.
Большинство опрошенных родителей удовлетворены отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду (86%), частично - 10%, нет - 5%.
Необходимым является анализ причин данной неудовлетворенности родителей.
Большинство родителей (76%) воспитанников знакомы с образовательной программой детского сада; частично не знакомы - 24% родителей. Можно предположить, что педагоги ДОУ организовали работу по ознакомлению родителей с образовательной программой.
Данное предположение подтверждает и то, что многие родители (76%) отмечают, что образовательная программа ДОУ в полной мере соответствует их запросам, 12% - отвечают «да, частично», 12% - трудно сказать. В связи с этим важным является анализ запросов данных родителей.
На вопрос:»Как вы относитесь к родительскому образованию?»- __96%- «положительно»; 4%- « можно и почаще»
Анализ вопроса о готовности родителей к образованию, специальным занятиям показал, что в полной мере 58% родителей готовы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров, 37%- готовы частично, 5-% затрудняются ответить на этот вопрос. Это говорит, о желании родителей принимать активное участие в воспитания детей.
По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:
Совместные праздники- 64%;
Родительские собрания с открытым показом мероприятий - 80%;
Индивидуальные беседы и консультации- 88%.
Такие ответы можно объяснить степенью заинтересованности родителей к данным формам взаимодействия.
91% родителей считают, что сотрудники детского сада регулярно интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование). У 7% опрошенных родителей на этот счёт иное мнение. Это объясняется, возможно, нежеланием родителей участвовать в опросе, идти на контакт с сотрудником, в неуверенности правильности своего ответа.
По вопросу оценки уровня удовлетворенности результатами достижения своего ребенка можно сделать вывод, что в целом родители удовлетворены результатами достижений. В полной мере 82% довольны первичными представлениями детей о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 92% довольны любознательностью, активностью; 76% - владением умениями и навыками; 76% - способностью решать интеллектуальные и личностные задачи; 72% - уровнем воспитанности. Однако 4% родителей показали неудовлетворенность уровнем физического развития детей; 16% - в области средств общения, 4% - первичными представлениями о себе, семье, обществе; 8% - умением детей работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
77% родителей отметили, что им нравится помещение и территория детского сада в полной мере.
Наиболее характерными проблемами для ДОУ из результатов опроса являются:
Недостаточное информирование родителей о ребенке, его трудностях, успехах - 12%
Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы - 6%
Недостаточная профессиональная компетентность педагогов - 6%
Недостаточное внимание к детям - 14%
На первом месте среди проблем в ДОУ, по мнению родителей, недостаточное внимание к детям - 14%. Такое мнение можно объяснить субъективным восприятием родителей отношения к своему ребенку. Каждый родитель желает, чтобы именно его ребенок постоянно находился в центре внимания педагогов.
На втором месте находится проблема недостаточности качества воспитательно-образовательной работы-6%. Данные ответы характерны тем родителям, которые не удовлетворены результатами детей в области формирования универсальных учебных предпосылок.
На третьем месте находится проблема недостаточной информированности родителей о ребенке, его трудностях, успехах - 6%.
Анкетирование родителей показало, что большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности - 58%.
Индивидуальное собеседование с родителями показывает, что чаще всего родители задают конкретные вопросы: «Как организовать ребенка дома?». Далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и развитии детей. Выявить проблемы помогает психолог в процессе индивидуальных собеседований: вопросы воспитания и развития ребёнка, готовность к обучению в школе, проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ, проблемы поведенческого характера, общения. Зачастую родители не обозначают проблемы создания дома среды для развития интеллектуальных, творческих способностей детей, самостоятельности, игровой деятельности, игры с детьми дома, общения родителей с детьми.
Характер проблем родителей в воспитании и обучении де-тей определяет направление, содержание, методы и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями макси-мально дифференцированным, ориентированным на их лично-стное развитие.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости но-вовведений в сотрудничестве с родителями. Необходимы разработка и внедрение системы работы для ак-тивного включения родителей во взаимодействии с ДОУ. Родительское сообщество готово к активным формам взаимодействия в ДОУ. Уровень психолого-педагогической грамотности низкий, лишь ограниченная часть родителей хотела бы развиваться в данном направлении (58%). Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели в большинстве своем, а не заказчики и активные участники. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами ДОУ. При этом не ищут причины в своей семье, а всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение.
Таким образом, анкетирование родителей по вопросу взаимодействия с семьей позволяет выделить следующие затруднения :
Недостаточный уровень мотивации родителей к взаимодействию с ДОУ в различных формах;
Стереотипное восприятие отдельными родителями детского сада как учреждения для присмотра и ухода, а не первой образовательной ступени в жизни ребёнка.
Причиной данных затруднений является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов и администрации ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников.
Анализируя результаты мониторинга взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, выявив типы семей, их образовательный уровень, ожидания и проблемы родителей недостатки и положительные стороны работы педагогов с детьми и родителями, степень удовлетворённости работой ДОУ, необходимо выяснить их причины. Разработать организационные, методические и педагогические цели, которые должны реализовывать педагогический коллектив и руководитель ДОУ.
Продолжать вести работу по определению условий взаимодействия с родителями, по совершенствованию содержания, формы и методов сотрудничества в воспитании и развитии детей, для реализации системных обновлений.
Создать систему сопровождение и консультирование семьи исходя из потребностей родителей, как заказчиков на образовательные услуги ДОУ по вопросам:
Образование и развитие детей раннего возраста, подготовки детей к школьному обучению;
Учитывая выявленные по результатам мониторинга затруднения, совместно с педагогами разработать перспективный план реализации программы взаимодействия ДОУ с семьей. Проводить постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ по промежуточным и конечным результатам.
Организовывать просветительскую работу с родителями воспитанников с целью передачи достоверной информации о целях и задачах детского сада в области развития и воспитания дошкольников, особенностях развития детей, содержании деятельности педагогов ДОУ.
Активизировать просветительскую работу с родителями дошкольников на основе привлечения специалистов для индивидуального и группового консультирования с учётом социального запроса, проблем и интересов родителей, индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Внедрять наиболее эффективных формы взаимодействия с семьями воспитанников с учетом выявленного мнения родителей
Привлекать родителей к жизни детского сада на основе регулярного посещения мероприятий, участия в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ, организации деятельности родителей по рекламе деятельности ДОУ.Педагогам обратить внимание на работу педагога Тихонюк А.М.
При организации деятельности с детьми использовать эффективные педагогические технологии, реализуя их через различные виды детской деятельности.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ изучить ситуацию развития ребенка (через наблюдения, индивидуальные беседы с ребёнком, диагностические методики); изучения состояния детского, родительского, педагогического коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса, а также разработки рекомендаций.
С целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определять наиболее эффективные методы и формы в работе с дошкольниками. Информировать родителей об особенностях развития и воспитания ребенка на каждом возрастном этапе; об особенностях семейного воспитания.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и педагогического коллектива в рамках реализации ФГОС посредством организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с участием родителей, тренингов детско-родительских отношений.
Совместно с педагогами, специалистами ДОУ планировать работу по формированию интегративных качеств.
Активно участвовать в проведении родительских собраний с, индивидуальных психолого-педагогических консилиумах, тренингах детско-родительских отношений с целью проектирования и реализации деятельности по коррекции выявленных затруднений.
Анкета для родителей на тему: «Физкультура в вашей семье»
Перечислите их____________________________________________
Какие?____________________________________________________
______________________________________________________________
Соблюдает ли он эти правила?_______________________________
______________________________________________________________
ребёнка?_______________________________________________
выходные дни:
- подвижные игры - просмотр телепередач
- чтение книг - игры за компьютером
- конструирование - рисование
- игры с игрушками - настольные игры
пределы города?__________________________________________
Спасибо за искренние ответы !
Анкета для родителей на тему: «Защита прав ребёнка»
____________________________________________________________
___________________________________________________________
В чем оно проявляется?_____________________________________
___________________________________________________________
уважение?__________________________________________________
______________________________________________________________
либо событий?______________________________________________
правил поведения?___________________ Используете ли Вы эти
наказания?___________________________________________________
занностям Ваших детей?_____________________________________
_______________________________________________________________
Спасибо за искренние ответы!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашего детского сада более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.
В чем Вы видите причины заболеваний? ___________________________
Если «Да», укажите время основных его компонентов
Будние дни Выходные дни
Спасибо за сотрудничество!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(нужное подчеркнуть )
совсем не болеет,
редко болеет,
часто болеет.
недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
наследственность, предрасположенность.
частично.
соблюдение режима,
полноценный сон,
достаточное пребывание на свежем воздухе,
здоровая гигиеническая среда,
благоприятная психологическая атмосфера,
физические занятия,
закаливающие мероприятия.
облегчённая форма одежды на прогулке,
облегчённая одежда в группе,
обливание ног водой контрастной температуры,
хождение босиком,
прогулка в любую погоду,
полоскание горла водой комнатной температуры.
частично,
частично,
Дата………………………. Спасибо!
Группа___________________________________________________ ____
«Удовлетворенность качеством образования воспитанников»
Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены качеством
образовательных услуг(отметьте один ответ в каждом вопросе):
вопросы |
показатели |
Ответы |
|
Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ |
а) менее 1 года |
||
б) от 1 года до 2-х лет |
|||
в) более 2-х лет |
|||
Владеете ли Вы информацией о работе учреждения |
а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания Вашего ребенка |
||
б) о режиме работы дошкольного учреждения |
|||
в) об организации питания |
|||
г) получаю недостаточно информации |
|||
д) не получаю информацию |
|||
е) другое |
|||
В какой степени Вы удовлетворены качеством дошкольного образования детей по следующим критериям: |
|||
а) состояние материальной базы учреждения |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
б) организация питания |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
в)обеспечение литературой и пособиями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
г) санитарно - гигиенические условия |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
полностью удовлетворен |
|||
д)профессионализмом педагогов |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
е)взаимоотношения сотрудников с детьми |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
ж)взаимоотношения сотрудников с родителями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
з) оздоровление детей |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
и)воспитательно-образовательный процесс |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
Средний показатель удовлетворённости качеством дошкольного образования детей (по предложенным критериям) |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни»
Анкетирование проводилось с 21.03 по 25.03. 2016 г. во всех группах детского сада.
Родители проявили активность и заинтересованность.
Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни»и «Здоровье», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее.
8% родителей указали на недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
19%- на недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
а 54%-отметили причиной заболеваемости ребёнка: наследственность и предрасположенность.
Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе в облегчённой одежде(50%),прогулки в любую погоду(57%),благоприятная психологическая атмосфера(57%),физические занятия(62%) и водные процедуры и контрастный душ (8%), полоскания горла водой комнатной температуры(31%), что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.
На вопрос: «Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?»-52% ответили «да», 35%-«частично», «нет»-15%.Можно сделать вывод, что родители слабо осведомлены в вопросах об укреплении здоровья.
90% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома.
85% родителей отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.
Развитие навыков здорового образа жизни происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется
Воспитателям всех групп постоянно проводить работу с родителями по теме «ЗОЖ»;
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.