Цель: формирование представлений детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
1)Познакомить детей с культурой русского народа.
2) Познакомить с традициями празднования народных и православных праздников осенью.
3) Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки «Репка».
4) Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, фольклор.
5) Воспитывать патриотические чувства.
6) Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству обычаям, обрядам, играм родного края.
Материалы: уголок русской избы, хозяйка в русском костюме, предметы быта, костюмы для инсценировки сказки «Репка», каравай, игрушка- Петрушка, ширма.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных праздников «Покров», «Ярмарка»; заучивание пословиц об осени, народных приметах, о хлебе; заучивание стихов об осени; разучивание русских народных игр и хороводов «Мукомол», «Вызрела пшеница»; игра драматизация – «Репка».
Ход занятия
Под народную музыку, дети заходят в зал и садятся на скамейку.
Вос-ль: Мир вам гости дорогие веселья вам и радости!
Скажите, ребята: вам знакома мелодия, которая сейчас звучала. Что вы о ней можете сказать? Какая она?
Дети: Веселая, народная.
Вос – ль: Ребята, а мы можем назвать себя русским народом?
Дети: Да.
Вос – ль: Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Вос – ль: У каждой страны есть свой главный город. Как называется главный город нашей страны?
Дети: Москва.
Вос – ль: У каждого народа свои песни, танцы, игры, обычаи. Каждый русский человек должен с уважением относиться к культуре и традициям своего народа. Сегодня, я, пригласила вас в эту просторную русскую избу к теплой печке.
И обычаи русские вспоминать.
Вот и наступила осень, богатая урожаем и праздниками. Как называется первый осенний месяц?
Дети: В сентябре и лист на дереве не держится, холоден сентябрь да сыт.
Вос – ль: А какие замечательные стихи об осени вы сейчас нам прочитаете?
Дети: Читают стихи.
1 ребёнок. Пролетело лето, как большая птица
Вот уже и осень в двери к нам стучится
И листок осенний тихо и печально
Падает на землю, словно бы нечаянно.
Длинноногий дождик будет слёзы лить,
Тонкая рябинка – у окна грустить.
2 ребёнок . Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот
Пожелтеет листик вишни,
На дорожку упадёт.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
3 ребёнок . Вот вторая: куст малины-
В нитях белой паутины,
Удлинится в полдень тень,
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака.
Станет пасмурной река.
4 ребёнок . Третья верная примета:
Если осень рядом где- то
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж точно жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит наступила осень.
Вос-ль: Нынче Осенины - Осени именины; нашу осень прославляем, от души всех поздравляем.
Дети исполняют песню – закличку «осеница – царица»
Осень, осень, в гости просим
Погости-ка, Осень, неделек да восемь!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Вос-ль: Самый главный подарок Осени – хлебушек. С незапамятных времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом – караваем. Но нелегко он доставался людям давайте расскажем, как появлялся хлеб на столе.
Хоровод с пением « Вызрела пшеница»
1)Вот и вызрела пшеница на полях.(2р.)
Златокудрая красавица.(2р.)
2)Скосили ту пшеницу на заре (2р.)
А косили осень бережно,
Ведь зерно дороже золота(2р.)
3)Связали ту пшеницу во снопы(2р.)
Снопы крепкие,высокие.
4)Молотили получилось зерно!(2р.)
Хлеборобы парни ловкие,
Хлеборобы бережливые.
Ролевая игра с движениями «мукомол»
Мукомол, мукомол, ты нам зерна смолол,
Пышки для мышки,
Сайки для зайки,
Для ежей отличные,
Бублики пшеничные.
А для ребят вкусный каравай.
Вос-ль: А чтобы каравай был пышным, да вкусным, поможет нам русская печка!
Дети: Ой, да печка сударыня!
Помоги нам, испеки
В дом богатство принеси.
Пословицы о хлебе.
Без хлеба нет обеда.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Хлеб всему голова.
Ржаной хлебушко- пшеничному дедушка.
Вос-ль: А пока каравай печется, разговор у нас ведется. Второй месяц осени, октябрь - позимник, грязник. 14 октября -Покров, первое зазимье, до обеда- осень, после обеда – матушка зима!
Дети читают пословицы
Батюшка покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!
Батюшка покров, натопи хату без дров!
Вос-ль: Когда заканчивались полевые работы собиралась молодёжь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. А то и песню запоют, плясать пойдут, играть начнут, шуткой перебросятся. А еще на покров ярмарки открывались. Пришла ярмарка с добром, с пряниками,пирогами орехами. С песнями, плясками и потехами, кукольными представлениями.
Из-за ширмы появляется Петрушка
Петрушка: Здравствуйте дети!
Вот и я Петрушка!
Бубенцы мои звенят,
Шапка на макушке,
Нынче снова у ребят
Весельчак Петрушка.(приплясывает)
Я развлечь хочу ребят,
Посмешить немножко
Кто из вас Петрушке рад,
Хлопайте в ладоши!
Все садитесь, кто на пенёк, а кто на лавку, да не делайте давку!
Представление начинается. Ярмарка открывается!
Была репа важная,
Дивилась старуха каждая;
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!
Вос-ль: Ребята, о какой репке говорит Петрушка?
Дети: О сказке «Репка».
Вос-ль: А у нас на ярмарке есть такая репка! Давайте покажем и расскажем всем гостям, как она у нас появилась.
Игра – драматизация «Репка».
Ведущая. Репку дед посадил,
Он старался что есть сил.
А чтоб репка росла, что нужно ребята?
Давайте позовем дождик:
Дождик, дождик пуще
Будет травка гуще
Дождик, дождик посильней
Репку нашу ты полей!
Полил дождик репку, а чтобы она выросла ей нужно тепло, надо позвать, ребята, солнышко, позовем?
Все вместе. Солнышко, солнышко,
Красное, покажись
Выйди из-за тучи
Дам орехов кучу!
Выходит солнышко и поет песенку
Я желтенькое солнышко
Спешу, спешу, спешу.
Оранжевые лучики кругом я раздаю,
От этого всем весело
И все поют кругом.
Оранжевые лучики
Заглянут в каждый дом
(обегает вокруг репки, как бы посылая тепло репке, убегает)
Ведущая. Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива!
Ведущая. Вышел дед репку рвать....
(Выходит дед под музыку)
Дед. Надо репку уже рвать,
Ведущая. Тянет потянет вытянуть не может
Дед. Бабку надо бы позвать.
Ну-ка, бабка, не ленись
И за мною становись. (Бабка и дед тянут репку.)
Ведущая. Бабка за дедку. Дедка за репку, тянут потянут вытянуть не могут!
Бабка. Надо внучку бы позвать,
Так нам репку не сорвать!
Очень выросла большая
И тяжелая какая!
Ведущая. Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.
Внучка. Нет, не справимся опять,
Нашу Жучку надо звать.
Ну-ка! Жучка, не ленись,
За подол скорей берись!
Ведущая. Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала.
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе!
Жучка. Гав-гав-гав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда!
Ведущая. Тут и Мурка подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда:
Ни туда и ни сюда!
Мурка. Кликнуть мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала!
(кричит) Мышка!
Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!
Мышка. Потрудиться я бы рада, а какая ждет награда?
Мурка. Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.
Ведущая. Станем вместе, скажем «ух».
Вытащили репку вдруг.
И веселый хоровод возле репки тут пойдет.
(Взявшись за руки, все водят хоровод. В качестве музыкального сопровождения можно
использовать русскую народную песню «Как у наших у ворот».)
Ай да репка, красота,
и кругла ты и вкусна!
Припев: Ай-люли, ай-люли,
и вкусна ты и кругла!
Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал!
Припев: Ай-люли, ай-люли,
как тебя он поливал!
Да как вместе мы взялись.
И немножко напряглись.
Припев: Ай-люли, ай-люли,
Да как вместе напряглись!
Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край!
Припев: Ай-люли, ай-люли,
Удивили мы весь край!
(Припев повторяется 2 раза).
Петрушка: Ай, да репка! Вот так диво! Так желта и так красива.
За такое представленье
Вот вам детки угощение.
(раздает ребятам петушка на палочке)
Вос-ль: А не поспел ли наш каравай?
Праздник наш мы завершаем
Вкусным пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежный рушником
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим!
(подношу каравай гостям)
Кушайте, гости, дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Осенины
Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Слушание: Г. Дмитриев. Листопад, в исполнении Большого детского хора им. В. С. Попова.
Дубрава и осень
Надела летом дубрава зелёный наряд, стоит, красуется. Увидела речку и говорит:
Никто меня не одолеет, не снимет с меня цветной наряд!
А речка ей отвечает:
Не хвались, дубрава, не хвались, зелёная! Придёт время - сама с себя его скинешь!
Много дней стояла дубрава, людям давала прохладу, питала плодами. Однажды повеяли буйные ветры, пали холодные росы, полили частые дожди. А дубрава всё похваляется:
Никто меня не одолеет! Не боюсь, не страшусь я ни грома гремучего, ни молнии палючей, ни вихря, ни бури! Не сниму свой цветной наряд!
А осень не спросит! Идёт по дубраве да наряд цветной снимает. Только листья по ветру летят и жалобно шепчут: «Где наша дубравушка? Где родная матушка?»
В конце сентября наступает всякому лету конец. В прошлые времена встречали осень у воды. По утрам выходили на берега рек, озёр встречать матушку Осенину. Женщина с овсяным хлебом становилась в центр хоровода, который молодые девушки водили вокруг неё.
Осень, осень, в гости просим! – пели все вместе.
Потом разламывали хлеб и всех им угощали.
Золотой венок
Жила-была крестьянская дочь Машенька. Осенью пришли для неё радостные дни - с любимым Иваном свадьбу играть, пировать-гулять. А чтобы на свадьбе себя украсить, отправилась Машенька в поле - на голову венок совивать.
По полю она ходила, редкие цветы находила, срывала и в рукав покладывала. Из рукава брала и венок голубой плела. Вдруг откуда взялись - буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Схватили у Машеньки свадебный венок с головы, с русой косы и понесли венок по чистому полю, по сырому бору да бросили-пустили в синее море. Пошла Машенька, заплакавши.
Навстречу ей идут три славных молодца. Остановились они и спрашивают:
Здравствуй, красная девица! Куда идёшь?
Я иду, свой венок ищу,- отвечает Машенька.
Отгадай наши загадки, и мы твой венок найдём.
Согласилась Машенька на этот уговор-условие. Вот добрые молодцы и загадывают:
Что без огня горит?
Что чаще лесу?
Что шумит без приметы?
Что бежит без прогону?
Что цветёт без расцвету?
Что растёт без коренья?
Что в воде лежит, да не тонет?
Недолго думала Машенька, отгадала все загадки, рассказывала:
Солнце без огня горит.
Звёзды на небе чаще лесу.
Ветер шумит без приметы.
Вода бежит без прогону.
Ель цветёт без расцвету.
Камень растёт без коренья.
Тень в воде лежит, да не тонет.
Добро-хорошо отгадала ты наши загадки! - говорят молодцы.
А знаешь ли ты, красная девица, кто мы такие, куда идём и что делаем?
Нет,- отвечает Машенька.
Мы - сыновья матушки Осени: буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Мы наперёд матушки идём, дорогу метём. По дубравам ходим-гуляем, деревья раздеваем, цветьё да листьё срываем, в землю зарываем. Это мы у тебя свадебный венок унесли. Да за твою смекалку, догадливость мы венок тебе принесём.
Пошли Ветер, Вихорь и Дождь и скоро принесли венок.
Только Машенька надела его на голову, на русую косу, как вдруг венок голубой стал золотой. Так матушка богатая Осень её наградила - свадебным подарком подарила.
Вместе с Осенинами отмечали праздник урожая (Госпожинки). Люди ходили друг к другу в гости. Благо было чем угостить: ведь собран весь урожай.
Через пять дней, когда осень зиме навстречу вышла, несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушке, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев.
Слушание: П. Чайковский. Времена года. Осенняя песня.
С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы уползали в норы. Приходила матушка Осенина.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь, mp3;
Дмитриев. Листопад, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Осенины на Руси (сценарий творческого урока)
(для первых классов).
Форма проведения : творческий урок
Воспитательные задачи : - закрепить знания о живой и неживой; - вызвать желание участвовать в творческом уроке; - учиться делать простые поделки и формировать умение выразительно произносить текст;
Доставить удовольствие одноклассникам и продолжить с ними дружеские отношения.
Стадия педагогического замысла . Учитель выбирает форму работы, предварительно договорившись с другими учителями, готовит стартовую беседу и пишет несложный сценарий.
Стартовая беседа . В конце сентября в классе появляется объявление: «Требуются: смелые фантазёры, руки умелые, чтецы. Спешите, спешите, принять участие в празднике!»
Коллективное планирование . На общем сборе учитель рассказывает, почему люди любят это время года, как чествуют его в народе. На сборе выбирается день, время проведения утренника. Ребята получают поручения или происходит распределение (по желанию) ролей.
«Артисты» - играют роли и делают костюмы.
«Оформители» - украшают помещение.
Стадия подготовки . Идёт выполнение поручений.
Стадия проведения. В назначенное время проводится творческий урок.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами творческий урок под названием Осенины. (Сл.1 ) Осенины – это древний праздник. Праздник прощания с летом и встреча осени.
В старину на Руси наши предки приход осени справляли трижды. (Сл.2)
(Сл.3) Первый раз – 14 сентября – начало Бабьего лета. Само выражение «бабье лето» появилось очень давно. Его связывали с периодом жизни крестьянских женщин. (Сл.4) , когда они заканчивали все свои полевые работы и начинали заниматься домашними делами: заготавливали впрок овощи и фрукты, (Сл.5)
(Сл.6) обрабатывали лён и ткали его.
(Сл.8) Люди весело праздновали этот день,
(Сл.9) ходили к друг другу в гости, ставили на стол угощения. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.
(Сл.10) 27 сентября – осень чествовали в третий раз. С этого дня все дворы были завалены грудами кочанов. (Сл.11)
Начиналась другая работа – рубка и засолка капусты.
(Сл12) И длилась эта работа целых две недели. (Сл.13)
Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей богов.
А теперь давайте произнесём закличку - 2раза, позовём Осень к нам в гости (Сл.14)
« Осень, осень милости просим!»
Осень: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало,
Но всему приходит срок-
Я явилась на порог.
Осень: Пришла я не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.
СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Ведущий: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ называли хмурень, ревун, заревник.
Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей
(Сл.15)
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ведущий: ОКТЯБРЬ называли позимник, листопад, грязник.
(Сл.16)
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ведущий:НОЯБРЬ называли полузимник, грудень.
(Сл.17)
Ребята участники «Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
Что в подарок принесла?
(Сл.18)
Осень: Принесла я вам муки!
Ребята: Значит,будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Ребята: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Ребята: И для супа и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Ребята: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки,что мёд!
Ребята: На варенье, на компот!
Осень: Принесла я мёду!
Ребята: Полную колоду!
Осень: Я и яблок, я и мёду,
Я и хлеба принесла
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла.
(Сл.19)
А дождику вы рады?
Ребята: Не хотим не надо!
Осень Тогда ребята, встречайте моих друзей!
(Выходят дети в масках овощей.)
Овощи хором. Здравствуйте, гости, ребята и взрослые!
(Сл.20)
Свёкла: Летом вы к вам приходили
Мы сегодня к вам пришли.
То,что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.
Морковь
: .
Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!
Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!
Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.
Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.
Картофель. Я картофель молодой.
Горох. Я горох.
Фасоль. А я фасоль.
Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох
.
Осень:
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков
!
Выходит колорадский жук и читает стих в стиле реп
(Сл.21)
К. жук.
Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.
(Ребята которые вели диалог с осенью выходят и
брызгают на колорадского жука из распылителей
)
К. жук (убегая) Караул!
Ребята
1-й
Отравы
жук
не потянул!
2- й
Возвратился в Колорадо
…
.
3-й
Или лапки протянул
…
.
(Овощи уходят
)
Ведущий: Пора нам ребятки отдохнуть.Поиграем в игру «Рифмофокусы»
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький
.
Молодцы! Пришла пора нам заглянуть лес…
(Сл.22)
Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки
(Сл.22) Белка 1: (оглядывается по сторонам )
Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.
Белка2 Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.
Белка 1 К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.
(Сл.22)
Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.
Заяц 2 Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.
(Сл.22)
Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)
Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.
(Сл.22)
Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.
Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые
Мне зимовать придется не впервые.
(Уходят)
Осень: Ну, вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Звери поменяли летние одежды на зимние . Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать около жилья человека.
Ребята читают стихи.
(Сл.23)
1-й
Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
(Сл.24)
2-й
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
(Сл.25)
3-й
Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.
Ведущий: Что то мы с вами заскучали, а давайте в игру поиграем «Улетели птицы»
Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.
Улетели птицы:
Голуби,
куницы
.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи
и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары
, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы,
ежи
.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Осень: Ребята, сделайте и вы мне подарок. Я знаю, что многие поэты на Руси писали очень красивые стихи про осень, почитайте мне их.
Ведущий: А что, ребята, порадуем Осень?
(Сл.26) Ребята читают стихи
А.С.Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
.
Алексей Толстой
Осень. Обсыпает весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
(Cл.27) Николай Некрасов
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок
Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. .
(Сл. 28) Сергей Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Действительно,ребята, зимы уже не долго ждать осталось. Уже наступают холода и первые заморозки. Но мы грустить не будем, ведь каждое время прекрасно по своему. Давайте на прощание споём песню «Чудная пора осень».