Мягкая школа. Мягкая школа – игровые упражнения для детей и родителей

05.07.2019

Обзорная статья на основе материалов из интернета.

Цитаты из книги основателя Мягкой школы Эллы Глушковой: «Если ребёнка оберегать от трудностей, то при встрече с тёмными сторонами ему придётся несладко. А их не избежать. Человек может сломаться. Иногда безвозвратно. Основная задача Мягкой школы помочь ребёнку использовать сложности жизни для своего развития…. Мягкая школа – это сплав телесно-ориентированной психотерапии, актёрских техник и общефизической подготовки…Дети становятся спокойней, растёт самооценка и чуткость в отношении к себе и окружающим. Постепенно падает уровень агрессии, страхов и напряжения. Уходит излишняя застенчивость, потребность самоутверждаться за счёт асоциальных действий. Повышается организованность и самостоятельность. Происходит скачок в развитии координации, силы, ловкости и выносливости ребёнка. У родителей снижается тревожность и гиперопека, растёт взаимопонимание с ребёнком…Как работает Мягкая школа? В процессе занятий создаются проблемные ситуации, которые нужно преодолеть. Невозможно научиться быть успешным в мире конфликтов без реальной практики конфликтов».

Семейная Мягкая Школа (СМШ) - это безопасные игровые упражнения для детей и родителей на основе мягких стилей воинских искусств. Эти тренировки раскрывают свободу, смелость, чуткость, гибкость и умение адекватно выходить из любой сложной ситуации. Здесь хоть и есть связь с мягкими боевыми практиками, но ребёнок, скорее, учится правилу «Побеждает тот, кто не участвует в драке». Такие занятия помогают снять психофизические мышечные зажимы самого поверхностного уровня, а в будущем помогут ребёнку справляться с трудностями социального уровня, спокойно реагировать на жизненные неурядицы, уворачиваться от неприятностей и выкручиваться из любых проблем: искать компромиссы, договариваться, обсуждать и делать выбор. Невозможно улизнуть в умствование и привычные защиты. Надо делать, двигаться, решать. Иначе дискомфорт, неудобство или даже телесная боль. Но благодаря именно игре, всё весело и легко. Упражнений очень много и есть те, которые рассчитаны уже на возраст от 6-ти месяцев.

Основные принципы школы.

Правило трех «Т». Тисканье, творчество, трудности.

1. Тисканье (телесный контакт): телесная похвала, касания к ребёнку с определёнными мыслями и посланиями.Чтобы решать трудные задачи и быть уверенным в себе, ребенку необходим тактильный контакт с родителями.

2. Творчество : индивидуальный подход, ситуативное реагирование, чуткость ко всем и каждому, постоянное придумывание новых задач и их решение.

3. Трудности (то, что мы преодолеваем в процессе роста): «нет проблемы – есть задача», идём туда, где сложно и делаем себе приятно, учимся видеть задачу в любой игре и в любой ситуации, учимся решать эти задачи с интересом и радостью. Ставится индивидуальная задача, которая должна быть решена в течение занятия.

Родитель ничего сам не даёт в руки ребёнка. Хочешь – достань. Хоть залезть – залезь, но придётся самому слезать. Оказался в новой ситуации – решай. Я здесь, стою рядышком, верю в то, что всё у тебя получится. А ребёнок преодолевает трудности. Если малыш хочет куда-то залезть – пусть лезет, главное, чтобы он всё делал самостоятельно.

Пять основных групп упражнений.

Первые три (толкание, выкручивания, прилипание) – это своеобразный кинестетический массаж (массаж в движении). Может проводиться от 15 минут до нескольких часов и иметь соответственно разную глубину результатов.

1. Толкание.

Психически и физически раскрепощает, снимает телесные зажимы, развивает умение чувствовать своё тело, умение уворачиваться, удерживаться на ногах от любого давления на любую часть тела в любой позиции и ситуации, умение двигаться от воздействия партнёра, а не от страха (тело отзывается на самое незначительное воздействие).

2. Заломы и выкручивание.

Развивает умение выбираться из любой ситуации при захвате конечности и вытекать в удобное положение, в результате снимаются телесные зажимы, развивается гибкость, подвижность, способность выходить из затруднительных положений, способность через расслабление уйти там и так, как совершенно не ожидалось бы.

3. Прилипание.

Развивает чуткость, непосредственное реагирование, внимательность к себе и партнёру, расслабление в движении.

4. Акробатика.

Развивает умение правильно (мягко) падать, группироваться или уходить в безопорный кувырок на любой поверхности из любого положения, оставаться живым и здоровым в любой неожиданной ситуации, связанной с падением. За счёт очень медленного исполнения на первых этапах уходит страх и напряжение, появляется расслабление, уходит скованность, преодолеваются внутренние барьеры, появляется максимальная двигательная естественность. Человек позволяет кувырку совершиться спонтанно, а не делает его. Когда тело расслаблено, то не может возникнуть никаких травм при падениях. Никогда не будет боли.

5. Выползание.

Развивает ловкость, точность движений, умение слушать себя, ситуацию и выходить из сложных ситуаций, вырабатываются собственные приемы выползания, основанные не на борьбе, а на выведнии расслабленной силы. Начинать можно с простейшего прижимания и переходить к более сложным видам блоков и узлов, когда необходимо сочетать работу с весом, выход из узлов и болевых, выведение силы.

Организация занятия.

В начале все берутся за руки, кланяются – выражают благодарность друг другу. Тренер озвучивает зачин (короткая игра, позволяющая освоиться и доверять).

Сначала то или иное упражнение выполняет взрослый. Затем объясняют порядок действий ребёнку.

Почти все упражнения выполняются на полу.

Не надо лезть в душу и пытаться понять причины сформированного зажима или комплекса. Просто проходя различные посильно сложные ситуации, которые хочешь - не хочешь, а решать надо - тело не проигнорируешь, ребёнок учится новым способам взаимодействия с собой и окружающими, слышит себя, учится решать любые задачки. Они становятся для него интересными и желанными. Восстанавливается, сохраняется и растёт врождённая потребность в развитии и учебная мотивация.

Самое главное - чтобы это было игрой. Чтобы мама смеялась, не психовала, не расстраивалась.

Обнимать и целовать ребёнка постоянно после каждого упражнения и во время них.

Начинать с простых упражнений, не приступать сразу к сложным, это может привести к новым зажимам вместо ожидаемого раскрепощения. Если слишком спешить и ставить завышенную планку. Ребёнок перестанет даже пробовать осваивать новое. Но и не застревать в простых упражнениях, а идти дальше.

А умеете ли вы играть с ребенком? А приносит ли вам игра удовольствие? А как сохранить позитивный настрой в игре?

Всему этому можно научиться и самое главное постоянно практиковать в Семейной Мягкой Школе.

«Мягкошкольные» игры представляют интерес и пользу для всех возрастов, независимо от особенностей развития.

Семейная Мягкая Школа – методика целостного развития личности, включающая в себя систему упражнений в виде игр. Применяется в работе со всей семьей и детьми разного возраста (и особенностями развития). В её основу входят мягкие стили воинских искусств, которые помогают последовательно раскрыть врожденные способности личности и способности быть смелым, чутким, гибким, уметь адекватно реагировать на любую сложную ситуацию.

Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой, дефектолога по образованию. Методика появилась более 20 лет назад и попасть на занятия СМШ вы уже можете в разных городах России и за её пределами.

Чем интересна Мягкая Школа детям:

  • развивает гибкость, сообразительность, коммуникацию
  • малыши овладевают своим телом, учатся удерживать равновесие
  • учатся группироваться и падать мягко, безопасно передвигаться в пространстве
  • развивает умение адаптироваться
  • развивает чуткость и внимательность

А — родителям:

  • позволяет вдоволь наиграться со своим ребенком
  • дает положительные эмоции
  • поддерживает взаимную теплую телесную связь с малышом

Основные мягкошкольные принципы:
(расположены в случайном порядке):

  • лучшее средство обучения - игра
  • идем к сложному
  • позитивное мышление
  • партнерство и диалог
  • работа в семье
  • ситуативный подход
  • правильно - значит удобно
  • постепенность и последовательность
  • чуткость и настрой на каждого с учетом особенностей развития и возраста
  • целостность
  • интеграция
  • учи только тому, что умеешь
  • заканчиваем на успехе
  • сначала полюби, потом учи

В Мягкой Школе можно и нужно:

  • играть с малышом, приглашая его в игру
  • хвалить телесно
  • хвалить за дело, даже тогда, когда поначалу не очень получается
  • много трогать и обнимать малыша
  • «вкусно» играть для себя, показывать детям пример радости
  • чувствовать ребенка и наблюдать за ним
  • объяснять с любовью
  • поощрять к занятию через получения удовольствия от веселых игр

Родителям лучше идти от ребенка, приглашая его в игру, а можно просто побегать вместе с малышом или другим ребенком, посидеть в обнимку. Попробовать себя в творчестве.

Все преимущества Мягкой Школы невозможно описать, можно только прочувствовать, поиграть, попробовать на себе. А когда ты начинаешь игры со своим ребенком, со своей семьей - Мягкая Школа притягивает и завлекает!

Приходить ВСЕЙ СЕМЬЕЙ и весело играть - лучшее решение!

С собой - ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, одежду: удобную и свободную для движений, чистые носки, воду для питья!

«Начни с себя — один из простых, но важных принципов Семейной Мягкой Школы. Вот какова сейчас моя задача. А научился сам — научи другого и порадуйся за него! Что мы и делаем на занятиях Семейной Мягкой Школы! Приходите с нами радоваться своим и чужим успехам!»

Ведущая Семейной Мягкой Школы - Ольга Панкратова

Занятия проходят по адресу: г. Королев, Октябрьский бульвар дом 14

Играя с детьми, мы каждый раз делаем маленькие открытия, радуемся, чувствуем поддержку друг в друге. Мы смотрим на мир глазами ребенка и понимаем: так легко и свободно можно жить каждый день! Отбросив, страхи, тревоги и обиды, мы перестаем ожидать чего-то от жизни и окружающих, мы становимся открытыми этому миру, и мир в ответ творит для нас чудеса!

Семейная Мягкая Школа появилась на свет 20 лет назад в Москве. С тех пор она росла, развивалась и путешествовала по стране и даже за её пределы. В Екатеринбурге Семейная Мягкая Школа обитает уже второй год, но до сих пор немногим известно, что это за птица .

Семейная Мягкая Школа (СМШ) – уникальные телесные игры для всей семьи, направленные на освоение культуры движений, гармоничное психическое и социальное развитие личности.

«Мягкошкольные» игры универсальны. Они интересны и полезны детям разных возрастов, не исключая и взрослых, поэтому на занятия приходят всей семьей: мама, папа и дети. Малыши, дошкольники, школьники и даже подростки, которые могут играть с младшими братьями-сестрами и заниматься самостоятельно во взрослой группе.

В детях столько озорства и энергии, что взрослые буквально заражаются ей, забывая про свою взрослость и серьёзность, играют наравне, понимая, что игра с ребёнком — это вовсе не родительская повинность, а увлекательный процесс.

Телесный контакт

На занятиях в любых возрастных группах много внимания уделяется тактильному контакту взрослого с ребенком. Ведь именно тактильные ощущения для ребенка с самого рождения являются основными при восприятии окружающего мира.

Малыш растет, его пререстают кормить грудью, реже берут на руки. Садик, школа, больше самостоятельности и все меньше телесного общения с родителями. СМШ помогает сократить дистанцию между ребенком и родителями, учит мам и пап доставлять детям столь необходимые для них тактильные ощущения в самой доступной для любого ребенка форме – в игре. И как ни парадоксально, особенно актуальными такие занятия могут стать для детей предподросткового и подросткового возраста.

Почему мы привлекаем на занятия родителей?


Маленькие дети еще очень привязаны к родителям. Только учатся общаться с другими детьми, работать в группе. До 7 лет дети обучаются преимущественно по подражанию, и смотрят на родителей, больше, чем на инструктора. Если ребенок на первых занятиях стоит в стороне, заняв наблюдательную позицию, или даже совсем на нас не смотрит, это ещё не означает, что он не в процессе — он впитывает, запоминает, учится! Позже, дома, во дворе, в детском саду, он постепенно начинает использовать полученную на занятиях СМШ информацию в играх, в общении, в возне с родственниками и гостями.

Поначалу задача взрослого заниматься даже больше для себя, прочувствовать на себе все упражнения, чтобы помочь малышу осваивать их. Главный принцип СМШ – «учим другого тому, что умеем сами». К тому же, если ребенок видит, что маме-папе нравится, значит, это действительно интересно, приятно и весело.

Не нужно детей заставлять или ругать их за то, что они не занимаются. Занятия СМШ строятся так, чтобы все участники были организованы, вовлечены в общие игры, которые очень короткие (3-5 минут), потому что у маленьких детей очень быстрая переключаемость. Родителям не надо в точности исполнять упражнение – можно заменить другим, близким, поменяться с ребенком ролями, просто побегать, посидеть в обнимку, поиграть с другим ребенком… , т.е. включить творческое мышление.

В общем, лучше «идти от ребенка», ненавязчиво вовлекая его в веселую возню. Мы, взрослые, выросшие на «НАДО» пытаемся все время учить, чем закрепощаем своего ребенка, а нужно ведь всего-то – ПОИГРАТЬ!

От 6 месяцев до 3 лет


Замечательно, что заниматься в СМШ можно с малышами, которым исполнилось всего 6 месяцев. На таких занятиях много потешек, массажиков и обнимашек. Груднички уже общаются со сверстниками, детками постарше и другими взрослыми. Все участники занятия вне зависимости от возраста учатся владеть своим телом, мягко и безопасно падать, ловко уворачиваться. А мамочки-папочки учатся играть со своим ребенком, наблюдая за его свершениями, общаются между собой на другом уровне (в основном на коленях и ползком) и, благодаря физическим нагрузкам, приносят пользу своей фигуре.

От 3 лет до 6 лет


Вместе с ребенком растет потребность в движении, тактильном и эмоциональном общении с родителями, детьми и другими взрослыми. Поэтому меняются и упражнения СМШ: «будки»-родители, из-под которых нужно убежать, «норки», чтобы заползти и выползти, «плодоносящие деревья», на которые нужно забраться и спуститься с урожаем, подвижные «корни-подножки», для координации движений, раскрытия врожденных ловкости, гибкости.


А так же игры с мячиками и мячищами, подушками (и даже палками) для воспитания смелости и адекватной реакции на любую ситуацию.

От 6 лет до 14 лет


До 7 лет ребенку необходимо «наиграться» и только потом он естественным образом перейдет на следующий этап разития, где будет наслаждаться присущими его возрасту способностями и самим процессом обучения и образования. Человек, разучившийся играть, теряет непосредственность и творчество и закрывается для изменений.
Поэтому с детьми в этом возрасте в играх больше акробатики, толканий, выкручиваний, выползаний, прилипаний (базовые упражнения СМШ), создается больше сложных ситуаций.

Особые детки

Все без исключения дети особенны и любимы. СМШ с удовольствием поделится радостью своего общения с детками, возможности которых ограничены. На занятиях в СМШ не нужно долго и сосредоточенно сидеть за столом: бегай, если бегается, лежи, если лежится, шуми, если кричится. А мы все вместе будем наблюдать, искать и напитывать свои сердца любовью.

Больше о Семейной Мягкой Школе

В Екатеринбурге есть возможность приобрести книги Эллы Глушковой и ознакомиться подробнее с методикой и упражнениями для разных возрастных групп. Почерпнуть много полезной информации, узнать расписание занятий можно на сайте http://softschoolekb.narod2.ru и в группе ВКонтакте «СЕМЕЙНАЯ МЯГКАЯ ШКОЛА, Екатеринбург»