Весенние обрядовые традиции в древнем мире. Весенние обряды Рассказать про весенние обряды как встречали весну

23.06.2020

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица

Анна Гайгер
Сценарий праздника «Как на Руси Весну встречали-величали»

[Сценарий праздника

«Как на Руси Весну встречали - величали .

Цель :Прививать любовь к истокам, народным праздникам и традициям России .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о народных традициях встречи Весны на Руси

2. Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси .

3. Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку в зал (садятся на места)

mp3 № 1 «Песнь жаворонка»

Воспитатель :

Здравствуйте ребята! Вот и подошел к концу наш с вами проект. Кто пом-нит, как он назывался? Ответы детей : «Как на Руси весну встречали- вели-чали » .

Слайд 1-3 (Зима, Масленица)

Вопрос : Ребята, что вы видите на картине? Какой праздник встречает рус-ский народ на гулянье?

Ответы детей : Русский народный праздник - Масленица .

Вопрос : Чему посвящён этот праздник ? Какие обычаи этого праздника вы знаете ?

Ответы : Масленица - русский народный праздник , проводы Зимы, в эти дни люди выходили на улицы с песнями и хороводами, пекли блины. Праздновали Масленицу всю неделю, и в последний день праздника сжи-гали чучело – Масленицу.

Слайд 4-6. (Ранняя весна )

Воспитатель : Наступила весна , но робки и неуверенны ее первые шаги : то и дело зима давала знать о себе, не желая расставаться с былым могуще-ством. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны .

Вопрос : Что такое закличка? Для чего нужны были заклички?

Ответы. Весну ждали , встречали , закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Воспитатель : Сейчас я попрошу вас рассказать заклички Весны ?

Дети :

Весна , весна красная !

Со льном высоким,

Приди, весна , с радостью,

С корнем глубоким,

С великой милостью :

С хлебом обильным!

Весна , весна , проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Воспитатель : О весне складывали стихи , пели песни, ей посвящали хоро-водные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Выходи скорей народ на весёлый хоровод весну закликать , ярило солнце прослав-лять.

Mp3 №2 Хоровод «На лужок, на лужок кличет детушек рожок» (Остановились на полукруге)

Слайд 7 (Ручей)

Воспитатель : Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом при-ближается Весна…вставайте в ручеёк , приблизим своей игрой приход Весны . (дети под музыку перестраиваются в «ручеёк» )

(Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы полу-чился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет) Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Mp3 №3 Игра «Ручеёк»

(сели на места)

Слайд 8 (берёза)

Вопрос : Какое дерево изображено на картине? Почему русский народ, так любит Берёзу?

Ответ : Слово «Берёза» , от слова беречь, оберегать, люди раньше верили в царицу леса – Берегиню.

Берёза давала сок, из берёзы делали поделки - обереги.

Воспитатель : В древности Новый год на Руси встречали 1 марта и укра-шали истинно русское дерево – берёзу «куклами мартиничками» .

Вопрос : Что такое мартичнка?

Ответ : Мартиничка – это кукла, которую изготовляли из ниток, бумаги, ленточек, цветных лоскутков, выходили на улицу и наряжали деревья, чаще всего – берёзу.

Воспитатель : Выходите поскорей, берёзу наряжать.

Дети выходят под музыку, наряжают веточки «мартиничками» ведут хоровод.

Mp3 № 5 «В хороводе были мы»

(сели на места)

Слайд 9 (Жаворонки) Mp3 №6 «Пение жаворонка»

Вопрос : Дети, какая птица так поёт?

Ответ : Жаворонок

Воспитатель : на Руси праздновали «День жаворонков»

Вопрос? Кто может рассказать, что это за праздник , и как его отмечали?

Ответ : В домах пекли их теста жаворонков, делали из глины птиц,

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закли-кать жаворонков, а с ними и весну .

Воспитатель : Спойте весёлую и задорную песенку - закличку

Mp3 № 7 «Мы поём веснянку »

Воспитатель : Возьмите своих жаворонков в руки и украсьте ими обрядовое деревце.

mp3 № 8 (дети выходят к берёзке с пташками, наряжают деревце, и поют закличку)

Поём все вместе песенку - закличку «Жаворонушки»

Mp3 № 9 «Жаворонушки» mp3

Дети :

Ой кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам в одонушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну - красну , красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

Воспитатель : В русском народе существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

И на Руси этот день называли «Cороки.»

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на сво-их крыльях весну , и первые из них – жаворонок или кулик.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут » , - говорили крестьяне.

Слайд 10 (Весна )

Воспитатель : Давайте споём все дружно песню «Вёснушка - весна » . Песня «Вёснушка - весна »

Воспитатель :

К нам птицы летят – колокольчики звенят.

В круг скорее вы вставайте, солнышко прославляйте.

Выходите играть в игру «Гори - гори ясно»

Mp3 № 10 Игра «Гори – гори ясно»

(дети сели)

Слайд. 11 (Весна )

Воспитатель : И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, да в игры играть, землю – матушку прославлять.

Песня «Травушка - муравушка» . (поют с места)

Воспитатель : Становись честной народ, будем в игры играть – весну прославлять . В Золотые ворота, проходите, господа.

Mp3 № 11 Игра «Золотые ворота»

Воспитатель : Давайте все вместе произнесем последнюю закличку -повторяйте за мной каждую строчку.

Весна , весна красная !

Приди, весна , с радостью,

С радостью, с огромною милостью :

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!.

Воспитатель : Ребята на этом наше занятия подошло к концу. Молодцы, ребята, много игр, закличек, песней и хороводов вы знаете связанных с русскими народными праздниками .


Первая встреча весны, а вернее проводы зимы и обряды, связанные с борьбой холода и тепла, тьмы и света, зимы и лета были приурочены к празднику Масленицы. Праздник имеет древнейшую историю, уходит корнями в дохристианскую пору. Христианство наложило свой след на праздник и его обрядовость. Изменились сроки его проведения - в связи с предстоящим постом праздник стал проводиться в более раннее время. Изменилось и название. Масленица - название, появившееся в более позднее время, произошло от того, что в последнюю - подготовительную неделю перед постом мясо уже есть было нельзя, но яйца и молосное было можно. Поэтому налегали на сыр, творог и масло. Неделю называли ещё сырной. Пекли хворосты и вафли, русские пекли блины, украинцы - вареники.
Суть же праздника, обряды и семантика до наших дней дошли прежними. Пробуждение земли, чествование Солнца, тепла и света, утопление или сжигание образа зимы (чучело Масленицы), как образа тьмы и холода, обряды, направленные на будущий урожай - вот главные составляющие праздника.
Образом Солнца, всё выше и выше поднимающегося над землёй, всегда был огонь, особенно горящее колесо. И такое колесо на санях возили по деревне и затем в конце дня - последнего дня масленичной недели завозили на самое высокое место в деревне, где и происходило общее гулянье, где складывали костёр, жгли старые вещи, чучело Масленицы, а также и колесо. Горящее колесо на высокой горе символизировало летнее солнце. Но тьма и холод, Зима не сдавались просто так. Человек это неоднократно наблюдал в природе. И чтобы помочь одолеть лютую Зиму прекрасной красавице Весне, проводились состязания. В празднике воплотилась вечная борьба добра со злом, света и тьмы тепла и холода: это стеношные хороводы и игры, взятие снежного города или горы, мужские игры и забавы, а особенно стеношные бои.

Считается, что пробуждение природы начинается с прилёта птиц. Будто это они приносят тепло и лето. Этому событию радовались, придавали большое значение. Прилёт птиц был знамением. Повсюду существовала вера в то, что именно в день равноденствия 22 марта, называемый в народе «Со роки», из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, а первая из них - жаворонок. На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня или бросали их вверх и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
В некоторых местах печёных птичек называли куликами:
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся…
После игры и многократных заклинаний, то есть выкрикивания и пропевания закличек, выпеченных птичек съедали. В некоторых местах пекли по три жаворонка, тогда двух оставляли в сарае - одного на балке, другого на соломе, а третьего съедали.
Первоначально и взрослые и дети с птицами выходили на высокие места, на пригорки или залезали на повети и на крыши, выкрикивали заклинания: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!». Со временем печенье потеряло своё обрядовое значение, его стали стряпать для детей. С «жаворонками» ребятишки играли весь день, а вечером их съедали.
Наряду с обращением к птицам, вестникам весны, возвещавшим о её приближении, обращались и к самой весне:
«Весна-красна!
На чём пришла?
- На жёрдочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Или:
Весна-красна,
Что-то нам принесла?
Соху, борону,
И кобылу ворону,
Солнца клочок,
И соломки пучок,
Хлебушка краюшечку
И водицы кружечку.

Эту песню пели, когда встречали, закликали весну. В такой форме обращения к Весне с вопросом, и в её ответе - изображение ожидаемого, желаемого, как действительного - один из характерных приёмов обрядовой поэзии, основанный на вере в магическую силу слова.
Обращались и к другим птицам:

Жаворонки, жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки, голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите по мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки, канарейки,
Принесите по швейке!
Чечётки, чечётки,
Принесите по щётке!
Тогда, утки, дуйте в дудки,
Тараканы, в барабаны!

К прилёту птиц готовили и скворешники.
В ряде мест на Сороки с помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, а мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники постоянно, то лето должно быть тёплым. На Сороки хозяйки пекли сорок шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Верили, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах.
Вслед за Сороками 30 марта отмечался Алексей-с гор потоки, с гор вода. Звонкие весенние ручьи, тепло предапрельского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть дня они уже проводили на улице, затевая разные игры и пуская кораблики и лодочки, вырезанные из коры, с песнями бегут за ними:
Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток,
Кораблик гони до великой реки!
Или:
Кораблик плывёт,
Товары везёт,
Всё дешёвые,
Всё грошовые:
Смолы да вару -
На грош всего товару,
Дыму да ветру -
Ничего в трюме нету!

Чем выше ходит солнце, тем больше забот прибавляется в крестьянском доме и на поле, всё больше Природа откликается на его тепло. (Здесь про животных, про лес и реки, насекомых)
Человек, заботясь о будущем урожае, о благоприятной погоде, о добром отношении к нему обитателей лесов, полей и рек, совершает соответствующие обряды в течение всего весеннего периода.
В районах, где река долгое время служила основной, а иногда и единственной транспортной артерией, и рыболовство занимало важное место в хозяйственной деятельности, было принято устраивать проводы реки. Во время ледохода умывались речной водой, что было связано с очищением от грехов и освобождением от болезней. Именно во время ледохода дарили реку. В качестве дара использовали монеты, хлеб, иногда дарили другие предметы. Во время дарения приговаривали: «Дарю тебя, вода, храни меня, вода». Считалось, что если реку подаришь, то этим годом не утонешь. Иногда дарили реку, когда первый раз через неё переправлялись на лодке. Ритуал дарения реки - своеобразная жертва реке, водяным духам, чтобы «в реке не утонуть», «чтобы вода доброй была». Бывало, что начало ледохода превращалось в большой праздник. Все выходили на берег реки, смотрели, «любовались ледоходом». На берегу водили хороводы, пели песни, плясали под гармошку. Здесь же на берегу устраивали чаепитие, разводили самовары. А уж если начало ледохода совпадало с Пасхой, то гуляли несколько дней. Иногда говорили: «Реку провожаем - весну встречаем», т.е. ледоход связывали со встречей весны. В данном случае ледоход связывался с проводами зимы, которую олицетворяет лёд.
Дохристианская обрядность, направленная на то, чтобы Природа благоволила человеку, дала хороший урожай, тепло и свет солнечных лучей и чудодейственную влагу земле и Православная культура соединились воедино. К 19-20 векам весенние Христианские праздники народ наполнил смыслом и обрядами, бытовавшими сотни лет до принятия Христианской религии.
Благовещенье.
Вербное воскресенье.
Пасха.
Егорий-победоносец, первый выгон скота на поле.
Вознесенье.
Троица.
Русалья неделя.

Раньше на Благовещенье соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Но больше всего обрядов совершалось в период с Вербного воскресенья до Красной горки. В Благовещенье веточки вербы украшали цветными ниточками, ленточками, освящали их в храмах. Обязательно несколько веточек втыкали в хлеву, чтоб скотинка была здоровой. Веточки вербы ставили в красный угол, на стол, украшали их выдутыми пасхальными яйцами, крашенками и писанками. Освящёнными веточками хлестали детей, приговаривая:
Вербохлёст
Бьёт до слёз,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба синя
Бьёт несильно,
Верба бела
Бьёт за дело.
Или:
Верба бьёт, не я бью.
Будь богата, как земля
И здоровой, как вода.
Считалось, что после этого ритуала, дети будут здоровыми. Обряд этот символизирует передачу человеку природных сил от воды и земли. Верба считалась символом плодородия, её затем, когда пахали землю, разбрасывали по полям, а в Егорьев (Юрьев) день освящённой вербой выгоняли скотину в поле.
Велик четверг - четверг на страстной неделе считался днём очищения. Положено было до света мыться в бане, к этому дню вся изба и двор должны быть вычищены. С четверга начинали готовиться к Пасхе: заводили куличи, в пасочницу закладывали творог, смешивая его с яйцами, маслом и сухофруктами - к воскресенью получалось кушанье по названию праздника - пасха, начинали красить яйца. В Таборинском районе проживающие там переселившиеся белорусы, сами себя называющие «самоходами», заготавливали пихту. Её затем в праздник развешивали в избе, украшали бумажными цветами, белой и покрашенной яичной скорлупой, соломенными птицами.
Особое место в нашем рассказе мы уделим древней традиции расписывать весной птичьи яйца различными орнаментами, символами и образами. Такие яйца, расписанные с помощью растопленного воска и красок, в народе называются писанками .
Традиция расписывать яйца существует у всех славянских народов и имеет глубокие корни. В мифологии многих народов мира яйцо - символ весеннего Солнца, рождения и пробуждения жизни. Культовые глиняные яйца, найденные в поселениях каменного века на Днестре, датируются 13-12 столетиями до Рождества Христова. Писанка древних земледельцев использовалась в поклонении Солнцу, Земле и Воде. Существует немало дохристианских легенд о том, почему именно яйца (разных птиц) стали окрашивать и украшать. По верованиям древних, птичье яйцо - образ Мирового яйца, в котором заключен хаос, - было для праславян оберегом, амулетом, с помощью которого привлекали и объединяли добрые силы, а злые отгоняли. У жителей Карпат есть такая легенда. Далеко в горах к высокой скале железными цепями приковано страшное чудовище. Есть у него двенадцать посланцев, которые ходят по земле и высматривают, как живут люди. Если их жизнь протекает в злобе и ссорах, то смеётся чудовище, и слабеют его оковы. Если же слышит он, что мир правит меж людьми, то сердится, а цепи сильнее сжимают его поганое тело. Но самое страшное известие для чудовища - о том, что люди на земле ещё пишут писанки и не забыли этого обычая. Тогда он ревёт как зверь, рвётся изо всех сил и бьётся головой о скалу так, что аж огонь высекает. От этого гнева происходят гром и молния, а цепи стискивают злобное чудовище со смертельной силой.
В дохристианские времена создание этого миниатюрного шедевра было новогодней традицией, ведь Новый год раньше встречали весной. Окрашенное яйцо всегда было символом обновления природы, весны, жизни, радости и встречи Солнца нового года. В христианские времена писанка стала знаком Христова Воскресенья, воплощением радости и веры в воскресенье Христово, символом всепрощения и пожеланием счастья, блага и покоя. Поэтому сегодня яйца раскрашивают исключительно на Пасху. В христианстве существуют свои легенды о чудесных превращениях. Одна из них такая. Бедный торговец брёл на рынок с корзиной яиц, когда ему повстречался Христос, несущий свой крест. Торговец взялся помочь Ему, отложив свою ношу. Когда этот человек вернулся к своей корзине, он не обнаружил ни одного белого яйца в корзине, все оказались разноцветными.
Чтобы писанка имела магическую силу, её следует расписывать в соответствующее время, натуральными красками и волшебными знаками - узорами, после этого произнести и спеть необходимые молитвы-заговоры, а потом преподнести эту писанку тому, кому она предназначена. Своевольное изменение древнего орнамента недопустимо. Люди верили - изменить узор, как и слова молитвы, - значит разрушить волшебные силы писанки.
Истоки изображённых на писанках символов следует искать ещё в верхнем палеолите, когда возникает геометрический рисунок. Тогда появляются различные графические элементы в форме крестов и решёток, лесенок и кругов, спиралей и меандров, примитивные изображения - «змеи», «ёлочки», «солнце» - весь набор образов, мотивов и элементов, которые потом расцветут на раскрашенном яйце. Практически во всех регионах имеются общие старинные названия мотивов узора, что подтверждает их древнее символическое значение: «сорокаклинцы», «дубовый лист», «вазончики», «огурчики», «грабельки», «колосок», «коники» и другие. Одними из основных мотивов орнамента являются знаки солнца, к ним относятся розетки, звёзды, кресты. Свастические орнаменты отображают движущееся солнце. При замыкании концов двух свастик возникает ещё один мотив - «звезда». Часто встречается изображение всевозможных треугольников. Символическое значение треугольника разнообразно, оно изображает какую-либо триаду - воздух-огонь-воду, три этапа человеческой жизни, небеса-земля-подземный мир, триединство мира, Бог отец - Бог сын - Бог дух святой. Очень популярен орнамент «сорокаклинцы», что в христианской символике соответствует сорокадневному посту перед Пасхой или сорока мученикам. Казалось бы, исключительно декоративный характер имеет сетка, которая заполняет всю поверхность треугольников, спиралей и ромбов. Однако в обрядах восточных славян можно видеть, что сеть использовалась как магический и охранительный атрибут. Сетка в виде параллельных линий или клеток могла обозначать вспаханное поле. Точки, крапинки, разбросанные по полю, особенно по чёрному, обозначают семена, брошенные в землю. Важным элементом росписи писанок является так называемый «бесконечник», который трактуется как символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Обычно это волнистая линия, пролегающая по четырём «меридианам» или «экватору» яйца, которая часто является границей между двумя цветовыми линиями. И ещё некоторые символы писанки. «Поясок» символизирует дорогу и оберегает от разобщения и ссор. «Вазонки» (цветок-дерево в вазе) обозначает Древо жизни - ось вселенной; «волны», «ужик», «меандры» символизирует воду. Вьющиеся растительные мотивы служили образным замещением «небесного змея». В ряду изображений животных первое место занимает олень, достаточно часто встречаются птицы, конь, барашки. Символ рыбы является воплощением чистоты, телесного и духовного здоровья.
Писанки начинали писать задолго до Пасхи. Чаще всего писали женщины поздними вечерами, когда в доме тихо и никого чужого, если день прошёл без ссор и душевной брани. Подбирались природные краски нужных цветов и заготавливались свежие домашние яйца. Усердная мастерица может выполнить 10-15 писанок в день. Техника окрашивания писанок состоит в том, что специальным приспособлением - «писачком» или «кисткой» (маленькая воронка, скрученная из тонкой медной пластины, с прикреплённой под прямым углом ручкой), которую опускают в растопленный воск, тонкими линиями выполняют рисунок на поверхности яйца - так называемая техника батика. Главный принцип росписи заключается в том, чтобы горячий воск покрыл и сохранил (зарезервировал) нужный красочный слой. Сначала выполняется весь ряд узоров, которые должны оставаться белыми. После этого яйцо помещается в жёлтую краску (по необходимости). Теперь покрывается та часть узора, которая должна оставаться жёлтой. И так далее от самого светлого колера до самого тёмного. Готовую писанку можно выдувать. Затем стенки яйца укрепляются парафином.
Писанка в народных верованиях обладает волшебной силой, ее дарят в знак уважения и благопожелания. В народной традиции огромное количество представлений о яйце: яйцо - олицетворение солнца, живительных сил природы, яйцо предохраняет людей и животных от болезней, яйцо даёт силу и здоровье. Яйцо занимает центральное место в весенней обрядовости. В поминальных обрядах: на Радуницу приносят на кладбище, катают по могилам, закапывают в могильный холм. Существует древнее убеждение в том, что, благодаря чудесным силам яйца, можно устанавливать контакт с предками.
На Красную горку (воскресенье, следующее за Пасхой) односельчане ходили к домам молодожёнов «окликать молодых», которые за пение выносили пришедшим по яйцу.
Люди верили, что писанка охраняет жилище от грома и пожара: если с пасхальным яйцом обойти три раза горящий дом и бросить его в огонь, пожар потухнет.
Освящённые яйца имеют целебную силу. Чтобы щёки были красными, умываются на Пасху водой, в которую по приходу из церкви кладут крашеное яйцо.
Особое место занимает яйцо в обрядах, приуроченных к началу сева и первому выгону скота. Катают пасхальное яйцо по земле; выбирают крестьянина, начинающего сев - того, кто достанет из шапки наиболее крупное яйцо.
Водой со скорлупой пасхального яйца поили скотину, оберегая её от болезни. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину, перед первым выгоном яйцом оглаживали скотину.
С земледельческой магией связаны игры с яйцами, приуроченные к Пасхе - катание по земле. Считалось, что яйцо, символизировавшее зарождение новой жизни, соприкосновением с землёй должно было пробудить её от зимнего сна, оплодотворить». Одновременно яйцо употреблялось, как знак воскресения из мёртвых и как средство, вызывающее рост хлебов». Правила игры с катанием яиц просты. На поляну по договорённости каждый кладёт по одному или по два яйца произвольно на расстоянии 5-20 сантиметров друг от друга. Устанавливается горка. Играющие определяют очередь катания, после чего начинают скатывать яйца с горки. Если скатившееся яйцо задевает лежащее в поле, то катающий забирает его. Если нет, то яйцо остаётся в поле, а скатывать с горки идёт следующий игрок. Каждый игрок катает до тех пор, пока не промахнётся. Обычно играют ребятишки и взрослые мужчины отдельными кампаниями. Горку делали часто из коры осины, из дощечек, сколоченных углом и даже по самоварной трубе. Под горку, чтобы яйца меньше бились подкладывали одеяло или потник, войлок.

На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. При этом приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на всё полное лето и спаси её!». Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своём белом коне и пасёт скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует. Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножий корм. «Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинушку Рудонюшку и Пестронюшку в тёмных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь!» На Егория ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные их прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егория окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий, ты наш хоробрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Одной из устойчивых примет наступления весны, пробуждения земли, вегетации растений, начала некоторых хозяйственных работ считается первый гром. Обычно считали, что первый гром бывает после Егорьева дня. Ранний гром предвещал холодную и длинную весну. Возможно, в основе этих представлений лежит миф «небесного оплодотворения земли (брака неба и земли)». Целый комплекс примет и действий о первом громе связан с символикой «первого», «начального». Говорили: «До первого грома земля не распускается» или «землю копать под гряды нужно тогда, когда услышишь первый гром». Повсеместно с первым громом связывался обычай кувыркаться, «переметкиваться», чтобы спина не болела. Переворачиваться нужно было и с началом ледохода. Переворачивание, кувыркание - один из постоянных элементов молодежных весенних игр на соломе в Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасху, реже в другие весенние праздники. Здесь кувыркание по соломе, как и катание по посевам, как катание с гор на масленице, связано со стремлением стимулировать урожай, передать растениям жизненную силу, энергию участников обряда. А при первом громе «надо быстрей перемекнуться… что земля стрясётся, и должен человек стрястись, перевернуться», то есть пробуждение земли после первого грома связывалось и с весенними изменениями в жизни отдельного человека, обусловленными началом хозяйственной деятельности, активным взаимодействием с природой.
Весеннее пробуждение природы характеризуется и появлением насекомых и прилётом птиц. Про них говорили: «Егорий с мухами, Никола с комарами». Временем появления певых комаров считался и день Гликерии-комарницы (26.05).
Приготовление обрядового печенья в форме птичек приурачивалось и к дню Герасима-грачевника (17.03). «Из сдобного теста печенья всякого напечёшь, чтоб птички получались. И сами ели, и грачам кидали, чтобы урожай был хороший, в поле бегали». В Прикамье совершались обряды встречи плишки (трясогузки). Время совершения обряда в разных местах указывается от Пасхи до Троицы (Пасха, Радоница, Вознесенье, Троица). Местом проведения праздника избирались высокие места - горы и холмы, камни-скалы. Часто обряд совершали на крышах домов или хозяйственных построек. Вот наиболее полные описания обряда. В Добрянском заводе Пермской области на Радоницу на гору Мендач «каждая из женщин приносила с собой что могла: жареную дичь, шаньги, яйца, молоко, пиво, травник и кто-нибудь непременно рыбный пирог. Праздник начинался под деревом, которое перед тем непременно осматривалось, чтобы определить, здорово ли оно, и если были сухие ветки, то они обламывались. Избранное дерево увешивалось лентами, полотенцами, кружевами, цветными платками, горстями лучшего чёсаного льна, семенами огородных растений, завязанными в тряпки. Украсив таким образом дерево, разложив под ним кушанья и разоставив пития, гости открывали праздник молитвой, обращённой на восток. Помолившись, говорили: «Отцы, родители, пожалуйте с нами откушать хлеба-соли!» Затем каждый брал маленький кусочек пирога и выпив пития, угощал дерево, для чего, набрав в рот пития, брызгал дерево». Заканчивалось кашке-плишке хороводами, играми и гулянием молодежи. В ряде мест действия, совершаемые при встрече плишки, связаны с ритуалами встречи птиц, например, необходимость кормления плишки. Верили, что плишка поест, сколь ей надо, и останется летовать, принесёт с собой хорошую погоду и урожайный год. Существует и другая интерпретация обряда - похороны плишки, плишку прятать или сжигать. Сюжет «похорон» часто встречается в весенней обрядности русских в различных вариантах: похороны Ярилы, Костромы, Шута, русалки, кукушки. Такие обряды имели целью воздействовать на плодородие земли и приурочены в основном к периоду весенних праздников и обрядов.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.