Учебное пособие: Патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении. Презентация на тему "пособия по патриотическому воспитанию в доу"

25.05.2019

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные, патриотические основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти идеи были истоками создания программы «Я – маленький гражданин России» . Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами: «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006 – 2010г»; Уставом МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки», локальными правовыми актами; Законом РФ «Об образовании»; конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой Развития МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки».

Она определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у дошкольников. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

В первую очередь для успешного осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию личности дошкольников необходимо создание развивающей среды с соответствующими условиями:

  1. В повседневной жизни ребенка должны присутствовать моменты «встречи с прошлым»: это и походы в музеи, на выставки, возложения цветов к памятникам, и встречи с ветеранами, просмотры фильмов и театральных постановок военной тематики, празднование народных календарных дат.
  1. Знакомство детей с устным народным творчеством (тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям). В пословицах и поговорках очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  1. Участие детей и взрослых в праздничных программах, театрализованных представлениях, выставках рисунка и фоторабот, праздниках и конкурсах стихотворений о войне для ветеранов.

Для эффективности проведения данной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в нашем детском саду, я разработала тематическую систему (цикл) комплексных мероприятий с детьми дошкольного возраста, которая включает в себя: музыкальное воспитание детей на основе народного материала, познавательное развитие детей согласно тематике и концертную деятельность детей. В цикл занятий включен исторический материал, представленный в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах, вызывающий у них яркие впечатления и эмоциональные переживания.

Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №313 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Методическое пособие

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«ДОНЕЦК мой город»

Лежанская Марина

Афанасьевна

заведующий МДОУ№313

050-92-95-624

Гончаренко Светлана

Сергеевна

воспитатель МДОУ№313

Г.Донецк-24,ул.Ревякина 37 а

Лежанская Марина Афанасьевна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Гончаренко Светлана Сергеевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Рецензенты

Старовойтова Инна Вячеславовна методист районного методического кабинета

Введение.

Дошкольное детствоважнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. И в этом поможет дидактическое пособие по патриотическому воспитанию лэпбук «ДОНЕЦК -мой город». Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. «Лэпбук» в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематической папкой – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы воспитателя с детьми по патриотическому воспитанию. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Тема для папки по патриотическому воспитанию может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но данное пособие «ДОНЕЦК - мой город» посвящено конкретно городу Донецку, что дает возможность преподнести детям более подробную информацию о нем - и это является более продуктивным.

Преимущество использования лэпбука «ДОНЕЦК - мой город »

Помогает:

    Структурировать сложную информацию;

    Развивает познавательный интерес и творческое мышление;

    Разнообразить даже самую скучную тему;

    Научить простому способу запоминания;

    Объединить группу детей в МДОУ для увлекательного и полезного занятия.

Значение лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» для ребенка:

    Способствует пониманию и запоминанию информации о городе Донецке.

    Способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучению города Донецка;

    Способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Значение для педагога:

    Способствует организации материала по патриотическому воспитанию в рамках тематического планирования;

    Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

    Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Практическая часть.

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому его содержание подчинено определенному плану, для более полного раскрытия темы:

1. Познакомить ребенка с понятием: Родина 2. Познакомить ребенка с достопримечательностями Донецка 3. Познакомить ребенка с актуальными профессиями в Донецке. 4. Закрепление знаний детей символики Донецка. 5. Для развития речи – пословицы и поговорки, художественное слово. 6. Развитие памяти, воображения, мышления.

И каждый из пунктов плана размещен на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.

Для изготовления лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» использовались следующие материалы:

    картонная папка;

    бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

    ручки, карандаши, фломастеры, краски;

    ножницы;

    клей и скотч;

    степлер;

    декоративные элементы по необходимости (пуговицы, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Организация материала:

    стандартные кармашки;

    обычные и фигурные конверты;

    кармашки-гармошки;

    кармашки-книжки;

    окошки и дверцы;

    вращающиеся детали;

    высовывающиеся детали;

    карточки;

    теги;

    пазлы

    стрелки.

Основа (папка) подробно показана на картинках.

С
одержание папки.

    Блокнотик разрезной «Пословицы»

Цель: Развивать логическое мышление, обогащать словарь детей, знакомить с художественным словом, воспитание интереса к традициям своего народа.

Ход игры: педагог читает начало пословицы, а дети её продолжают и поясняют её значение.


Цель: закреплять звуки и буквы; упражнять в умении определять на какой звук начинается слово; знакомить с достопримечательностями

города.

Х
од игры:
педагог читает коротенькое стихотворение на определённую букву. Ребёнок называет все слова, которые имеют данный звук

    Вращающийся круг «Наши профессии» знакомит детей с профессиями, которые актуальны в городе Донецке.

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей нашего региона. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Материал: "Колесо" с изображениями человека - представителя профессии, знакомой детям (Доктор, продавец, учитель, шахтёр, футболист)

Ход игры: ребёнок крутит колесо и на какой профессии оно останавливается (можно, какая понравилась), про ту и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе, называет предметы, которые помогают ему в работе (доктору шприц, фонендоскоп и т.д.). Выигрывает тот, кто даст более полный ответ и без ошибок.


Цель: в игровой форме закрепить знания о родном городе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному городу.




«Собери картинку»

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём п
рикладывания.

Ход игры: ребёнок должен собрать картинку с изображением достопримечательностей города с помощью образца.

«Путешествие по Донецку»

Задачи: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры; расширять представления о зданиях и их назначении; пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на котором фотографии городских заведений и учреждений кубик и фишки. В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Варианты игры: ребенок бросает кубик, который определяет количество ходов по игровому полю. Попадая на фотографии достопримечательностей города, называет их.

На внешней стороне папки находиться карта Донецка, которая разделена на районы.




Заключение.

Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по патриотическому воспитанию и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук «ДОНЕЦК - мой город» хорошо подойдет для групповой игры. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
5. Изучение лэпбука «Мой город – ДОНЕЦК» – это увлекательное творческое занятие.

1. Введение…………………………………………………………… 3

2 Основная часть……………………………………………………. 5

- теоретическая

- практическая

- дидактическая

3. Заключение………………………………………………………. 12

4. Список использованной литературы………………………… 14

Список использованной литературы.

Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.

Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.

Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.

Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.

Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.

Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.

Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.


Воспитатель МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская, Курганинский район, Краснодарский край.

l. Пояснительная записка.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» .

В.А. Сухомлинский.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - относится к данной теме. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к станице, городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

Работая с детьми по проблемам нравственно - патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию. Я поставила перед собой следующие задачи:

  • .Продолжать работу по теме «Моя семья» . Формировать у детей интерес к своей родословной.
  • Расширить у детей интерес к родной станице, к городу, знать его достопримечательности.
  • у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
  • Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
  • Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о родине.
  • Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
  • Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию.

Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Каждую образовательную деятельность следует проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому, чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями.

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.

ll. Целью моей разработки является:

  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
  • Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине;
  • Развивать бережное отношение к городу и интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни (достопримечательностям, культуре, природе) ;
  • Знакомить детей с элементами народного быта, русскими народными игрушками, расширять знания детей русского фольклора (сказки, потешки, песенки, загадки) ;
  • Развитие интереса к русским традициям, промыслам и культуре России;
  • Развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

При реализации данной методической разработки предполагаю следующий результат:

Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, к ее природе, культуре и традициям; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

Развить интерес к народному творчеству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

lll. Заключительный этап:

Работу по данному вопросу следует расширять и укреплять, необходимо пополнить методическую базу, создать альбомы вместе с родителями для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной.

Как можно активнее вовлекать родителей в работу детского сада по данному вопросу, они могут помочь в сборе материалов по родному краю, воссоздание местных национально – культурных и трудовых традиций.

Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Институт детства.

Центр педагогического детства.

Учебно-методическое пособие:

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края – Красного Села».

Выполнил:

Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №48 Красносельского района

Грибакина Татьяна Петровна

Санкт – Петербург 2011 г.

Введение …………………………………………………………………………………………………………………3

Актуальность темы…………………………………………………………………………………………………..3

Цель проектов. Задачи. Подготовительный этап……………………………………………………4

Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………….5

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина»………………………………….6

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село»……………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………………………………..15

Литература…………………………………………………………………………………………………………….17

Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.

Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…

Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Акту а л ьность темы:

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Готовясь к 290-летию г. Красное Село, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проекты по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Красным селом.

Ц ель проектов:

Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края (Красного Села, Красносельского района).

Задачи проектов :

Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).

Приобщать к культуре, традициям красносёлов, петербуржцев.

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.

Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.

Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.

Подготовительный этап:

Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Красного Села, Красносельского района приобрести и изучить литературу.

Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.

Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с Красным Селом (А.Ф.Можайский, А.Типанов, А.Суворов и др.).

Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.

Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр:

6. Продумать тематику экскурсий, походов.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить свое й семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.

Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Красным Селом; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

Должны знать природу Красного Села;

Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина».

Актуальность:

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель:

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники: дети, родители, воспитатели (младший и средний возраст).

Основные виды деятельности.

Название.

Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья»,

- «Детский сад»,

- «День рождения»,

- «Путешествие».

2. Дидактические игры:

– «Помощники в семье»,

- «Моя комната»,

- «Как мы живём в детском саду»,

- «Кто работает в детском саду»,

- «Найди предметы»,

- «Кто, где живёт?»,

- «Опасно – безопасно»

3. Коммуникативные игры:

– «Назови ласково»,

4. Театрализованные игры:

Этюды (дедушка и бабушка – весёлые, грустные, сердитые),

Мимические этюды (животные, птицы),

Игра-драматизация: С.Маршак «Перчатки», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», потешки «Кисонька-Мурысонька…», «Красная шапочка».

Игровые упражнения.

5. Строительные игры:

- «Дом для матрёшки»,

- «Детский сад», «Магазин» и др.

- «Грузовая машина»,

- «Улица».

6. Подвижные игры:

– «Пузырь»,

– «Колпачок»,

– «Теремок».

7. Игры с родителями.

Коммуникативная.

Рассматривание семейных фотографий.

Рассматривание серии сюжетных картинок семьи.

Наблюдение за трудом няни.

Наблюдение за привозом продуктов в детский сад.

Экскурсии:

На кухню. Знакомство с трудом повара.

В прачечную. Знакомство с трудом прачки.

Составление рассказов на тему:

- «С кем я живу»,

- «Где я отдыхал летом»,

- «Мой папа, мама, бабушка, дедушка»,

- «Как мама шила платье, вязала шапочку»,

- «Как папа делал кормушку, чинил стул»,

- «Как няня моет посуду…»

Трудовая.

Мытьё кукольной посуды.

Мытьё игрушек (мелкие, резиновые).

Организация рабочего места.

Уборка после совместной деятельности.

Помощь в уходе за растениями.

Трудовые поручения в группе и дома.

Познавательно – исследовательская.

Знакомство с понятием: семья.

- «Моя семья», «Петушок и его семья», «Дружная семейка».

2. «Театр – шитьё платья, вязания шапочки» мамами воспитанников.

3. «Театр – изготовление кормушки, ящика для посадки фасоли, починки стульчика» родителями (папами) воспитанников.

4. Целевые прогулки:

- «Улица нашего детского сада»,

- «Дома на нашей улице»,

- «Растения на участке детского сада»,

- «Виды транспорта».

Продуктивная.

- «Животные: птицы, кошка, лошадка и др.»

- «Деревья и цветы»

2. Аппликация:

- «Птицы»,

- «Машины»,

- «Бусы на ёлку»,

- «Платочек в подарок маме»,

- «Деревья в разные сезоны»,

- «Скотный двор».

3. Рисование:

- «Птицы»,

- «Деревья: высокое дерево, елочка, лес»,

- «Цветы»,

- «Декоративное».

Музыкально –художественная.

Проведение праздников:

- «Мамин день»,

- «Новый год»

2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме, о папе.

3. Прослушивание песен о дружбе и др.

4. Развлечения.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов о животных (К.Чуковский, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, Г.Цыферов и др.)

Стихи о маме, папе, бабушке и дедушке; стихи о транспорте, о природе.

Русский народный фольклор: потешки, колыбельные, русские народные сказки, пословицы.

Взаимодействие с семьёй.

Создание эмоциональной, благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Совместная деятельность детей с родителями:

- «Театр – показ трудовой деятельности (шитьё, починка, изготовление и др.)»

Развлечения: спортивные, музыкальные, театрализованные.

4. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, фотовыставок на темы: семья, детский сад, праздники.

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село».

Актуальность:

Воспитание любви и уважения к родному городу Красное Село является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель:

Дать детям представления о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

Дать представления детям о родном городе, истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, предприятиях, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.

Познакомить с именами тех, кто прославил город.

Знакомить с боевой славой Красного Села.

Расширить представления детей о флоре и фауне города. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Участники: дети, родители, воспитатели (старший дошкольный возраст).

Основные виды деятельности.

Название.

Сюжетно – ролевые игры:

- «Путешествия»,

- «Магазин»,

- «Ферма»,

- «Пожарная часть»,

- «Театр»,

- «Ярмарка»,

- «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2. Дидактические игры:

- «С какого дерева лист»,

- «Кто лишний»,

- «Когда это бывает»,

- «Кому, что нужно»,

- «Кто здесь живёт»,

- «Что сначала, что потом»,

- «Узнай по описанию»,