Слоги обратные для чтения карточки распечатать. Тексты для чтения

31.08.2019

Тренажер для начинающих. Простые слова.

Книга - это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.

Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.

А сколько их - слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.

Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.

То есть в словах есть только одна гласная буква.

ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.

На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.

При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.

Продолжаем отрабатывать навыки чтения.

Следующая подборка - это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым "открытым слогом". Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.

Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.

На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.

Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с "хвостиком" слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.

Обучение ребенка чтению. Читаем слова. Переход от чтения слогов к чтению слов. Игры для обучения чтению.

Коля уверенно читает имя на шкафчике в детском саду: "ДИ-А-НА". Мама довольна. А воспитатель, наблюдающий эту картину, спрашивает: "А что получилось-то?" К удивлению мамы Коля отвечает: "ГЛЕБ!"

Как же так? Ребенок прочитал слово и не понял его? Да, слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка.

Цепочки слов

Когда ребенок впервые начинает читать слова, может возникнуть ситуация повторения первых слогов слова (первого при прочтении двусложных слов, первого и второго при прочтении трехсложных слов...). Это происходит потому, что повторение прочитанного способствует лучшему его осмыслению и не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего ("КА, ША, КА-ША" или "МА, ШИ, МА-ШИ, НА, МА-ШИ-НА")-

При переходе от чтения слогов-слияний к чтению слов может быть полезным чтение цепочек слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

Читать такие цепочки в книге может быть трудно для ребенка, потому что в поле его внимания оказывается слишком много знаков. Чтобы облегчить чтение, необходимо закрывать "лишнее", можно вырезать "окошко" в листе бумаги и, постепенно его передвигая по странице книги, открывать нужные для прочтения слоги. Или написать слоги на карточках и выкладывать их попарно, по мере чтения цепочки слов убирать первый слог и добавлять новый второй.

РА

НО

НО

РА

РА

МА

МА

ЛО

ЛО

СИ

СИ

ЛА

ЛА

ПА

Вставь букву

В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).


Ребенок примерно так выполняет задание со словом ДОМ: "Поставлю А, получается ДАМ, нет, такое слово не подходит к картинке, поставлю У, получается ДУМ, тоже не подходит! ДОМ! ДО-О-ОМ! Здесь должна быть буква О!" Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух.

Составь слово из слогов

В этой игре картинки не потребуются. Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РЕ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРЕ, и РЕКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

То же в дальнейшем интересно сделать с трехсложными словами, например: МО-ЛО-КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО), или ДО-РО-ГИ (могут получиться "слова": ГИРОДО, ГИДОРО, РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО).

Картинка + слово

Самая распространенная игра со словами. Часто продается в готовом виде. В режиме лото взрослый показывает ребенку картинки, ребенок забирает их себе, если на его карточке есть соответствующее слово.

Часто такой вариант игры встречается в рабочих тетрадях по обучению чтению. Задание предполагает прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой.


Обратите внимание, в таких играх последнее слово читать не надо, ответ - единственный оставшийся вариант. Значит, в приведенном выше варианте задания ребенок прочитал не три, а два слова!

Если вы сами будете изготовлять подобные или другие игры, учтите этот факт: чтобы игра стала более насыщенной, должен быть лишний вариант ответа. Например, так:


Закончи слово

Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания!


Вариант игры без картинок: на карточке записаны начала слов, относящихся к одному обобщающему понятию (одежда, обувь, посуда, мебель, птицы, времена года...), отдельно на разрезных карточках - окончания этих слов.


После правильного составления и прочтения спросите ребенка, как можно все это назвать одним словом.

Еще один вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей.

Прочитай слово по его половинке

Упражнения, аналогичные узнаванию букв и чтению слогов по их половинкам, способствуют профилактике различных ошибок при письме.

Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова).


Составь слово из букв

Это упражнение по своей сути аналогично составлению слов из слогов, но проводить его можно только тогда, когда ребенок уверенно озвучивает слоги-слияния при чтении, не "соскальзывает" на побуквенное чтение.

Для упражнения используются буквы разрезной азбуки. Ребенку нужно составить слово из предлагаемого, заранее подготовленного взрослым, комплекта букв. Например: О, М, Т, С. Ребенок, перебирая варианты порядка букв, осмысливая их, выбирает правильный ответ.

Усложненный вариант упражнения: складывание двух слов одновременно. Так как вариантов порядка букв при этом очень много, желательно задавать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию, в начале упражнения объявить это обобщение. Например: составь из этих букв название двух цветков - А, О, М, Р, 3, К, А (РОЗА, МАК).

Подбери слово

Все упражнения такого типа основаны на подборе логически связанных пар/групп слов. Для установления логических связей между словами необходимым условием является полное осмысление прочитанных слов. Упражнение может быть наполнено различным содержанием, общей является форма организации: взрослый заранее продумывает и пишет на отдельных карточках слова, затем предлагает ребенку прочитать и разделить слова на группы/пары, например:

Выбери посуду и мебель (растения и животных, овощи и фрукты, съедобное и несъедобное и т. п.);

Что наливают в кружку, а что в тарелку? (чай, борщ, щи, молоко, кофе, солянка, какао, сок...);

Подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из второй группы (весна - ручей, зима - снег, лето - жара, осень - грибы; клоун - цирк, врач - больница, продавец - магазин, учитель - школа, повар - ресторан и т. п.);

Подбери к каждому слову как можно больше подходящих по смыслу (летит - бабочка, птица, самолет, время; пишет - карандаш, ручка, ученик; скачет - зайчик, кузнечик, девочка; растет - цветок, гриб, ребенок и т. п.);

Подбери противоположные слова (быстрый - медленный, широкий - узкий, добрый - злой, холодный - горячий, молодой - старый...).

Такие задания развивают логическое мышление ребенка. Для старших дошкольников они интересны и полезны.

Изографы

Изограф - это картинка, выполненная всеми буквами слова, эту картинку обозначающего. Расположение букв напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. При отгадывании изографа ребенок ориентируется на изображение, затем проверяет соответствие набора букв предполагаемой отгадке.

Геоборды

В большие расчерченные квадраты впишите по горизонтали и вертикали слова, относящиеся к какой-либо общей теме (овощи, фрукты, дом, школа, игрушки, имена...). Клетки, оставшиеся пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова, которые вы "спрятали". Если ребенку сложно искать слова по теме, попросите находить называемые или загадываемые вами слова ("Найди слово РУСАЛОЧКА", "Найди имя героя, который живет на крыше"). Задание развивает осмысленность чтения, так как кроме слов-отгадок ребенок может увидеть в таблице и бессмысленные слова - АМАЛЬ, ЛЯБА, ОЛАБ и др.

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ

К

О

Л

О

Б

О

К

А

Й

Д

А

Д

И

Л

А

П

О

Т

Ь

Ю

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Й

А

Р

А

Б

Д

А

Д

О

Н

М

Б

Е

Л

К

А

Щ

У

К

А

О

А

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

В

С

А

Л

Ё

Н

У

Ш

К

А

О

Д

Р

А

К

О

Н

К

О

Т

Ч

Е

Ь

К

А

Р

Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?...).

Обратите внимание на слова, которые предлагает для чтения ваша азбука или букварь. Иногда авторы в погоне за количеством слов, которые можно составить из уже представленных на страницах пособия букв, предлагают для чтения детям слова типа: ПОМПА, ФАЗА, ПАЗУХА, ПЫЖ, КУШ. Может быть, рациональнее опустить эти трудные для понимания слова и вместо их прочтения провести какое-либо упражнение из вышеизложенных вариантов для формирования осмысленного чтения.

Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.

Если ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение, необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения.

Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.

Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.

Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения.

Другие публикации по теме данной статьи:

вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Если раньше детей учили чтению в школе, то сегодня от родителей будущих первоклассников требуется, чтобы они уже умели читать еще до поступления в первый класс, и вопрос обучения своими силами становится очень актуальным. И хотя в школу теперь чаще идут с шести, а не с семи лет, но требования к будущим первоклассникам стали выше: малыш должен знать весь алфавит, а иные школьные заведения требуют полного умения читать. Поэтому мы, родители, сами учим детей читать по слогам. Как учить ребенка чтению – читаем в статье.

Можно пойти по легкому пути и отдать малыша в специальный центр подготовки к школе или нанять репетитора, но вполне по силам и самим родителям включиться в образовательный процесс и научить своего ребенка читать по слогам.

Польза от домашних занятий будет двойной — ведь малыш не только освоит буквы и сможет самостоятельно читать книжки, но и получит дополнительное общение с мамой или папой.

Обучать чтению можно начинать с трех лет, но если ребенок еще не может сконцентрироваться или не хочет заниматься, лучше не давить, а немного отложить занятия, мимоходом проверяя его готовность, знакомя его с буквами во время чтения сказок, или прогулок, читая вывески.

Что нужно для обучения ребенка чтению:

  1. В первую очередь, купите хороший букварь . Хороший – это такой букварь, который учит читать не буквы, а слоги. Если два проверенных издания, авторы Ткаченко А. Н. и Жукова Н. С., они хорошо зарекомендовали себя.
  2. Приступая к учебе, сразу старайтесь учить не буквы, а звуки .
  3. Расскажите ребенку, что гласные звуки можно тянуть, петь . Пение гласных звуков – это к тому же хорошая логопедическая тренировка.
  4. Не насаждать занятия , пусть обучение будет в форме игры. Поэтому приготовьте соответствующие материалы и пособия: азбука на магнитах, кубики с написанными на них буквами, настенный плакат с буквами, раскраски с буквами, лото, говорящий интерактивный алфавит.
  5. Дети хорошо запоминают через осязание , поэтому каждую букву можно вылепить из пластилина или теста, выложить из палочек, сшить и набить синтепоном.
  6. Хороший эффект дают игры , в которых дети определяют, с какой буквы начинается слово. Если ребенок на слух уже умеет определять букву, процесс разбивки слова на слоги будет идти проще.
  7. Приступайте к изучению слогов, имеющих в составе букву «а» . Когда ребенок ее запомнит, по очереди подставляйте к ней согласные и учите сразу целиком слоги. Поочередно меняйте чтение: «а»-согласная, а затем согласная–«а»: ПА, АП, РА, АР, МА, АМ и т. д. Пустьребенок поймет, как влияет на чтение перестановка букв.
  8. Чтобы пояснить малышу, как составить слог, первую согласную притягивайте к гласной . Это обучение удобно начинать с шипящих («ш-ш-ш-ш-а»), а когда ребенку станет понятна суть, то приступать к другим буквам.
  9. Когда ребенок освоит чтение некоторых слогов, начните составлять простые слова : «ма-ма», «па-па» и т. д., а затем состоящие из нескольких слогов — «за-ба-ва».
  10. Следом можно будет обучать чтению слов , состоящих из одного слога и отдельной буквы:
    «ма-к», «ба-к», «ба-р-жа».
  11. Для повышения интереса у ребенка каждую новую букву представляйте в игровой форме . Составляйте множество слов на эту букву, рисуйте ее, лепите и т. д. Можно придумывать меню для обеда, состоящее из еды на эту букву, клеить на холодильник магнитные буквы со словами и т. п.
  12. Когда будет освоено чтение слогов с буквой «а», можно познакомить кроху с еще одной гласной — «о» или «е» . И затем в том же порядке, как с буквой «а», закрепляйте: от простых слогов к сложным.
  13. Потом можно пробовать складывать из изученных букв простые предложения .
  14. В самом конце познакомьте ребенка с мягким и твердым знаком , буквой «Й».
  15. Закрепите пройденное, складывая слоги и слова из букв-магнитов .
  16. Пусть в ваших занятиях присутствует игровой момент. Например, полезна игра в школу. Пусть ребенок примеряет на себя по очереди то роль ученика, то учителя . Будучи в роли ученика, намеренно совершайте ошибки в словах, а «учитель» пусть их исправляет. Это по силам 4-5-летнему крохе.
  17. Если в учебе возникли сложности , или у малыша нет желания заниматься, отложите занятия на более удобное время.
  18. Если вы совсем не чувствуете в себе педагогических способностей , отдайте малыша в руки специалистов, где научат правильному чтению, а дома вы будете только закреплять эти знания выполнением домашних заданий и играми.
  19. Верьте в своего малыша, и ваши успехи будут не за горами!

Тексты для чтения по слогам на украинском языке.

Тексты для чтения по слогам на русском языке.

Смотреть видео — «Учимся читать по слогам на украинском языке»

Смотреть видео — «Учимся читать по слогам на русском языке»

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.