Экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений. Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений. Сроки и стоимость проведения экспертных исследований. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы

13.10.2019

Довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики - рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  • Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  • Уровень психологического развития ребенка.
  • Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  • Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  • Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  • Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды - для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

Порядок производства по экспертизе детско-родительских отношений

Производство экспертизы детско-родительских отношений осуществляется на основании договора с физическим или юридическим лицом, определения или постановления суда, постановления дознавателя или следователя, налогового инспектора, постановления дознавателя таможни, в рамках государственных закупок.

Перед заключением договора заказчик может получить предварительную консультацию, на которой эксперт объяснит основные особенности, уточнит цели заказчика, сформулирует вопросы перед экспертом на которые предстоит ответить в ходе производства экспертизы и разъяснит возможные результаты экспертизы.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений:

  • Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  • Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  • Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений :

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка - наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Вопросы эксперту

  • Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.)?
  • Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  • Какова основная характеристика личности родителя?
  • Каков уровень психологического развития ребенка?
  • Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  • Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  • Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  • Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  • Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  • Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  • Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  • Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  • Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  • Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  • Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  • Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  • Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  • Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:

  • определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
  • определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке);
  • лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
  • отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.

В современных профессиональных изданиях рассматривается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) . Наряду с нею часто проводится и судебная психологическая экспертиза (СПЭ) , проведение которой поручается либо экспертам-психологам, являющимся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минюста России, либо педагогам-психологам, являющимся специалистами образовательных учреждений. Цель экспертной деятельности – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка .

Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.

На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  • особенности родительской позиции;
  • особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  • взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  • содержание конфликта между родителями.

Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.

Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:

  • у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
  • желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
  • желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;

Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:

  • ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
  • родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
  • ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
  • имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.

Лишение или ограничение родительских прав:

  • отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
  • между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
  • между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
  • восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).

В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:

  • прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
  • ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.

Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.

В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:

  • к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке. Например, последнее время значительно участились случаи, когда отцы отсуживают своего ребенка у его матери, что, на первый взгляд, может вызвать недоумение из-за несоответствия гендерному и культурному стереотипу.

Удобно рассматривать специфичность судебной экспертной деятельности в сравнении с другим видом психологического исследования, очень близкого по объекту изучения, а именно – психологическим исследованием по запросу отдела опеки и попечительства .

Процессуальная (работа судебного эксперта, работающего по определению суда) и непроцессуальная форма исследования (работа специалиста, действующего не в рамках ГПК, а выполняющий запрос ООП) имеет ряд существенных отличий.

Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже. План работы.

  1. Получение письменного запроса.
  2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
  3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
  4. Диагностика ребенка.
  5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела, беседа со специалистом ООП и т. д.).
  6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
  7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос.

Однако имеются многие различия и в целях исследования, и в возможностях психолога. Ключевое отличие следующее. Реализация заявки отдела опеки и попечительства по сути своей является психологическим исследованием, предполагающим оказание помощи клиентам (ребенку и его законным представителям). Судебная психологическая экспертиза является деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) и Федеральным законом № 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ № 73) .

Рассмотрим отличия процессуальной и непроцессуальной форм использования психологических знаний.

Запускающий механизм

Для проведения психологического исследования необходима письменная заявка от руководителя ОПП на имя руководителя учреждения, в котором работает педагог-психолог, либо устная просьба. В случае если ООП намерен официально использовать данные исследования (рассматривать как основание для мирового разрешения спора, обращаться к ним на попечительском совете), то и заявка должна быть официальной. Официальный запрос отличается от других рабочих форм, например, направления семьи на консультацию к психологу.

Основанием для производства СПЭ является судебное определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».

Из этого следует, что СПЭ не может быть проведена по обращению одной из сторон судебной тяжбы непосредственно к психологу.

Субъект исполнения

Кому может быть поручена данная работа?

В первом случае исследование проводят, как правило, психологи системы Минюста или муниципальных психологических центров. Обычно исследование осуществляют те психологи, с которыми у специалистов ООП налажены связи.

Во втором случае мы имеем указания в ФЗ № 73 и ГПК.

В статье 1 ФЗ № 73 «Государственная судебно-экспертная деятельность» формулировка следующая: «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…»

В статье 79 ГПК «Назначение экспертизы» говорится о том, что «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».

Кроме того, в ст. 41 ФЗ № 73 сделано уточнение, что «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами» , то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу , обладающему соответствующей квалификацией.

Инициатор экспертизы

Инициировать психологическое исследование может специалист ООП, контролирующий соблюдение прав ребенка и работающий с конкретной семьей.

СПЭ может быть инициирована по ходатайству любой из двух сторон, участвующих в судебной тяжбе (может быть сделана через законного представителя), а также по инициативе суда, ООП. Назначение экспертизы происходит при подготовке дела к судебному разбирательству либо непосредственно в ходе его.

Сроки исполнения

Заявка на проведение исследования может быть переправлена в исполняющее учреждение или специалисту в тот же день, когда и составлена (в том числе передана через самих клиентов). Сроки исследования для ООП могут быть оговорены как устно, так и в заявке. Общие сроки выполнения работ – от недели до одного месяца.

Судебное определение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента судебного решения. По истечении этого срока направляется в экспертное учреждение. Судебное определение также может быть составлено с пометкой «обжалованию не подлежит». В этом случае оно сразу направляется по адресу реализации экспертизы. Общие сроки выполнения работ – до одного месяца.

В определении может быть указано, до какого срока необходимо предоставить результаты экспертизы, а также отмечается, что на период ее проведения дело приостанавливается. Это связано с назначением судебных заседаний и динамикой судебного процесса.

Если экспертиза поручается конкретному учреждению, руководителем назначается психолог-эксперт, а также определяются сроки окончания экспертизы.

Ответственность психолога

Психолог, выполняющий психологическое исследование по заявке ООП, отчитывается перед ООП, конкретно – перед специалистом, ведущим данное дело.

Эксперт посредством судебного экспертного заключения отчитывается непосредственно перед судьей, ведущим данное дело. Согласно ст. 16 ФЗ № 73 эксперт не имеет права передавать информацию о результатах экспертизы третьим лицам, а значит, не консультирует родителей, не знакомит их с содержанием заключения, не дает рекомендации. Родители могут получить консультацию психолога только после окончания судебного процесса, обратившись в частном порядке.

Психолог-эксперт предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

И при непроцессуальной и при процессуальной формах заключения психолога-эксперта могут быть доказательством по гражданскому делу.

Права и обязанности психолога

При непроцессуальной форме исследования педагог-психолог действует в рамках своего должностного функционала и этических принципов и правил работы психолога.

У эксперта есть специфические права и обязанности. Они регламентированы в следующих документах: ст. 85 ГПК «Обязанности и права эксперта», ст. 16 ФЗ № 73 «Обязанности эксперта», ст. 17 ФЗ № 73 «Права эксперта».

В обязанности эксперта входит «принять к производству порученную ему руководителем… судебную экспертизу», «провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам», «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы», «обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела».

При этом эксперту нельзя «самостоятельно собирать материалы для судебной экспертизы и уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства». Протоколы наблюдений и бесед, детские рисунки, результаты выполнения диагностических методик должны сохраняться в архиве.

Особо хочется выделить, что эксперт не в праве «сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта».

Эксперт вправе «ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения», «имеет право знакомиться с материалами дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям».

Вопросы к психологу

Здесь перечислены некоторые варианты вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом. Вопросы формулируют судьи (в определении) и специалисты ООП (в заявке или устно). Цель изучения ситуации – оценить риски негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние, особенности психического развития ребенка.


В обоих случаях на разрешение могут быть представлены следующие вопросы.

  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

В начале для проведения психологического исследования и экспертной процедуры приглашаются взрослые участники конфликта. Каждый приглашается в разное время, чтобы случайно не произошло встречи, без детей. На встречу необходимо принести паспорт для установления личности.

Цель первой встречи – собрать общие сведения, познакомиться с клиентами и содержанием конфликта, составить общее представление о ситуации. На первой встрече проводится также тестирование, но для этого может быть назначено и другое время. Если назначение встречи происходит по телефону, желательно на этом этапе обговорить краткий план, чтобы клиент мог располагать необходимым количеством времени.

1. Знакомство . Сбор общих сведений

  • о родителе (ф.и.о., возраст, образование, место работы, семейное положение, наличие других детей,…),
  • о ребенке (возраст, ОУ, группа/класс, дополнительные занятия и т. д.

Далее нужно выяснять ситуацию, начиная с содержания конфликта. Когда клиент приходит на встречу с психологом, к нему можно обратиться со следующей инструкцией: «Сейчас у вас есть возможность изложить свою точку зрения, описать свою позицию в вашей тяжбе. Мне как специалисту (эксперту) необходимо составить объективное представление о том, что происходит. А для этого надо понять мнение каждой стороны». Распространенной является ситуация, когда клиенты начинают рассказ с моментов, которые вызывают у них наибольшее напряжение, а значит косвенно или напрямую повествуют о реальных сторонах конфликта, мотивах, целях.

2. История конфликта

  • Что предшествовало данной ситуации?
  • Каково положение дел на сегодняшний день?
  • Какие цели преследует клиент?
  • Каким он видит разрешение конфликта?
  • Как будут разворачиваться события в случае достижения своей цели?
  • Как буду разворачиваться события в случае проигрыша?
  • Анализ ожиданий и страхов клиента по поводу конфликтной ситуации.

Клиенты часто рассказывают о конфликте в его развитии в ходе времени, начиная со свадьбы или даже еще раньше. Такой рассказ позволяет понять характер взаимоотношений между родителями ребенка (родителем и прародителем) в его развитии, во взаимосвязи с событиями жизни, отношениями с окружающими людьми. В этом случае вопросы психолога могут иметь уточняющий характер, иметь косвенную форму.

После того как составлена картина событий, выяснены хронологические подробности, происходит сбор информации о ребенке. Этот блок очень важен, и не только для получения сведений о ребенке. Формируется представление о том, насколько клиент вообще знает своего ребенка, насколько включен в его жизнь. Бывает, что родительские «воздушные замки» разбиваются именно о такие простые вопросы.

3. История развития ребенка

  • Особенности развития. Успехи в ДОУ, школьная успеваемость;
  • Состояние ребенка до начала конфликтной ситуации, во время оной, на сегодняшний день?
  • Отношения ребенка и родителя (законного представителя): характер, частота, степень близости?
  • Участие другой стороны (родителя, прародителя) в заботе, воспитании, образовании ребенка?
  • Отношение ребенка к родителям как к супружеской паре и к каждому в отдельности?
  • Отношения ребенка с другими окружающими людьми, сверстниками?
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (отдел опеки, детская поликлиника и т. д.).

Исследование родителей не ограничивается диагностической беседой. Обычно на первой встрече, иногда – на отдельной, происходит оценка родительской позиции с помощью стандартизированных методик.

4. Диагностика родителя / законного представителя

  • Характер родительского отношения к ребенку.
  • Стиль воспитания, родительских установок.
  • Особенности психоэмоционального состояния родителя.
  • Характер знаний и представлений о воспитании, развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
  • Истинные мотивы поведения, преследуемые цели.
  • Особенности конфликта между сторонами.

Обязательно на первой встрече необходимо поставить клиента в известность о том, какая дальнейшая работа будет обязательной, и какая может иметь место.

5. Оговаривается содержание дальнейшей работы

  • Диагностика ребенка (обязательно согласовать, в сопровождении кого из родителей ребенок придет на диагностику, если это уже не указано в заявке или судебном определении);
  • Подготовка заключения в соответствующую инстанцию (клиенты могут познакомиться с заключением в ООП/суде, участники судебного конфликта имеют право сделать себе копию).
  • Наличие или отсутствие права получить консультацию по результатам диагностики.

Деятельность эксперта ограничивается только экспертизой, результаты которой передаются в суд (ст. 85 п. 2 ГПК «Эксперт не вправе … сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего »). Эксперт – это диагност и аналитик.

При непроцессуальной форме исследования специалист и диагностирует, и консультирует, и сопровождает семью. В связи с этим бывают моменты этического характера: с одной стороны, он должен дать оценку, с другой – видит возможность изменить эту ситуацию. Сложность данной роли заключается в том, что если психолог семью консультирует, то есть устанавливает с клиентом отношения, ему сложно оставаться на уровне констатации. Клиенты, направленные к психологу из ООП, имеют право на получение консультации по результатам диагностики (после того как заключение будет иметь законченный вид); право получить помощь психолога.


Диагностическое обследование ребенка

По данному критерию различий в проведении психологического исследования и судебной психологической экспертизы нет. Для обследования ребенка выбирается специально подготовленное помещение. Диагностика ребенка предполагает первоначальное установление контакта с ним, использование диагностического инструментария, соответствующего возрастным особенностям детей, ведение протоколов, сбор продуктов продуктивной и творческой деятельности, при необходимости – фотографирование детских работ.

Тем не менее, ст. 84 ГПК «Порядок проведения экспертизы» содержит особые указания : п. 2. «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований … ». То есть психолог-эксперт при необходимости должен пояснить, почему экспертиза проводится не в здании суда, а предполагает целый ряд процедур в специальном учреждении. Далее, п. 3. « Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию» . Обследование ребенка происходит без присутствия родителей, и это может вызвать сопротивление у законного представителя ребенка. Так же как и в предыдущем случае, необходимо тактично, но веско объяснить механизм влияния на ребенка присутствия третьих лиц, и следовательно, возможного искажения результатов обследования.

Диагностический инструментарий

Для обследования ребенка следует подбирать психодиагностические методики, позволяющие оценить:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка,
  • индивидуальные потребности и ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений, межличностных отношений,
  • особенности отношений к конкретным людям и самому себе,
  • изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций.

Работа с ребенком

  • Проективная методика «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей).
  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  • Методика Кооса, Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса).

Дополнительно для детей младшего дошкольного возраста

  • Проективные задания в песочнице.

На первый взгляд можно предположить, что более уместны структурированные методики, которые дают однозначный результат. Однако большой процент составляют проективные методики, так как именно они позволяют исследовать эмоционально-личностную сферу детей до 10 лет. Рекомендуется использовать сочетание разных видов методик.

Кроме того, необходимо изучение интеллекта ребенка.

Особую проблемы составляет исследование детей младшего дошкольного возраста. Необходимо использовать разработанные в детской психологии методы оценки психического развития.

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Кроме письменных и печатных вариантов уместно использовать автоматизированные компьютерные системы.

При производстве СПЭ обязательным является и применение метода психологического анализа материалов гражданского дела.

Заключение психолога

Структура и содержание заключения должны соответствовать запросу. Информацию в отдел опеки не всегда необходимо представлять в письменном виде. Неоднократны случаи, когда сам процесс взаимодействия с психологом в ходе исследования по запросу отдела опеки помогал родителям осознать причины конфликтов, сделать необходимые изменения в своих родительских установках и поведении, нормализовать ситуацию. В этих случаях заключение как письменный документ, с которым бы специалисты ООП проделывали дальнейшую работу, теряет свою актуальность. Если же психолог дает заключение в письменной форме, оно должно соответствовать запросу, то есть содержать ответы на поставленные вопросы.

В случае подготовки заключения по результатам судебной психологической экспертизы надо помнить о строгой регламентации письменной формы и структуры этого документа. Структура заключения регламентирована ст. 86 ГПК «Заключение эксперта» и ст. 25 ФЗ № 73 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Деятельность, выходящая за рамки обследования

После направления заключения в соответствующий орган работа психолога может быть окончена.

При взаимодействии с ООП психолог может быть приглашен на попечительский совет по разбору конфликтной ситуации, связанной с соблюдением прав ребенка, а также привлечен к дальнейшему психологическому сопровождению ребенка и его законных представителей: разработке рекомендаций по оптимизации отношений «ребенок-взрослый», организации коррекционно-развивающей работы. Участники исследования от ООП могут самостоятельно обращаться к психологу уже после окончания отношений с ООП, а могут получить это в качестве рекомендаций.

Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу. Согласно ст. 17 ФЗ № 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний ».

Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.

  • Есть ли смысл в экспертизе детско-родительских отношений если последние годы ребёнок живёт с мамой, а папу видел всего несколько раз?

    Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет - если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.
    Если цель судебного процесса - определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка.
    Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем.
    Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.

  • Как возраст ребенка влияет на выбор методов исследования при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

    Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.

  • С какого возраста ребенка проводятся экспертизы детско-родительских отношений?

    В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.

  • Обязательно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений в Центре, можно ли организовать осмотр дома?

    Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

  • Сколько методик должен использовать эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений? Достаточно ли использовать только одну методику, например "Рисунок семьи"?

    Количество используемых методик и их выбор зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния. Некоторые методики требуют концентрации и усидчивости, которая еще отсутствует, например, у 8-летних детей. При этом нужно отметить, что самым важным методом оценки характера взаимоотношений между родителем и ребенком является наблюдение за их взаимодействием, сделать категоричный вывод только на основании одной или двух инструментальных методик невозможно.

  • Может ли знакомый психолог или психотерапевт, ранее консультирующий семью, проводить экспертизу детско-родительских отношений?

    Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.

  • Один родитель в течении продолжительного времени настраивает ребенка против другого родителя. Как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

    Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
    Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.

  • Может ли психическое заболевание родителя быть причиной категорического запрета на совместное проживание родителя и детей?

    К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.

  • Может ли эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений установить то, что у одного из родителей имеется психическое заболевание?

    В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).

  • При проведении экспертизы детско-родительских отношений нужно ли для исследования предоставлять медицинскую карту ребенка?

    В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д.
    Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье.
    Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком - мать, отец, бабушка и т.д.
    Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.

  • Может ли эксперт указывать с кем из родителей должен жить ребенок или какой должен быть установлен порядок встреч родителя и ребенка?

    Нет, подобные вопросы входят в компетенцию суда и эксперт не имеет права отвечать на правовые вопросы такого рода. (перечень типовых вопросов, поставленных на экспертизу, см. в статье экспертиза детско-родительских отношений)

  • Как долго длится обследование ребенка и родителей при проведении экспертизы детко-родительских отношений?

    Продолжительность собеседований эксперт определяет самостоятельно исходя из анализа ситуации, поставленных вопросов, личностей испытуемых, но, как правило, обследование родителей занимает от 3 до 6 часов, обследование ребенка от 1 до 4 часов, обследование других значимых близких от 1 до 2 часов. В зависимости от количества подэкспертных общее время проведения исследования может потребовать нескольких дней.

  • При проведении экспертизы детско-родительских отношений обязательна ли встреча детей и родителей, можно ли их обследовать раздельно?

    Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован совместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Во время совместной беседы эксперт устанавливает характер взаимодействия родителя и ребенка, легкость их отношений, признаки тревоги, способность родителя передать ребенку лидерство, методы привлечения к порядку, одобрения, повышения детской самооценки.
    В ряде случаев встреча ребенка и родителей может проходить в присутствии судебных приставов.

  • Проводится ли во время экспертизы детско-родительских отношений психологическое тестирование родителей?

    Как правило, психологическое тестирование родителей (MMPI, TAT, тест Роршаха и пр.) во время экспертизы не проводится. Это связано с тем, что такого рода тесты направлены на выявление психопатологии, а не на оценку родительства, и использование результатов этих тестов в суде приводит к проблеме трактовки их результатов.

  • Можно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений без участия второго родителя?

    Считается, что если эксперт видел только одного родителя, то он не может высказать свою точку зрения относительно опеки в целом или относительно другого родителя. То есть если в силу каких-либо обстоятельств обследование второго родителя не происходило, то эксперт в своем заключении сможет отразить только те вопросы, которые касались взаимоотношения между исследуемым родителем и ребенком, но не между родителями и не между ребенком и вторым родителем.

  • Кто должен быть обследован при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

    Чаще всего при проведении экспертизы обследуется ребенок и родители, однако при необходимости обследовано может быть также и близкое окружение ребенка - его бабушки и дедушки, потенциальные отчим и мачеха, няни и т.д.

  • Могут ли братья или сестры быть отданы на опекунство разным родителям?

    Специалист при проведении экспертизы должен охарактеризовать отношения между сиблингами (родными братьями и сестрами). Как правило, в период развода и спора об опеки сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную и психологическую поддержку. Разделение братьев и сестер между родителями на практике используется судами редко и только тогда, когда эксперт доказал необходимость такого разделения.

  • Какие социальные факторы влияют на результаты спора об опеке?

    При выполнении экспертизы эксперт анализирует множество социальных факторов:

    • наличие социальной поддержки окружения - бабушек и дедушек, других членов семьи, друзей, собственные социальные связи ребенка.
    • наличие братьев или сестер
    • наличие мачехи или отчима
    • гомосексуализм родителя
    • воровство детей, жестокость
    • использование репродуктивных методов при зачатии ребенка - донорство спермы, суррогатное материнство и т.д.
  • Влияет ли пол ребенка на принятие решения о том, кому будет передана опека?

    Существует мнение, что дочери лучше воспитываться матерью, а сыну - отцом, однако нет достаточных данных, подтверждающих его справедливость. Более важным являются отношения каждого из родителей с ребенком и их чувствительность к поло-ролевым потребностям ребенка.

  • Если родители ребенка являются представителями разных этносов или религиозных конфессий, то как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

    При выполнении экспертизы эксперт должен оценить наличие культурных и этнических влияний и их важность для развития ребенка. Также эксперт должен оценить значимость религиозного воспитания в семье. Ребенок может без ущерба для себя воспитываться в рамках двух религиозных традиций (совместная опека родителями), но продолжающийся конфликт между родителями по поводу его религиозного воспитания будет наносить ребенку вред, и если таковой конфликт имеется в семье, эксперт должен определить степень его влияния на ребенка и предложить пути его разрешения.

  • Во время проведения экспертизы детско-родительских отношений оцениваются ли способности каждого из родителей к воспитанию ребенка?

    Определение функциональной способности каждого из родителей к удовлетворению нужд ребенка в настоящем и будущем является важной задачей экспертизы. Эта задача является комплексной и включает в себя:

    • анализ психологических нужд и потребностей развития ребенка, оценку способностей родителя удовлетворять эти нужды и потребности
    • оценка качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них наиболее предпочтителен для ребенка
    • определение методов дисциплинарного воздействия каждого из родителей на ребенка и выявление того из них, который лучше помогает ребенку
    • оценка психического состояния ребенка и определение хронических состояний, требующих специального ухода; оценка способности каждого из родителей обеспечить такой уход
    • оценка образовательных потребностей ребенка, оценка образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу
    • оценка этических и духовных ценностей родителей и степень их влияния на ребенка
    • определение у родителей антисоциальных тенденций, личностных расстройств, разъяснение степени их влияния на ребенка.
  • Должен ли суд учитывать мнение ребенка при вынесении вердикта?

    Суды с большим вниманием относятся к педпочтениям ребенка старше 10 лет. Детям же младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что мнение такого ребенка в значительной степени зависит от мнения окружающих его взрослых, а также в силу того, что такой вопрос, заданный во время экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка и повлиять на результаты всего исследования.
    Если вопрос о предпочтениях задается и ребенок в ответ четко формулирует желание жить с одним из родителей, то эксперт должен определить, является ли это желание свободным желанием ребенка, или же повторением чужих слов и результатом психологического воздействия. Также надо учитывать, что в младшем возрасте при ответе на такой вопрос ребенок чаще выбирает того родителя, перед кем испытывает больше страха, или которого считает более злопамятным или ранимым.
    Если же ребенок враждебно настроен по отношению к одному из родителей, то эксперт должен определить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении - в некоторых случаях негативные чувства подогреваются другим родителем и не содержат в своей основе серьезных проблем во взаимоотношении между родителем и ребенком.

  • Насколько широк круг вопросов, на которые отвечает эксперт в рамках экспертизы детско-родительских отношений?

    К компетенции эксперта относится предоставление суду рекомендаций по очень широкому кругу вопросов, в частности:

    • оценка степени привязанности между родителеми и ребенком
    • оценка планов родителей относительно воспитания ребенка
    • способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка
    • целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей
    • порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками
    • выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить
  • Кто проводит экспертизу детско-родительских отношений?

    Экспертиза детско-родительских отношений проводится с участием эксперта в области психологии. Если на экспертизу поставлены вопросы о состоянии психического здоровья одного из родителей или ребенка, то в этом случае к экспертизе привлекается специалист в области психиатрии.

  • Зачем нужна экспертиза детско-родительских отношений?

    Ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие "интересы ребенка ". Нормы семейного кодекса РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение его мнения, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органов опеки и попечительства. Необходимость выявления судом, наряду с материальными, бытовыми условиями, ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение, определяет целесообразность участия в спорах специалистов - психологов и психиаторов. Как правило в рамках экспертизы эти специалисты устанавливают следующие обстоятельства:

    • мотивы поведения
    • особенности личных отношений родителей к ребенку и друг другу
    • индивидуально-психологические особенности всех членов семьи, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития